Card | Table | RUSMARC | |
Шафиков, С. Г. Лексическая типология языков [Электронный ресурс]: учебное пособие / С. Г. Шафиков; Башкирский государственный университет. — Уфа: РИО БашГУ, 2005. — Электрон. версия печ. публикации. — Доступ возможен через Электронную библиотеку БашГУ. — <URL:https://elib.bashedu.ru/dl/read/Shafikov_Lekcicheskay tipologia yaz._up_Ufa RIO BashGU_2005.pdf>.Record create date: 8/23/2016 Subject: Языкознание — Лексикология; языковая структура; лингвистическая типология; лингвистика; семантические поля; морфология; словообразования; фразеология UDC: 81'37 LBC: 81.03 Collections: Учебные и учебно-методические издания; Общая коллекция Allowed Actions: –
*^% Action 'Read' will be available if you login and work on the computer in the reading rooms of the Library
Group: Anonymous Network: Internet |
Document access rights
Network | User group | Action | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Library BashGU Local Network | All | |||||
Internet | Authenticated users | |||||
Internet | All |
Table of Contents
- ПРЕДИСЛОВИЕ......................................................................................5
- Раздел 1. НАУЧНЫЙ АППАРАТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ТИПОЛОГИИ......................................................................................... 7
- Раздел 4. УНИВЕРСАЛИИ ЯЗЫКА И
- СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ...........................................................57
- 4.1. КАК ЧТО в типологии универсалий.........................................57
- 4.2. Типология универсалий.............................................................. 58
- 4.3. Причины существования языковых универсалий................ 67
- 4.4. Поиск семантических универсалий в лексике....................... 70
- 4.5. Лексические категории и семантическое поле........................ 73
- Раздел 6. ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ........................................107
- 7.3. Внутренняя форма лексической единицы............................. 124
- 7.4. Модели внутренней формы...................................................... 125
- 7.3. Внутренняя форма лексической единицы............................. 124
- Раздел 1. НАУЧНЫЙ АППАРАТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ТИПОЛОГИИ
- Сходства и различия между языками. Как известно, язык есть системно-структурное образование, то есть характеризуется наличием системы и структуры. Под системой понимается, прежде всего, совокупность элементов разного уровня сложности, то есть фонем, морфем, лексем (слов и словосочетаний), синтаксических моделей, представленных в речи в виде фонов, морфов, словоформ и предложений. Под структурой понимается его внутренняя организация, то есть система связей и отношений между его элементами, обеспечивающая функционирование языка в форме речевых актов.
- Раздел 2. ИСТОРИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ТИПОЛОГИИ
- Раздел 4. УНИВЕРСАЛИИ ЯЗЫКА И ЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ
- 4.2. Типология универсалий
- Абсолютные универсалии и относительные универсалии. Степень распространенности универсалий является основанием для оппозиции абсолютных и относительных универсалий. Можно ли, однако, говорить об абсолютных универсалиях, если все известные эмпирические универсалии имеют исключения? Например, значимость корреляций, имеющих вид «VSO есть язык с предлогами», «SOV есть язык с послелогами», нарушается существованием таких языков как папаго, в котором порядок слов (VSO) допускает употребление как предлогов, так и послелогов. Таким образом, все универсалии носят статистический, то есть ограничеснный характер. Вопрос, однако, состоит в том, как интерпретировать универсалии, имеющие разные степени ограниченности. Здесь можно выделить два противоположных подхода: арифметический и философский.
- 4.3. Причины существования языковых универсалий
- 4.4. Поиск семантических универсалий в лексике
- Лексическая мотивированность в самом общем понимании есть связь между значением и формой лексической единицы (слова или словосочетания). Любой человек, который владеет хотя бы одним иностранным языком, может заметить, что некоторые слова и словосочетания являются как бы самоочевидными, то есть их формы обладают высокой степенью предсказательности, указывая на соответствующие значения, другие обладают меньшей предсказательной силой, а третьи вообще демонстрируют отсутствие связи между значением и формой. Поэтому лексические единицы можно разделить на 1) полностью мотивированные, 2) частично мотивированные, 3) немотивированные единицы. Например, значение существительного игрок в русском языке полностью мотивировано, поскольку складывается как сумма значений морфем (корневая морфема игра + аффиксальная морфема -ок), в то время как значение слова игра не мотивировано, поскольку связь между формой корневого слова и значением здесь является произвольной. Это не означает, разумеется, что в отличие от производных, то есть более сложных форм, все простые формы немотивированны, поскольку существует такой тип как семантическая мотивированность. Семантическая мотивированность зависит не от степени сложности структуры, а от связи между значениями многозначной единицы (ср. связанные между собой значения слова trip в английском языке: «путешествие», «наркотический транс, напоминающий путешествие»).
- 8.3. Семантическая аттракция семем
Usage statistics
Access count: 26
Last 30 days: 0 Detailed usage statistics |