Электронно-библиотечная система
БашГУ

     
     

Детальная информация

Шафиков, С. Г. Лексическая типология языков [Электронный ресурс]: учебное пособие / С. Г. Шафиков; Башкирский государственный университет. — Уфа: РИО БашГУ, 2005. — Электрон. версия печ. публикации. — Доступ возможен через Электронную библиотеку БашГУ. — <URL:https://elib.bashedu.ru/dl/read/Shafikov_Lekcicheskay tipologia yaz._up_Ufa RIO BashGU_2005.pdf>.

Дата создания записи: 23.08.2016

Тематика: Языкознание — Лексикология; языковая структура; лингвистическая типология; лингвистика; семантические поля; морфология; словообразования; фразеология

УДК: 81'37

ББК: 81.03

Коллекции: Учебные и учебно-методические издания; Общая коллекция

Разрешенные действия:

Действие 'Прочитать' будет доступно, если вы выполните вход в систему и будете работать на компьютерах в читальных залах Библиотеки

Группа: Анонимные пользователи

Сеть: Интернет

Права на использование объекта хранения

Место доступа Группа пользователей Действие
Локальная сеть Библиотеки Все Прочитать
Интернет Аутентифицированные пользователи Прочитать
-> Интернет Все

Оглавление

  • ПРЕДИСЛОВИЕ......................................................................................5
  • Раздел 1. НАУЧНЫЙ АППАРАТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ТИПОЛОГИИ......................................................................................... 7
  • Раздел 4. УНИВЕРСАЛИИ ЯЗЫКА И
  • СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ...........................................................57
  • 4.1. КАК ЧТО в типологии универсалий.........................................57
  • 4.2. Типология универсалий.............................................................. 58
    • 4.3. Причины существования языковых универсалий................ 67
    • 4.4. Поиск семантических универсалий в лексике....................... 70
    • 4.5. Лексические категории и семантическое поле........................ 73
  • Раздел 6. ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ........................................107
    • 7.3. Внутренняя форма лексической единицы............................. 124
      • 7.4. Модели внутренней формы...................................................... 125
  • Раздел 1. НАУЧНЫЙ АППАРАТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ТИПОЛОГИИ
  • Сходства и различия между языками. Как известно, язык есть системно-структурное образование, то есть характеризуется наличием системы и структуры. Под системой понимается, прежде всего, совокупность элементов разного уровня сложности, то есть фонем, морфем, лексем (слов и словосочетаний), синтаксических моделей, представленных в речи в виде фонов, морфов, словоформ и предложений. Под структурой понимается его внутренняя организация, то есть система связей и отношений между его элементами, обеспечивающая функционирование языка в форме речевых актов.
    • Раздел 2. ИСТОРИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ТИПОЛОГИИ
  • Раздел 4. УНИВЕРСАЛИИ ЯЗЫКА И ЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ
    • 4.2. Типология универсалий
    • Абсолютные универсалии и относительные универсалии. Степень распространенности универсалий является основанием для оппозиции абсолютных и относительных универсалий. Можно ли, однако, говорить об абсолютных универсалиях, если все известные эмпирические универсалии имеют исключения? Например, значимость корреляций, имеющих вид «VSO есть язык с предлогами», «SOV есть язык с послелогами», нарушается существованием таких языков как папаго, в котором порядок слов (VSO) допускает употребление как предлогов, так и послелогов. Таким образом, все универсалии носят статистический, то есть ограничеснный характер. Вопрос, однако, состоит в том, как интерпретировать универсалии, имеющие разные степени ограниченности. Здесь можно выделить два противоположных подхода: арифметический и философский.
    • 4.3. Причины существования языковых универсалий
    • 4.4. Поиск семантических универсалий в лексике
  • Лексическая мотивированность в самом общем понимании есть связь между значением и формой лексической единицы (слова или словосочетания). Любой человек, который владеет хотя бы одним иностранным языком, может заметить, что некоторые слова и словосочетания являются как бы самоочевидными, то есть их формы обладают высокой степенью предсказательности, указывая на соответствующие значения, другие обладают меньшей предсказательной силой, а третьи вообще демонстрируют отсутствие связи между значением и формой. Поэтому лексические единицы можно разделить на 1) полностью мотивированные, 2) частично мотивированные, 3) немотивированные единицы. Например, значение существительного игрок в русском языке полностью мотивировано, поскольку складывается как сумма значений морфем (корневая морфема игра + аффиксальная морфема -ок), в то время как значение слова игра не мотивировано, поскольку связь между формой корневого слова и значением здесь является произвольной. Это не означает, разумеется, что в отличие от производных, то есть более сложных форм, все простые формы немотивированны, поскольку существует такой тип как семантическая мотивированность. Семантическая мотивированность зависит не от степени сложности структуры, а от связи между значениями многозначной единицы (ср. связанные между собой значения слова trip в английском языке: «путешествие», «наркотический транс, напоминающий путешествие»).
    • 8.3. Семантическая аттракция семем

Статистика использования документа

stat Количество обращений: 19
За последние 30 дней: 0
Подробная статистика