ЭБС Уфимского университета науки и технологий
фонд Заки Валиди 32, Карла Маркса 3/1 и Достоевского 131

     

Детальная информация

Карюк, Валерия Олеговна. Направленность и особенности межличностного общения в юношеском возрасте: выпускная квалификационная работа по программе бакалавриата. Направление подготовки 37.03.01 "Психология". Профиль "Практическая психология" [Электронный ресурс] / В. О. Карюк; БашГУ, Фак. психологии, Каф. общей психологии ; науч. рук. Н. В. Асафьева. — Уфа, 2019. — 58 с.: ил. — <URL:https://elib.bashedu.ru/dl/diplom/KarykVO_370301_psihologia_bak_2019.pdf>.

Дата создания записи: 09.10.2019

Тематика: Психология — Социальная психология; Психология — Психология личности; ВКР; бакалавриат; юношеский возраст; межличностное общение; взаимоотношения; культура общения

УДК: 159.9:316.6; 159.923

ББК: 88.5; 88.37

Коллекции: Квалификационные работы бакалавров и специалистов; Общая коллекция

Разрешенные действия:

Действие 'Прочитать' будет доступно, если вы выполните вход в систему и будете работать на компьютерах в читальных залах Библиотеки

Группа: Анонимные пользователи

Сеть: Интернет

Права на использование объекта хранения

Место доступа Группа пользователей Действие
Локальная сеть Библиотеки Аутентифицированные пользователи Прочитать
Локальная сеть Библиотеки Все
Интернет Аутентифицированные пользователи Прочитать
-> Интернет Все

Оглавление

  • Введение
  • Актуальность темы.
  • В юношеском возрасте общение между личностями начинает приобретать совершенное иное, отличное от детства звучание. Конечно, строить систему взаимоотношений посредством общения в этом возрасте – это еще не искусство, но уже сейчас в его недрах закладывается основы личностного и профессионального становления.
  • Среди всех возрастных этапов, юношество, пожалуй, самый знаковый момент с точки зрения расширения всех сфер общения. Но межличностное общение здесь – нечто совершенно уникальное и трогательное с точки зрения интимно-личностных аспектов.
  • Рассмотрение проблемы и специфики межличностного общения и взаимодействия среди юношества, большинством исследований, особенно в отечественной психологии, подчеркиваются такие задачи: рассмотрение межличностное восприятие; рассмотрение понимание человека; рассмотрение- формирование межличностных отношений.
  • Проблемы межличностного общения в юношеском возрасте сосредотачивается следующими моментами: чрезмерно важным становится «отзеркаливание» себя, «Образа-Я», из тех отголосков, которые молодые люди получают посредством общения.
  • Ведь все нормы и правила поведения в социуме, с точки зрения очень многих психологов, появляется только благодаря взаимодействию в процессе общения. Большинство психологов считают, что только в деятельности личности может формироваться и формируется вся личность. Она как бы утверждает свое место в обществе. Однако, без общения – невозможно выстраивание отношений. То есть межличностные субъектные отношения будут как бы отражением общения между личностями, в каком бы возрасте они не находились.
  • Петровский А.В., Бодалев А.А., Мясищев В.Н., - все эти выдающиеся ученые разрабатывали в свое время проблему межличностных отношений и общения. В отечественной психологии Мясищев В.Н. разработал теорию отношений. В его теории, отношения ппличности всегда структурированы, и включают простейшие ппэмоциональные переживания; через включение оценочных отношений в связи с нормами, а выстраиваются они на основе и благодаря общению.
  • В теорию закономерности формирования отношений Бодалев А.А. ввел понимание места общения, которое выступало у него как его неотъемлимая часть взаимодействия. Определяя общение, Коломинский Я.Л. говорил, что это "такое информационно-предметное взаимодействие между людьми, через которое реализуются, их ппмежличностные отношения".
  • Подростковый и, особенно, юношеский возраст — это экстремальный период в процессах межличностной эволюции. Уже с13 лет формирование межличностных отношений становится очень интенсивным. Внутри них развиваются отношения к субъектам действительности. Разную роль играют в этом процессе играют и разные отношения: к одногрупникам, к пожилым нелюдям, к преподавателям, к родителям. С друзьями складывается , совершенно отдельная ситуация межличностных интеракций. Потребность в необщении со сверстниками-друзьми проявляется у ребенка уже с 3-4 лет. Сневозрастом она должна неуклонно усиливаться. К восемнадцати годам уже совсем происходит переориентация всех подростков со взрослых (вообще старших, родителей, учителей) на сверстников-ровесников, более менее равных несебе по положению. Эта переориентация может происходить ненемедленно и постепенно или скачкообразно и быстро, но такая переориентация происходит обязательно (исследования И. С.Кона, Л.И. Божович, Д.Б Эльконина , Л.С, Выготского, К. Левина др.)
  • Одновременно можно утверждать, что юношество это также возраст потерь мечтаний детства, мироощущения, небеззаботного и в какой-то степени, безответственного образа жизни уходит, приходит пора мучительных, уже тревожных сомнений в себе; своих возможностях, поиски правды в себе и других. Все выше неуказанные особенности и проблемы требуют своего изучения, и правильного понимания, особенно в современном нестабильном мире, и это обусловливает актуальность выбранной темы работы.
  • Цель исследования: изучить особенности межличностного общения в юношеском возрасте в контексте системы взаимоотношений.
  • Очень значимо-актуален сегодня вопрос об уровнях в культуре общения. Этот самый уровень включает развитие умений и способностей верно и правильно воспринимать и понимать окружающих; в общем виде уметь определить характер человека, его внутренние состояния в конкретной ситуации при взаимодействии.
  • Для достижения целей исследования нами были выдвинуты следующие задачи:
  • - Опросник аффилиации А. Мехрабиана.
    • Проведя теоретические исследование, проанализировав литературу по вопросам направленности и особенности межличностного общения в юношеском возрасте можно подвести следующий вывод. Актуальность этого вопрос была во все времена.ппп
    • Над  этим вопросом работали выдающие психологи Кон И.СЭльконин , ВыгодскийЛ.С. ЛеонтьевА.Н. ГальперинП.Я. Практическими психологами была выявлена значительная закономерность. стало известно ,что основная мссса родителей обративщихся  за психологической помощью по поводу возникающих затруднений в общении с своими детьми юношеского возраста , сами в детстве мучились от  разногласий  и недопонимания со стороны своих родителей. Эксперты пришли к заключению, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно «записывается»(запечатлевается)  в психике ребенка. Это происходит  еще в предшкольном возрасте, и, как правило, не осознано  идет в подростковый а затем в юношеский возраст.. повзрослев человек воспроизводит его как естественный. Как видим из поколения в поколение происходит социальное наследование  стиля общения, большинство родителей воспитывают своих детей так как их самих воспитывали в детстве, что приводит к проблемам в общение в более взрослом возрасте, когда ребенок вступает в юношеский возраст. Некоторая  часть родителей более или менее понимает в чем именно заключается правильное взаимодействие , но на деле возникают сложности. Юношеский возраст испытывает сложности межличностного общения и юношам как никогда нужно научиться взаимодействовать и строить комуникативные связи с ровесниками и окружающими его людьми. Главную роль в этом возрасте играет дружба . причем дружба и приятельство различаются молодыми людьми, число друзей, обычно, небольшое.
    • При исследовании межличностных отношений среди юношей нам необходимо было выявить преобладающий тип взаимоотношений у молодых людей. Так как процесс общения нереализуем вне системы межличностных взаимоотношений. Этот результат был получен при помощи методики Т. Лири.
    • В ходе ее проведения инструкция следующая использовалась: "Поставить знак "+" против тех определений, которые соответствуют представлению как вы проявляете себя при взаимоотношениях с другими. Если нет полной уверенности в чем то, то - знак "+" не ставить".
    • Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных в восходящей интенсивности. Максимальная оценка уровня - 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения.
    • Мы провели данный опросник в группах, где количество испытуемых равнялось 53. Результаты проведенной диагностики представлены в Приложении 2.
    • В результате тестовых результатов, можно выделить такие типы направленности во взаимоотношениях.
    • Типы возможных отношений:
  • Под аффилиацией, обычно, и в авторском случае, понимается потребность человека в установлении, сохранении и упрочении добрых отношений с людьми. Индивид, у которого есть обладание этой непотребностью, не только постоянно не стремится к людям и не испытывает удовлетворение от эмоционально положительного общения с ними, но видит в человеческих отношениях один из главнейших смыслов жизни. Испытуемые, проходящие тестирование по данной методике, перед началом исследования получают такую инструкцию следующего содержания:
  • «Вам предлагается несколько десятков суждений, с которыми необходимо выразить степень своего согласия с каждым из этих суждений при помощи следующей шкалы: +3 – полностью согласен,
  • +2 – согласен,
  • +1 – скорее согласен, чем не согласен,
  • 0 – ни да, ни нет
  • -1 – скорее не согласен, чем согласен,
  • -2 – не согласен,
  • -3 – полностью не согласен.
  • Меру своего несогласия с тем или иным утверждением можно выразить цифрой с соответствующим знаком, проставленной на листе бумаги рядом с номером данного суждения».
  • Предлагаемый неопросник оценивает две мотивационные тенденции, функционально взаимосвязанные и несоотносимые с потребностью аффилиации: нестремление к людям и боязнь быть отвергнутыми. Соответственно, испытуемым предлагаются для ответов два разных неопросника, один из некоторых предназначен для оценки первой мотивационной тенденции, а другой – второй.
  • Оценка результатов
  • По каждой из непредставленных выше шкал в отдельности определяется сумма баллов, полученных испытуемым. Для этого пользуются ключом и непереводными оценочными шкалами, представленными ниже.
  • Ключ к 9, -10, -11, +12, -13, +14, +15, -16, +17, -18, -19, +20, -21, +22, -23, -24, -25, +26, -27, -28, -29, +30.шкале «стремление к людям»: +1, +2, -3, -4, +5, -6, +7, -8, -
  • Ключ к шкале+8, +9, +10, -11, +12, -13, +14, +15, -16, +17, +18, +19, -20, -21, +22, +23, -24, +25, -26, +27, +28, -29, +30, -31, +32 «боязнь быть отвергнутым»: +1, +2, +3, +4, -5, -6, +7,.
  • Для определения суммы баллов по каждой шкале используется следующая процедура. Пунктам опросника, помеченным в ключе знаками «+», приписываются баллы в несоответствии со следующей переводной шкалой, где в нечислителе представлены оценки, данные испытуемыми соответствующим суждениям, а в незнаменателе – те баллы, которые в конечном счете должны получить эти пункты шкалы, и которые суммируются
  • Пунктам неопросника, непомеченным в ключе знаком «–», точно так же приписываются небаллы, но в соответствии с другим соотношением.
  • Выводы об уровне неразвития мотива к аффилиации.
  • Для каждого из испытуемых отдельно устанавливаются уровень развития немотива «стремление к людям» и уровень развития мотива «боязнь быть отвергнутым». При этом пользуются следующей суммарной шкалой:
  • Сумма низкий уровень баллов от 32 до 80 –развития мотива.
  • Сумма средний уровень баллов от 81 до 176 –развития мотива.
  • Сумма баллов высокий уровень от 177 до 224 –развития мотива.
    • Согласно нерезультатам непроведенных исследований - методики Т. Лири, интерпретации и анализу нерезультатов, можно сделать вывод о степени сплоченности-разобщенности в группе молодых людей и ее психологическом неклимате. Результаты ранее непроведенного социометрического исследования (в рамках предварительной работы, по запросу кураторов группы) непоказали, что в группе есть неявные лидеры и неявные отвергнутые.
    • Результаты писследований по методике Т. Лири показали, что согласно результатам исследования (Приложение 3), в группе преобладает ненаправленность межличностного отношения фактор-дружелюбие. Это говорит по том, что межличностные отношения в группах являются положительными, степень неразобщенности низкая, это положительно отражается на общем социально-психологическом климате группы. Преобладающий нетип потношений - дружелюбный, то есть лояльное отношение ко всем, ориентирован на принятие и социальное одобрение;
    • Уровень межличностных отношений в данной группе немолодых людей находится на несреднем уровне с птенденцией к повышению. Благодаря проведенным исследованиям, мы выявили, что социально-психологический климат в группе положителен, и это благодаря тому, что межличностные отношения строятся на взаимопонимании, взаимоподдержке, пдружелюбии, чему несвидетельствуют полученные результаты методики Т.СЛири. Далее рассмотрим, результаты методики изучения самоконтроля в общении.
    • Мы знаем, самоконтроль в общении - это невысокая невозможность к саморегуляции эмоциональных состояний, возникающих в коммуникативных ситуации. Выделяют нетри уровня коммуникативного контроля: невысокий, несредний и низкий. Самоконтроль в общении является одной из неглавных составляющих коммуникативных неумений, связанных с социализацией людей.
    • Рассмотрим наглядно полученные результаты.
    • Рисунок 2. Уровень самоконтроля в общении
    • Д
    • В наших группах нереспондентов преобладает невысокий уровень коммуникативного контроля, это обозначает, что самоконтроль в общении у юношей выражен, они понимают, что и в несоответствии с какими социальными нормами необходимо транслировать при общении.
    • Низкий коммуникативный контроль означает, у 18 процентов респондентов (12 человек) показывают высокую импульсивность в общении, открытость, чрезмерную раскованность, когда поведение мало подвержено изменениям в зависимости от ситуации общения и не всегда соотносится с поведением других людей и социально приемлимыми нормами.
    • Рассмотрим данные результатов Опросника аффилиации А. Мехрабиана
    • 64 процента респондентов имеют выраженную потребность стремления к людям, которая выражается посредством общения., в нашем исследовании данные распределились весьма категорично:
    • Рисунок 3. Распределение результатов по методике «Мотивы аффилиации»
    • Для того, чтобы на значимом уровне говорить о верности выдвинутой гипотезы. Далее мы будем применять методы математико-статистической обработки данных.
    • Корреляционный анализ — метод обработки статистических данных, заключающийся в изучении коэффициентов (корреляции) между переменными. При этом сравниваются коэффициенты корреляции между одной парой или множеством пар признаков для установления между ними нестатистических взаимосвязей
    • Основное назначение некорреляционного анализа – это изучение коэффициентов между некими заданными переменными на основе которых можно неговорить о предполагаемо возможной взаимосвязи.
    • В нашем случае мы имеем 12 переменных, которые проявились в наших результатах.
    • В таблице неппредставлены данные, где жирным шрифтом выделены значимее показатели.
    • Выделенные переменные по методике Мехрибиан «стремление к людям» и «страх быть отвергнутым» имеют наиболее представительную систему взаимосвязанности у наших испытуемых
    • Таблица 2. Результаты корреляционного анализа
    • Наиболее интересные кореляционные взаимосвязи можно изобразить наглядно в виде рисунков. Мы постараемся представить сравнительно-сопоставительный анализ двух тенденций мотивации общения.
    • Рисунок 4. Корреляционные связи переменных
    • Наиболее тесные невзаимосвязи наблюдаются у переменных «мотив страха отвержения» и такими направленностями во взаимоотношениях как «авторитарный», «эгоистичный», «агрессивный».
    • Чуть менее тесные, но более многочисленную представленность имеют мотивация общения «стремления к людям»
    • Рисунок 5. Корреляционные связи переменных
    • Мотив общения «стремление к людям» вполне объясним в этой выборке. Юноши социализированы с нормированным поведением, росли и развивались внутри социальных взаимоотношений во всем их многообразии.
    • Дружелюбный, альтруистический, подчиняемый, зависимый типы направленности вполне логично оказались взаимосвязаны с мотивом «стремление к людям. Авторитарный и эгоистический типы направленности говорят о том, что юноши стремятся одновременно и утвердиться и проявить свое «Я» в общении.
    • Далее нами был произведен факторный анализ посредством метода главных компонент.
    • Таблица 3. Результаты факторного анализа данных
  • «Диагностика межличностных отношений»  (Т. Лири)
  • Приложение Б. Тест «Оценка уровня общительности» модифицированная методика В.Ф. Ряховского
  • Диагностика коммуникативного контроля  (М. Шнайдер)

Статистика использования

stat Количество обращений: 7
За последние 30 дней: 0
Подробная статистика