BashGU
Electronic Library

     

Details

Круглова, И.А. Воспитание у детей 7-8 лет эмоционально-положительного отношения к природе в процессе экологического образования: выпускная квалификационная работа по специальности Дошкольное образование. Начальное образование [Электронный ресурс] / И.А. Круглова; Башкирский государственный университет, Сибайский филиал ; к.п.н., доцент Л.Р. Файзуллина. — Сибай, 2022. — 75 с.: ил. — <URL:https://elib.bashedu.ru/dl/diplom/KruglovaIA_44.03.05_DONO_bak_2022.pdf>.

Record create date: 6/28/2022

Subject: Дошкольное образование. Начальное образование; бакалавриат; ВКР; воспитание; обучение; образование

UDC: 373.3

LBC: 74.56

Collections: Квалификационные работы бакалавров и специалистов; Общая коллекция

Allowed Actions:

*^% Action 'Read' will be available if you login and work on the computer in the reading rooms of the Library

Group: Anonymous

Network: Internet

Document access rights

Network User group Action
Library BashGU Local Network Authenticated users Read
Library BashGU Local Network All
Internet Authenticated users Read
-> Internet All

Table of Contents

  • 1.1. Экологическое образование детей как педагогическая проблема ………..... 7
  • 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ 7-8 ЛЕТ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ……………………………………... 38
  • на начальном этапе исследования ………………………………….……….…… 38
  • 2.2. Программа воспитания у детей 7-8 лет эмоционально-положительного отношения к природе …………………………………………………………..… 44
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….… 57
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……59
  • ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Программа «Природа и люди» З.А. Клепинина…….…61
  • 1.1. Экологическое образование детей как педагогическая проблема
  • на начальном этапе исследования
  • Для того чтобы ребенок мог осознанно и правильно относиться к объектам природы, он должен обладать элементарными экологическими знаниями, характерными для данного возраста. В таблице 2.1 представлены критерии и показатели эмоционально-положительного о...
  • Таблица 2.1
  • Содержание деятельности и показатели эмоционально-положительного отношения к природе в 1 классе
  • Для осуществления экспериментальной работы были поставлены следующие задачи:
  • - выявить уровень значимости экологических понятий у детей;
  • - определить личностное отношение к природе у детей;
  • - выявить у детей мотивацию взаимодействия с природой.
  • Эмоционально-положительное отношение к природе базируется на элементарных знаниях, которые и обозначают мотивы поступков и поведение школьников. Обязательным компонентом процесса формирования экологической культуры являются знания и умения, а конечным...
  • Констатирующий эксперимент проводился на базе МАОУ «Кваркенская СОШ», с. Кваркено, Кваркенский район, Оренбургская область. В экспериментальную и контрольную группы были выбраны дети первого класса, приблизительно равные по уровню развития, в количест...
  • Целью констатирующего эксперимента было выявление показателей эмоционально-положительного отношения к природе у детей. Мы применяли диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей, разработанный...
  • Задание 1. Выявление наиболее значимых для ребенка понятий природы и общества (проводится индивидуально с каждым ребенком).
  • Цель. Определить уровень значимости экологических понятий для ребенка.
  • Оборудование. Карточки с картинками, объединенные в пять категорий: природа, окружающие предметы, труд, наука и искусство, я сам.
  • Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку выложить картинки в порядке от наиболее важного к менее значимому.
  • Проведение. «Посмотри какие картинки лежат на столе. Выложи их одну за другой. На первое место положи ту картинку, на которой изображено самое близкое для тебя. Дальше выкладывай то, что менее важно, последнюю положи ту, которая изображает самое незна...
  • Оценка результатов деятельности
  • Высокий уровень (13 - 15 баллов)
  • * Ребенок осознанно на первое место кладет картинки с изображением природных явлений. Полными предложениями отвечает на поставленные вопросы. Проявляет интерес к изображению растений и животных. Ставит значимость природы на первое место.
  • Средний уровень (8 - 12 баллов)
  • * Ребенок отвечает на поставленные вопросы. Картинки с изображением природы ставит в середину выложенной линии. Проявляет интерес к природе, но больше интересуется игрушками, самим собой.
  • Низкий уровень (5 - 7 баллов)
  • * Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Карточки выкладывает не объясняя причину такой последовательности. Не интересуется изображением природы и животных.
  • Результаты показали что у выбранной подгруппы детей в основном средний уровень развития значимости экологических понятий.
  • Задание 2. Методика «Альтернатива» (проводится индивидуально с каждым ребенком).
  • Цель. Определить тип мотивации взаимодействия с природными объектами: эстетического, когнитивного, практического и прагматического.
  • Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку выбрать наиболее подходящий для него вариант ответа.
  • - Для нашего аквариума ты бы хотел завести новых рыбок:
  • А) с красивой окраской?
  • Б) С интересным поведением?
  • - Гуляя в лесу с родителями ты пойдешь:
  • А) Проложишь новую дорожку, зато нарвешь красивый букет?
  • Б) По хорошей тропинке, не вредя растениям?
  • - После отдыха с родными в лесу ты:
  • А) Оставишь мусор там, ведь и так его много вокруг?
  • Б) Попытаешься собрать мусор и вместе с родителями выбросишь его потом в урну?
  • - Какие цветы ты выбрал бы для посадки на клумбу:
  • А) Яркие красивые растения, которые не требуют особого ухода?
  • Б) Растения, за которыми необходимо постоянно следить и ухаживать?
  • - Как ты думаешь, что ты можешь сделать для охраны природы:
  • А) Ничего, я еще маленький.
  • Б) Не сорить, не обижать животных, вешать кормушки, собирать мусор в лесу.
  • Оценка результатов деятельности (1)
  • За каждый ответ А – 1 балл, за ответ Б – 2 балла.
  • Высокий уровень (9 - 10 баллов)
  • * Ребенок осознанно на первое место ставит интересы природы. Полными предложениями отвечает на поставленные вопросы. Проявляет интерес к вопросам. Интересуется охраной природы и бережным отношением к ней.
  • Средний уровень (7 - 8 баллов)
  • * Ребенок отвечает на поставленные вопросы. Не проявляет особого интереса к бережному отношению, природой больше интересуется с эстетической точки зрения.
  • Низкий уровень (5 - 6 баллов)
  • * Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Больше занимают свои интересы, а не вопросы охраны природы. Интересуется красотой природы, а не чистотой.
  • Результаты проведения данной методики показали средний уровень мотивации детей взаимодействия с природными объектами.
  • Задание 3. Опросник (проводится индивидуально с каждым ребенком).
  • Цель. Определить уровень развития личностного отношения к природе.
  • Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку вопрос, требующий однозначного ответа:
  • - Тебе на день рождения подарили котенка, хомячка или другое домашнее животное. Ты обрадуешься?
  • - Твой друг сломал ветку дерева. Ты укажешь на его неправильное действие?
  • - Воспитатель выбирает помощника для уборки на участке. Ты попросишь взять тебя в помощники?
  • - Ты любишь смотреть по телевизору передачи о животных или о природе?
  • - Тебе нравится слушать рассказы о природе и животных?
  • - Воспитатель предлагает тебе убираться в уголке природы или быть дежурным. Ты выберешь уборку в уголке природы?
  • - Ты считаешь неправильным бросать мусор там, где хочется?
  • - Тебе жалко бездомных собак и кошек?
  • - Ты хотел бы взять одного из таких животных себе домой?
  • Оценка результатов деятельности (2)
  • За каждый ответ ДА – 2 балла, за ответ НЕТ – 1 балл.
  • Высокий уровень (16 -18 баллов)
  • * Ребенок осознанно отвечает на поставленные вопросы, на большинство из них отвечает положительно. Отношение к природе у ребенка исключительно положительное, объекты природы вызывают познавательную потребность. У ребенка есть стремление к взаим...
  • 2.2. Программа воспитания у детей 7-8 лет эмоционально-положительного отношения к природе
  • Фундамент ответственного отношения к окружающей среде закладывается в начальной школе, поэтому успех экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения школьников. Частью такого потенциала является курс «Природа и люди», разработан...
  • На первом этапе задача заключается в том, чтобы дать учащимся общие знания о мире людей и мире природы как ближайшем окружении ребёнка и о взаимоотношениях в системах «человек - человек», «природа - природа», «природа - человек».
  • На втором этапе задача направлена на совершенствование познавательной и практической учебной деятельности детей.
  • На третьем этапе задача заключается в развитии личностных качеств ребёнка: научного миропонимания, экологической, санитарно-гигиенической и этической культуры, эмоций, творческих способностей, чувства патриотизма и так далее.
  • Программа «Природа и люди» сохраняет в обновленном варианте все положительное, что было накоплено в многолетней практике преподавания курса природоведения, и вместе с тем учитывает идеи развивающего обучения. Она ставит цель - сообщить учащимся элемен...
  • Содержание предмета направлено на создание условий для непосредственного участия младших школьников в природоохранной деятельности. Особое внимание уделяется экскурсиям в природу, во время которых учащиеся наблюдают за явлениями природы, изменениями, ...
  • Таким образом, содержание экологического образования в начальных классах представлено программой «Природа и люди», разработанной З.А. Клепининой, которая сохраняет в обновленном варианте все положительное, что было накоплено в многолетней практике пре...
  • Большую роль З.А. Клепинина отдает таким формам организации учебной работы, как:
  • – экскурсии,
  • – учебные прогулки,
  • – предметные уроки на учебно-опытном участке,
  • – фенологические наблюдения,
  • – фиксация результатов наблюдений.
  • Таблица 2.5
  • Тематика экскурсий по программе «Природа и люди»
  • З. А. Клепининой
  • Таким образом, программа нацелена на сообщение учащимся элементарных сведений о живой и неживой природе, направляет детей на охрану природных богатств.
  • Проведение уроков рассчитано на 7 часов в 1 классе.
  • Целью курса является начальное экологическое образование учащихся и применение знаний на практике.
  • Программа состоит из двух частей: теоретической и практической. Программа теоретических знаний включает в себя 4 раздела:
  • 1. «Природа в творчестве писателей, поэтов, художников»
  • При изучении этого раздела учащиеся знакомятся с книгами о природе различных писателей (Николай Некрасов «Дед Мазай и зайцы»), с картинами художников, с энциклопедиями, расширяют свои знания о многообразии животного и растительного мира, получают перв...
  • 2. «Беседы о природе»
  • 3.«Игры, утренник, праздники, викторины»
  • Этот раздел состоит из игр, утренников, праздников, викторин. Чтобы ранее изученные темы хорошо усвоились, их нужно закреплять, повторять, но уже в игровой форме, привлекая к участию не только детей своего класса, но и других учеников начальной школы.
  • 4. «Творчество детей»
  • Раздел 4 позволяет развивать творчество детей, учит фантазировать. Проводятся конкурсы поделок из природного и бросового материала. Составление кроссвордов о природе. Разработка плакатов и листовок в защиту природы. Конкурсы рисунков о природе. Практи...
  • В ходе проведения обозначенных мероприятий использовались: метод акцентирования эмоций и ценностей и метод эмоционально-ценностных контрастов.
  • Таблица 2.6
  • Тематическое планирование материала
  • 1 класс
  • Работа по экологическому образованию ведется на уроках окружающего мира, в первую очередь. Здесь на доступном учащимся уровне рассматриваются связи между живой и неживой природой, между различными компонентами живой природы, между природой и человеком...
  • Таблица 2.7
  • Мероприятия, проводимые в школе
  • Рекомендуемые мероприятия для формирования экологической культуры младших школьников
  • 1. БЛОК ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.
  • Экологические беседы /возможная тематика/:
  • 1. Мы – друзья природы.
  • 2. Удивительное рядом.
  • 3. Наш друг – лес.
  • 4. Звери и птицы зимой.
  • 5. Как мы помогаем природе?!
  • 6. Растения под нашей защитой.
  • 7. О культуре поведения в природе.
  • 8. Природа – наш дом.
  • 9. Природа и искусство.
  •  Конкурс загадок о природе. КТД «Мой маленький друг» / о животных, содержащихся дома /.
  •  Круглый стол «Наш помощник – книга» / знакомство детей с книгами о природе и биологическими журналами/.
  •  Проигрывание экологических ситуаций. Музей природы на столе. «Зоопарк» на столе. Экологические игры: «Тайны лесной тропинки», «Робинзоны», «Птичья столовая», «По тропе Берендея». Комплексное мероприятие «Человек – природа – искусство».
  •  Экологический КВН.
  •  Экскурсии: «Музей природы», «Тропинки, тайны, голоса». Эстафета любимых занятий /уход за растениями, животными, выращивание растений, рыбалка, изготовление поделок из природного материала и т. п./.
  •  Составление и отгадывание ребусов о природе. Игра-путешествие «По заповедным уголкам мира».
  • 2. БЛОК ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
  •  Участие в выставках «Природа и фантазия».
  •  Конкурсы экологического рисунка и плаката.
  •  Стихи и сочинения о природе.
  •  Тематические общешкольные линейки.
  • 3. БЛОК ПРАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
  • - «Мастерская Самоделкина» /изготовление кормушек, домиков для птиц с родителями/.
  • - Очистка парка.
  • - Заготовка кормов для птиц.
  • - Зимняя подкормка для животных.
  • - Акция «Мой двор – моя забота».
  • - Озеленение класса, школы, улицы, двора.
  • - Участие в охране памятников природы (изготовление и установка плакатов, табличек, призывов, листовок).
  • 4. БЛОК РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
  •  Конкурсы чтецов (по произведениям о природе).
  •  Экологический «Театр на столе».
  •  Вечер экологической сказки.
  •  Утренник «Природа и искусство».
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
  • 1. Акимова Т. А., Хаскин В.В. Экология - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  • 2. Бернд фон Дрост Устойчивое развитие // Курьер ЮНЕСКО» ноябрь 1987 - С. 4-7.
  • 3. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с.
  • 4. Боголюбов С. А. Экология. - М.: Знание, 1997.
  • 5. Деятельность. Сознание. Личность / Под ред. А.Н. Леонтьева. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1977. – 304 с.
  • 6. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – Ростов-на-Дону, 2006 – 436 с.
  • 7. Зверев, И.Д. Экологическое образование школьников / И.Д. Зверев. – Москва, 1983 – 160 с.
  • 8. Крулехт М.В. Проблема целостного развития ребенка дошкольника как субъекта трудовой деятельности. Учеб. пособие к спец. курсу./ Под ред. Т.К. Ахаян. - СПб.: Акцидент, 1995 – 80 с.
  • 9. Кирьянова, Р.А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Р.А. Кирьянова// Детство-Пресс, 2010 – 96 с.
  • 10. Каменева Л.А. Методика экологического воспитания дошкольников / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева. – СПб.: Детство-пресс, 2005 – 319 с.
  • 11. Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты. – М.,2003 – 130 с.
  • 12. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: Линка-Пресс, 2007 – 121 с.
  • 13. Макар С.В. Основы экономики природопользования. - М.: 1998.
  • 14. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. центр "Академия", 2002 – 336 с.
  • 15. Олешков, М.Ю. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / М.Ю. Олешков В.М. Уваров. – М.: Компания Спутник+, 2006. - С.17.
  • 16. Родзевич Н.Н. Геоэкология и природопользование - М.: Дрофа, 2003.
  • 17. Степановских А.С.Охрана окружающей среды - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  • 18. ФГОС. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов]. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2010. - 204 с.
  • 19. Философский энциклопедический словарь. – М: ИНФРА-М, 2004. – С. 469.
  • 20. Чарнецкая, Ж.Н. Реализация требований ФГОС к формированию экологического мышления у обучающихся / Ж.Н. Чарнецкая // Управление начальной школой. – 2013. - №3. – С. 46-57.
  • 21. Щуркова, Н. Е. Педагогическая технология/Н. Е. Щуркова. -М.: Педагогическое общество России, 2002.-224с.
  • 22. Юркина, С.В. Экологическое воспитание и образование младших школьников / С.В. Юркина, Г.М. Соколова // Начальная школа плюс До и После. – 2011.-№7. – С.15-17.
  • Программа «Природа и люди»
  • З. А. Клепинина

Usage statistics

stat Access count: 1
Last 30 days: 0
Detailed usage statistics