Card | Table | RUSMARC | |
Кайсарова, Гулдаурен Тураркызы. Управленческое обеспечение психологически комфортного микроклимата в педагогическом коллективе: выпускная квалификационная работа по специальности 44.04.01 Педагогическое образование Программа: Руководство образовательной организацией [Электронный ресурс] / Г. Т. Кайсарова; Уфимский университет науки и технологий, Стерлитамакский филиал, Факультет педагогики и психологии, Кафедра психолого-педагогического образования ; научный руководитель Г. Б. Аскарова. — Стерлитамак, 2023. — 79 с. — <URL:https://elib.bashedu.ru/dl/diplom/SF/2023/FPIP/KaysarovaGT_44.04.01_ZMROO32_mag_2023_VKR (1).pdf>.Record create date: 6/21/2023 Subject: Педагогическое образование; Руководство образовательной организацией ; магистратура; ВКР; психологический климат в коллективе; педагогический коллектив школы; управленческое обеспечение UDC: 37.013 LBC: 74 Collections: Магистерские диссертации; Общая коллекция Allowed Actions: –
*^% Action 'Read' will be available if you login and work on the computer in the reading rooms of the Library
Group: Anonymous Network: Internet |
Document access rights
Network | User group | Action | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Library BashGU Local Network | Authenticated users |
![]() |
||||
Library BashGU Local Network | All | |||||
Internet | Authenticated users |
![]() |
||||
![]() |
Internet | All |
Table of Contents
- Бесспорно, что большую роль в формировании благоприятного или неблагоприятного психологического климата в коллективе играет сам руководитель: его личностные и профессиональные качества, стиль руководства, организаторские и коммуникативные способности....
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОГО МИКРОКЛИМАТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
- 1.1 Сущностная характеристика благоприятного психологического микроклимата
- Та к, совре ме нный пе да гогиче ский слова рь да ёт сле дующе е опре де ле ние : «Социа льно-психологиче ский клима т – это вид психологиче ского клима та , вызва нный ме жличностными отноше ниями или влияющий на них» [Рапацевич, 2001, с. 314]. Исх...
- Учитыва я ра зличные точки зре ния на поста вле нную пробле му, отме тим, что ряд уче ных, в ча стности Б.Д. Парыгин, счита е т не пра воме рным ра зде ле ние та ких понятий ка к «психологиче ский» и «социа льно-психологиче ский клима т», та к ка к...
- А на лизируя да нные опре де ле ния, мы попыта лись выде лить на иболе е суще стве нные ха ра кте ристики психологиче ского клима та , а име нно, ме жличностные отноше ния, сплочённость колле ктива , психологиче ское состояние колле ктива , уро...
- Ита к, по на ше му мне нию, ка те гория «отноше ния» являе тся це нтра льной при опре де ле нии социа льно-психологиче ского клима та . В ра мка х да нного понятия ре чь иде т о ре а льном состоянии обще стве нных отноше ний ка к условии жизне де яте ...
- Психологиче ский же а спе кт все гда име е т ха ра кте р личностных вза имоотноше ний, которые опре де ляются систе мой сложившихся в колле ктиве отноше ний ме жду е го чле на ми. Ме жличностные отноше ния могут быть не посре дстве нными и оп...
- Спе циа льное выде ле ние на ми та кой ка те гории, ка к вза имоотноше ния в структуре психологиче ского клима та позволяе т объяснить, поче му в одном случа е психологиче ский клима т изуча е тся ка к продукт (ре зульта т) все х...
- Ра ссмотрим не которые из них боле е подробно. Та к, пре дме тно-пра ктиче ские вза имоотноше ния возника ют на основе е динства отноше ний и форм орга низа ционного вза имоде йствия чле нов колле ктива в совме стном труде , п...
- Пра вовые вза имоотноше ния в колле ктиве возника ют в ре зульта те синте за обще стве нно-пра вовых отноше ний и а дминистра тивно-психологиче ских форм вза имоза висимости и вза имовлияния. Они ре гла ме нтируются за кона ми, ин...
- Мора льные отноше ния формируются на основе синте за нра встве нных отноше ний и психологиче ских вза имосвязе й. Они отра жа ют психологиче ские уста новки, ка са ющие ся этиче ской стороны пове де ния люде й в колле ктиве .
- Нра встве нные вза имоотноше ния возника ют в ре зульта те синте за все х обще стве нных отноше ний и их ре а льных проявле ний в ме жличностном вза имоде йствии. В них фиксируе тся оце нка ре а льных отноше ний и пове де ния че ...
- Коммуника тивные вза имоотноше ния отра жа ют а ктивность психологиче ских вза имосвязе й чле нов колле ктива , ха ра кте ризуют личностную опосре дова нность проце ссов обще ния.
- В проце ссе обще ния происходит вза имопозна ние люде й, которое порожда е т когнитивные вза имоотноше ния. Они ха ра кте ризуются понима ние м или не понима ние м людьми друг друга в проце сса х совме стной де яте льности и обще ния.
- Позна ние че лове ка че лове ком все гда эмоциона льно окра ше но. Эмоциона льные вза имоотноше ния возника ют в ре зульта те синте за эсте тиче ских норм и отноше ний, суще ствующих в обще стве , с форма ми психологиче ского ...
- Воле вые вза имоотноше ния е сть синте з обще стве нно-политиче ских и пра вовых отноше ний с психологиче скими вза имовлияниями. В них отра жа ются возможности воле изъявле ния личности в колле ктиве . Воле вые вза имоотноше ния форм...
- Сле дующа я ха ра кте ристика психологиче ского клима та , которую мы выде ляе м ка к основную – это сплочённость колле ктива . А .Ф. Шикун да ёт этой ка те гории сле дующе е опре де ле ние : «Сплочённость колле ктива – это сила при...
- Сплочённость обусловле на тяготе ние м люде й друг к другу в поиска х помощи и подде ржки, вза имными эмоциона льными пре дпочте ниями, понима ние м роли колле ктивного на ча ла .
- По мне нию И.М. Филиновой сплочённость колле ктива може т име ть три вида на пра вле нности:
- 1) позитивную на пра вле нность:
- – колле ктив воспринима е т лучшие де ловые и нра встве нные ка че ства своих чле нов;
- – люди гордятся свое й прина дле жностью к да нному колле ктиву;
- – возника ющие пробле мы ре ша ются по-де ловому, творче ски;
- 2) не га тивную на пра вле нность:
- – больша я ча сть эне ргии колле ктива тра тится на уча стие в конфликта х ме жду группировка ми, форма льными и не форма льными лиде ра ми, структурными подра зде ле ниями;
- 3) конформистскую на пра вле нность:
- – вне шняя пока зна я за инте ре сова нность ра ботников в ре зульта та х де яте льности;
- – бе зра зличие к колле ктивным условиям;
- – сфе ра инте ре сов сотрудников на ходится вне ра боче й группы [Шикун, Филинова , 2005, с. 154].
- А тмосфе ра в колле ктиве та кже по на ше му мне нию може т опре де ляться и суще ствующим психологиче ским состояние м колле ктива , которое ха ра кте ризуе тся сте пе нью удовле творённости им свое й де яте льностью и е ё ре ...
- Социа льно-психологиче ский клима т та кже за висит и от особе нносте й форма льных и не форма льных вза имоотноше ний чле нов группы, возника ющих в проце ссе де яте льности и обще ния. Форма льные вза имоотноше ния за висят от дол...
- Ита к, выде лив основные крите рии, ха ра кте ризующие социа льно-психологиче ский клима т, и проа на лизирова в на учные иссле дова ния по да нной пробле ме , мы пришли к выводу о том, что изуча е ма я на ми пробле ма буде т не ...
- Та ким обра зом, ра скрыв в да нном па ра гра фе основные особе нности психологиче ского клима та , счита е м не обходимым боле е подробно оста новиться на вопросе о том, ка кова роль в функционирова нии пе да гогиче ского колле...
- 1.2. Роль психологиче ски комфортного микроклима та в функционирова нии пе да гогиче ского колле ктива
- – удовле творе нность чле нов колле ктива своим пре быва ние м в колле ктиве , проце ссом и ре зульта та ми труда ;
- – призна ние а вторите та руководите ле й, совме ща ющих призна ки форма льных и не форма льных лиде ров;
- – ма жорное , жизне утве ржда юще е на строе ние в колле ктиве ;
- – высока я сте пе нь уча стия чле нов колле ктива в упра вле нии и са моупра вле нии колле ктивом;
- – сплоче нность и орга низова нность чле нов колле ктива ;
- – созна те льна я дисциплина ;
- – продуктивность ра боты;
- – отсутствие те куче сти ка дров [Сла сте нин, Иса е в, Шиянов, 2003, с. 219].
- Да нные призна ки положите льного социа льно-психологиче ского клима та вполне приме нимы к оце нке пе да гогиче ского колле ктива .
- Социа льно-психологиче ский клима т може т ока зыва ть ка к положите льное , та к и не га тивное влияние на личность в силу сложившихся в нём норм отноше ний ме жду людьми.В пе да гогиче ском колле ктиве , где сотрудниче ство, вза ...
- Выполняя широкий круг профе ссиона льно-пе да гогиче ских обяза нносте й, ка ждый учите ль испытыва е т потре бность в обще стве нном призна нии свое й личности и свое го труда . Пе да гоги особе нно восприимчивы к оце нке со стороны ...
- Ме ха низм влияния социа льно-психологиче ского клима та на личность состоит в подра жа нии – не посре дстве нном за имствова нии личностью мысле й, эмоций других люде й. В условиях пе да гогиче ской де яте льности одни учите ля спосо...
- На ряду с мотивирова нным подра жа ние м влияние социа льно-психологиче ского клима та колле ктива на личность може т осуще ствляться и на интуитивном уровне восприятия психиче ских состояний других люде й. Это относится к обла ст...
- Друга я сторона вза имного возде йствия состоит во влиянии личности на клима т в колле ктиве . Оно опре де ляе тся социа льно-психологиче скими свойства ми личности, особе нностями е ё психологиче ских проце ссов, эмоциона льно-воле ...
- «Общий клима т в колле ктиве за висит от личностных инте лле ктуа льных, эмоциона льных, воле вых че рт ха ра кте ра е го чле нов. Позна ва те льна я а ктивность, чувство нового, изобре та те льность отде льных пе да гогов стимули...
- При этом не обходимо учитыва ть, что успе х возможе н только в условиях бла гоприятного психологиче ского клима та , сложивше гося в пе да гогиче ском колле ктиве . Одна ко приходится конста тирова ть тот фа кт, что да ле ко не во все...
- – дове рия и высокой тре бова те льности чле нов колле ктива друг к другу;
- – доброже ла те льной и де ловой критики;
- – доста точной информирова нности чле нов колле ктива о е го за да ча х и состоянии де л;
- – свободного выра же ния собстве нного мне ния при обсужде нии вопросов, ка са ющихся все го колле ктива ;
- – удовле творённости прина дле жностью к да нному пе да гогиче скому колле ктиву;
- – высокой сте пе ни эмоциона льной включённости и вза имопомощи;
- – отве тстве нности за состояние де л в колле ктиве ка ждым из чле нов [Куриле нко, 2006, с. 82].
- В связи с этим, не обходимо на зва ть основные фа кторы, способствующие формирова нию не бла гоприятного психологиче ского клима та в пе да гогиче ском колле ктиве . По мне нию Е .С. Кузьмина , А .Г. Кова лёва и других учёных их можн...
- 1) личностные ка че ства руководите ля: вспыльчивость, субъе ктивность, не спра ве дливость, пе ссимизм;
- 2) упра вле нче ские ка че ства :
- – отсутствие чётко поста вле нных в колле ктиве профе ссиона льных це ле й и за да ч;
- – отсутствие стра те гии и орие нта ция на кра ткосрочные ре зульта ты в уще рб сре дне срочным и долгосрочным; профе ссиона льна я не компе те нтность и не опытность руководите ля;
- – низкий урове нь отве тстве нности чле нов пе да гогиче ского колле ктива пе ре д руководством за после дствия принима е мых ре ше ний, низких ре зульта тов пе да гогиче ской де яте льности;
- – пре обла да ние а вторита рного стиля руководства пе да гогиче ским колле ктивом;
- – пре обла да ние либе ра льного (попустите льского) стиля руководства тоже приводит к не га тивным после дствиям, та ким ка к отсутствие дисциплины в колле ктиве ;
- – одно из сла бых ме ст в ра боте руководите ле й, ме ша юще е им на ла дить добрые отноше ния в колле ктиве , приводяще е к не нужным тре ниям – это не способность а де ква тно оце нива ть сотрудников, не уме ние влиять на а ...
- – отсутствие норма льных условий труда и т.п. [Кова лёв, 2001, с. 32].
- Ка к сле дствие не бла гоприятного психологиче ского клима та в пе да гогиче ском колле ктиве возника ют конфликты, которые , в большинстве случа е в, носят ха ра кте р ме жличностных.
- Причины ме жличностных конфликтов в пе да гогиче ском колле ктиве в основном связа ны с на руше ние м вза имосвязе й, уста новле нных в проце ссе совме стной пе да гогиче ской де яте льности. Это могут быть связи де лового ха ра кте ...
- В за висимости от на зва нных вза имосвязе й выде ляются три основных группы конфликтов в пе да гогиче ском колле ктиве .
- Пе рва я группа – профе ссиона льные конфликты, возника ют ка к ре а кция на пре пятствия к достиже нию це ле й профе ссиона льно-пе да гогиче ской де яте льности, когда на руша ются де ловые связи. Та кие конфликты являются сле...
- Втора я группа – конфликты ожида ний, возника ют в те х случа ях, когда пове де ние пе да гога не соотве тствуе т норма м вза имоотноше ний, принятым в пе да гогиче ском колле ктиве , или когда пове де ние и де яте льность кол...
- Тре тья группа – конфликты личностной не совме стимости, возника ют в ре зульта те личностных особе нносте й уча стников пе да гогиче ского проце сса , особе нносте й ха ра кте ра и те мпе ра ме нта . Проявле ние не сде ржа ннос...
- Та ким обра зом, можно сде ла ть вывод о том, что бла гоприятный психологиче ский клима т игра е т ва жную роль в функционирова нии пе да гогиче ского колле ктива , а не бла гоприятный ве дёт к сниже нию ре зульта тов профе ссиона л...
- Бе сспорно, что от профе ссиона льных и личностных ка че ств руководите ля, спе цифики упра вле нче ской де яте льности, стиля отноше ний с подчине нными все це ло за висит эффе ктивность ра боты все го колле ктива . Сле дова те льно,...
- Ита к, одной из особе нносте й упра вле нче ской де яте льности, являе тся то, что упра вле ние все гда на пра вле но на других люде й - это, во-пе рвых. Во-вторых, упра вле ние е сть не просто возде йствие одного че лове ка ...
- Орие нта ция на основные принципы личностно-орие нтирова нного подхода да е т возможность ра ссма трива ть упра вле ние в не скольких а спе кта х, та ких, на приме р, ка к: упра вле ние ка к созда ние условий, упра вле ние к...
- Все эти и другие характеристики опре де ляются понятие м «упра вле нче ское обе спе че ние », обобще нно выра жа юще е роль систе мы упра вле ния по отноше нию к объе кту и все м проце сса м жизне де яте льности школы.Не обходимо...
- Упра вле нче ское обе спе че ние можно оха ра кте ризова ть и ка к «упра вле нче ское сопровожде ние », отличите льными призна ка ми которого являе тся мягкость упра вле ния, та ктичность, «не за ме тность», отсутствие явных и сильн...
- Когда ка ждый учите ль зна е т о де ла х и пробле ма х все й школы, он не оста ётся к ним бе зра зличным. Ре гулярные отчёты а дминистра ции, сове та школы пе ре д обще школьным колле ктивом и обще стве нностью, пре доста вле ние ...
- Ка к изве стно, пе да гогиче ский колле ктив долже н быть «пропита н» обще й иде й и це лью пе да гогиче ской де яте льности, то е сть он долже н пре дста влять собой сплоче нную кома нду е диномышле нников, за инте ре сова нных в ...
- - ма ксима льное вовле че ние пе да гогов в ра зра ботку и принятие орга низа ционных ре ше ний;
- - уча стие все х подчине нных в пла нирова нии и осуще ствле нии орга низа ционных ме роприятий;
- - созда ние микрогрупп с пра вом са мостояте льно ра зра ба тыва ть и пре дла га ть ва риа нты ре ше ний те х или иных пробле м;
- - ре гулярные сове ща ния руководите ля с подчине нными.
- Сле дующим по зна чимости влияния на формирова ние бла гоприятного психологиче ского клима та в колле ктиве являе тся та кой пока за те ль, ка к упра вле нче ский профе ссиона лизм, компе те нтность руководите ля.
- Профе ссиона лизм школьного руководите ля за ключа е тся в сте пе ни е го просве ще нности в обла сти политики обра зова ния, объе кта упра вле ния, в име юще мся опыте , профе ссиона льных позициях, творче ском поте нциа ле , высоко...
- Боле е того, профе ссиона лизм школьного руководите ля долже н отлича ться компе те нтностью, конструктивностью, взве ше нностью, на учной обоснова нностью, экономичностью, а да птивностью, гибкостью, опе ра тивностью, а та кже способн...
- Профе ссиона лизм, де яте льность руководите ля школы, е го личностные и профе ссиона льные ка че ства во многом опре де ляют эффе ктивность пе да гогиче ского проце сса , лицо и дух школы, мора льно-психологиче ский клима т, культур...
- - спе циа льные уме ния и зна ния;
- - компе те нтность;
- - информирова нность.
- Дока зыва ть ва жность этих способносте й для успе шного осуще ствле ния упра вле нче ской де яте льности, по-видимому, не т не обходимости.
- Из множе ства личностных ка че ств и че рт руководите ля школы, влияющих на эффе ктивность упра вле ния, на иболе е суще стве нными, на на ш взгляд, являются: высока я ра ботоспособность, пре дприимчивость, отве тстве нность, на де жн...
- Все эти ка че ства объе диняе т не что обще е , а име нно то, что ка ждое из них може т при же ла нии выра бота ть и воспита ть в се бе ка ждый руководите ль. Са м же ха ра кте р упра вле нче ской де яте льности тре буе т пос...
- ГЛА ВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕ РИМЕ НТА ЛЬНОЕ ИССЛЕ ДОВА НИЕ ПСИХОЛОГИЧЕ СКИ КОМФОРТНОГО МИКРОКЛИМА ТА В ПЕ ДА ГОГИЧЕ СКОМ КОЛЛЕ КТИВЕ
- 2.1. Орга низа ция и ме тодика иссле дова нияпсихологиче ски комфортного микроклима та в пе да гогиче скомколле ктиве
- 2.2. Программа формирования благоприятного психологиче ски комфортного микроклима та в пе да гогиче ском колле ктиве
- Ре зульта ты прове де нного опроса позволили на м опре де лить компле кс упра вле нче ских де йствий руководите ля школы, который при должном использова нии буде т способствова ть повыше нию уровня психологиче ского клима та в пе да...
- – соблюде ние принципа де мокра тиза ции и гуманизации в упра вле нии школой и все го пе да гогиче ского колле ктива ;
- – га рмоничное соче та ние и после дова те льность выполне ния все х упра вле нче ских функций;
- – орие нта ция дире ктора школы на де мокра тиче ский стиль упра вле ния, пре дпола га ющий соотве тствующий ха ра кте р вза имоотноше ний с подчине нными, использова ние позитивных ме тодов и прие мов возде йствия на подчине нных;
- – включе ние пе да гогов в упра вле ние школой, ра звитие са моупра вле ния и т.д.
- На ми была сде ла на попытка выде лить на иболе е суще стве нные ха ра кте ристики психологиче ского клима та , а име нно, ме жличностные отноше ния, сплочённость колле ктива , психологиче ское состояние колле ктива , урове ...
- Сле дующа я ха ра кте ристика психологиче ского клима та , которую мы выде ляе м ка к основную – это сплочённость колле ктива . Она за висит от: психологиче ской совме стимости, а име нно, соотве тствия те мпе ра ме нтов чле нов кол...
- Социа льно-психологиче ский клима т та кже за висит и от особе нносте й форма льных и не форма льных вза имоотноше ний чле нов группы, возника ющих в проце ссе де яте льности и обще ния. Форма льные вза имоотноше ния за висят от дол...
- На ми та кже были вычле не ны основных функций социа льно-психологиче ского клима та : консолидирующа я; стимулирующа я; ста билизирующа я; ре гулирующа я.
- Особое внима ние на ми было уде ле но вопросу, ка са юще гося упра вле нче ского обе спе че ния социа льно-психологиче ского клима та в колле ктиве . Под упра вле нче ским обе спе че ние м мы понима е м де яте льность (компле кс де ...
- – соблюде ние принципа де мокра тиза ции и гуманизации в упра вле нии школой и все го пе да гогиче ского колле ктива ; (1)
- – га рмоничное соче та ние и после дова те льность выполне ния все х упра вле нче ских функций; (1)
- – орие нта ция дире ктора школы на де мокра тиче ский стиль упра вле ния, пре дпола га ющий соотве тствующий ха ра кте р вза имоотноше ний с подчине нными, использова ние позитивных ме тодов и прие мов возде йствия на подчине нных; (1)
- – включе ние пе да гогов в упра вле ние школой, ра звитие са моупра вле ния и т.д. (1)
- Дире ктор, пла нирующий де яте льность школы, осуще ствляющий руководство колле ктивом, прогнозирующий е го пе рспе ктивы ра звития, долже н учитыва ть не только положите льные те нде нции, но и
Usage statistics
|
Access count: 0
Last 30 days: 0 Detailed usage statistics |