Карточка | Таблица | RUSMARC | |
Карюк, Валерия Олеговна. Направленность и особенности межличностного общения в юношеском возрасте: выпускная квалификационная работа по программе бакалавриата. Направление подготовки 37.03.01 "Психология". Профиль "Практическая психология" [Электронный ресурс] / В. О. Карюк; БашГУ, Фак. психологии, Каф. общей психологии ; науч. рук. Н. В. Асафьева. — Уфа, 2019. — 58 с.: ил. — <URL:https://elib.bashedu.ru/dl/diplom/KarykVO_370301_psihologia_bak_2019.pdf>.Дата создания записи: 09.10.2019 Тематика: Психология — Социальная психология; Психология — Психология личности; ВКР; бакалавриат; юношеский возраст; межличностное общение; взаимоотношения; культура общения УДК: 159.9:316.6; 159.923 ББК: 88.5; 88.37 Коллекции: Квалификационные работы бакалавров и специалистов; Общая коллекция Разрешенные действия: –
Действие 'Прочитать' будет доступно, если вы выполните вход в систему и будете работать на компьютерах в читальных залах Библиотеки
Группа: Анонимные пользователи Сеть: Интернет |
Права на использование объекта хранения
Место доступа | Группа пользователей | Действие | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Локальная сеть Библиотеки | Аутентифицированные пользователи | |||||
Локальная сеть Библиотеки | Все | |||||
Интернет | Аутентифицированные пользователи | |||||
Интернет | Все |
Оглавление
- Введение
- Актуальность темы.
- В юношеском возрасте общение между личностями начинает приобретать совершенное иное, отличное от детства звучание. Конечно, строить систему взаимоотношений посредством общения в этом возрасте – это еще не искусство, но уже сейчас в его недрах закладывается основы личностного и профессионального становления.
- Среди всех возрастных этапов, юношество, пожалуй, самый знаковый момент с точки зрения расширения всех сфер общения. Но межличностное общение здесь – нечто совершенно уникальное и трогательное с точки зрения интимно-личностных аспектов.
- Рассмотрение проблемы и специфики межличностного общения и взаимодействия среди юношества, большинством исследований, особенно в отечественной психологии, подчеркиваются такие задачи: рассмотрение межличностное восприятие; рассмотрение понимание человека; рассмотрение- формирование межличностных отношений.
- Проблемы межличностного общения в юношеском возрасте сосредотачивается следующими моментами: чрезмерно важным становится «отзеркаливание» себя, «Образа-Я», из тех отголосков, которые молодые люди получают посредством общения.
- Ведь все нормы и правила поведения в социуме, с точки зрения очень многих психологов, появляется только благодаря взаимодействию в процессе общения. Большинство психологов считают, что только в деятельности личности может формироваться и формируется вся личность. Она как бы утверждает свое место в обществе. Однако, без общения – невозможно выстраивание отношений. То есть межличностные субъектные отношения будут как бы отражением общения между личностями, в каком бы возрасте они не находились.
- Петровский А.В., Бодалев А.А., Мясищев В.Н., - все эти выдающиеся ученые разрабатывали в свое время проблему межличностных отношений и общения. В отечественной психологии Мясищев В.Н. разработал теорию отношений. В его теории, отношения ппличности всегда структурированы, и включают простейшие ппэмоциональные переживания; через включение оценочных отношений в связи с нормами, а выстраиваются они на основе и благодаря общению.
- В теорию закономерности формирования отношений Бодалев А.А. ввел понимание места общения, которое выступало у него как его неотъемлимая часть взаимодействия. Определяя общение, Коломинский Я.Л. говорил, что это "такое информационно-предметное взаимодействие между людьми, через которое реализуются, их ппмежличностные отношения".
- Подростковый и, особенно, юношеский возраст — это экстремальный период в процессах межличностной эволюции. Уже с13 лет формирование межличностных отношений становится очень интенсивным. Внутри них развиваются отношения к субъектам действительности. Разную роль играют в этом процессе играют и разные отношения: к одногрупникам, к пожилым нелюдям, к преподавателям, к родителям. С друзьями складывается , совершенно отдельная ситуация межличностных интеракций. Потребность в необщении со сверстниками-друзьми проявляется у ребенка уже с 3-4 лет. Сневозрастом она должна неуклонно усиливаться. К восемнадцати годам уже совсем происходит переориентация всех подростков со взрослых (вообще старших, родителей, учителей) на сверстников-ровесников, более менее равных несебе по положению. Эта переориентация может происходить ненемедленно и постепенно или скачкообразно и быстро, но такая переориентация происходит обязательно (исследования И. С.Кона, Л.И. Божович, Д.Б Эльконина , Л.С, Выготского, К. Левина др.)
- Одновременно можно утверждать, что юношество это также возраст потерь мечтаний детства, мироощущения, небеззаботного и в какой-то степени, безответственного образа жизни уходит, приходит пора мучительных, уже тревожных сомнений в себе; своих возможностях, поиски правды в себе и других. Все выше неуказанные особенности и проблемы требуют своего изучения, и правильного понимания, особенно в современном нестабильном мире, и это обусловливает актуальность выбранной темы работы.
- Цель исследования: изучить особенности межличностного общения в юношеском возрасте в контексте системы взаимоотношений.
- Очень значимо-актуален сегодня вопрос об уровнях в культуре общения. Этот самый уровень включает развитие умений и способностей верно и правильно воспринимать и понимать окружающих; в общем виде уметь определить характер человека, его внутренние состояния в конкретной ситуации при взаимодействии.
- Для достижения целей исследования нами были выдвинуты следующие задачи:
- - Опросник аффилиации А. Мехрабиана.
- Проведя теоретические исследование, проанализировав литературу по вопросам направленности и особенности межличностного общения в юношеском возрасте можно подвести следующий вывод. Актуальность этого вопрос была во все времена.ппп
- Над этим вопросом работали выдающие психологи Кон И.СЭльконин , ВыгодскийЛ.С. ЛеонтьевА.Н. ГальперинП.Я. Практическими психологами была выявлена значительная закономерность. стало известно ,что основная мссса родителей обративщихся за психологической помощью по поводу возникающих затруднений в общении с своими детьми юношеского возраста , сами в детстве мучились от разногласий и недопонимания со стороны своих родителей. Эксперты пришли к заключению, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно «записывается»(запечатлевается) в психике ребенка. Это происходит еще в предшкольном возрасте, и, как правило, не осознано идет в подростковый а затем в юношеский возраст.. повзрослев человек воспроизводит его как естественный. Как видим из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения, большинство родителей воспитывают своих детей так как их самих воспитывали в детстве, что приводит к проблемам в общение в более взрослом возрасте, когда ребенок вступает в юношеский возраст. Некоторая часть родителей более или менее понимает в чем именно заключается правильное взаимодействие , но на деле возникают сложности. Юношеский возраст испытывает сложности межличностного общения и юношам как никогда нужно научиться взаимодействовать и строить комуникативные связи с ровесниками и окружающими его людьми. Главную роль в этом возрасте играет дружба . причем дружба и приятельство различаются молодыми людьми, число друзей, обычно, небольшое.
- При исследовании межличностных отношений среди юношей нам необходимо было выявить преобладающий тип взаимоотношений у молодых людей. Так как процесс общения нереализуем вне системы межличностных взаимоотношений. Этот результат был получен при помощи методики Т. Лири.
- В ходе ее проведения инструкция следующая использовалась: "Поставить знак "+" против тех определений, которые соответствуют представлению как вы проявляете себя при взаимоотношениях с другими. Если нет полной уверенности в чем то, то - знак "+" не ставить".
- Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных в восходящей интенсивности. Максимальная оценка уровня - 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения.
- Мы провели данный опросник в группах, где количество испытуемых равнялось 53. Результаты проведенной диагностики представлены в Приложении 2.
- В результате тестовых результатов, можно выделить такие типы направленности во взаимоотношениях.
- Типы возможных отношений:
- Под аффилиацией, обычно, и в авторском случае, понимается потребность человека в установлении, сохранении и упрочении добрых отношений с людьми. Индивид, у которого есть обладание этой непотребностью, не только постоянно не стремится к людям и не испытывает удовлетворение от эмоционально положительного общения с ними, но видит в человеческих отношениях один из главнейших смыслов жизни. Испытуемые, проходящие тестирование по данной методике, перед началом исследования получают такую инструкцию следующего содержания:
- «Вам предлагается несколько десятков суждений, с которыми необходимо выразить степень своего согласия с каждым из этих суждений при помощи следующей шкалы: +3 – полностью согласен,
- +2 – согласен,
- +1 – скорее согласен, чем не согласен,
- 0 – ни да, ни нет
- -1 – скорее не согласен, чем согласен,
- -2 – не согласен,
- -3 – полностью не согласен.
- Меру своего несогласия с тем или иным утверждением можно выразить цифрой с соответствующим знаком, проставленной на листе бумаги рядом с номером данного суждения».
- Предлагаемый неопросник оценивает две мотивационные тенденции, функционально взаимосвязанные и несоотносимые с потребностью аффилиации: нестремление к людям и боязнь быть отвергнутыми. Соответственно, испытуемым предлагаются для ответов два разных неопросника, один из некоторых предназначен для оценки первой мотивационной тенденции, а другой – второй.
- Оценка результатов
- По каждой из непредставленных выше шкал в отдельности определяется сумма баллов, полученных испытуемым. Для этого пользуются ключом и непереводными оценочными шкалами, представленными ниже.
- Ключ к 9, -10, -11, +12, -13, +14, +15, -16, +17, -18, -19, +20, -21, +22, -23, -24, -25, +26, -27, -28, -29, +30.шкале «стремление к людям»: +1, +2, -3, -4, +5, -6, +7, -8, -
- Ключ к шкале+8, +9, +10, -11, +12, -13, +14, +15, -16, +17, +18, +19, -20, -21, +22, +23, -24, +25, -26, +27, +28, -29, +30, -31, +32 «боязнь быть отвергнутым»: +1, +2, +3, +4, -5, -6, +7,.
- Для определения суммы баллов по каждой шкале используется следующая процедура. Пунктам опросника, помеченным в ключе знаками «+», приписываются баллы в несоответствии со следующей переводной шкалой, где в нечислителе представлены оценки, данные испытуемыми соответствующим суждениям, а в незнаменателе – те баллы, которые в конечном счете должны получить эти пункты шкалы, и которые суммируются
- Пунктам неопросника, непомеченным в ключе знаком «–», точно так же приписываются небаллы, но в соответствии с другим соотношением.
- Выводы об уровне неразвития мотива к аффилиации.
- Для каждого из испытуемых отдельно устанавливаются уровень развития немотива «стремление к людям» и уровень развития мотива «боязнь быть отвергнутым». При этом пользуются следующей суммарной шкалой:
- Сумма низкий уровень баллов от 32 до 80 –развития мотива.
- Сумма средний уровень баллов от 81 до 176 –развития мотива.
- Сумма баллов высокий уровень от 177 до 224 –развития мотива.
- Согласно нерезультатам непроведенных исследований - методики Т. Лири, интерпретации и анализу нерезультатов, можно сделать вывод о степени сплоченности-разобщенности в группе молодых людей и ее психологическом неклимате. Результаты ранее непроведенного социометрического исследования (в рамках предварительной работы, по запросу кураторов группы) непоказали, что в группе есть неявные лидеры и неявные отвергнутые.
- Результаты писследований по методике Т. Лири показали, что согласно результатам исследования (Приложение 3), в группе преобладает ненаправленность межличностного отношения фактор-дружелюбие. Это говорит по том, что межличностные отношения в группах являются положительными, степень неразобщенности низкая, это положительно отражается на общем социально-психологическом климате группы. Преобладающий нетип потношений - дружелюбный, то есть лояльное отношение ко всем, ориентирован на принятие и социальное одобрение;
- Уровень межличностных отношений в данной группе немолодых людей находится на несреднем уровне с птенденцией к повышению. Благодаря проведенным исследованиям, мы выявили, что социально-психологический климат в группе положителен, и это благодаря тому, что межличностные отношения строятся на взаимопонимании, взаимоподдержке, пдружелюбии, чему несвидетельствуют полученные результаты методики Т.СЛири. Далее рассмотрим, результаты методики изучения самоконтроля в общении.
- Мы знаем, самоконтроль в общении - это невысокая невозможность к саморегуляции эмоциональных состояний, возникающих в коммуникативных ситуации. Выделяют нетри уровня коммуникативного контроля: невысокий, несредний и низкий. Самоконтроль в общении является одной из неглавных составляющих коммуникативных неумений, связанных с социализацией людей.
- Рассмотрим наглядно полученные результаты.
- Рисунок 2. Уровень самоконтроля в общении
- Д
- В наших группах нереспондентов преобладает невысокий уровень коммуникативного контроля, это обозначает, что самоконтроль в общении у юношей выражен, они понимают, что и в несоответствии с какими социальными нормами необходимо транслировать при общении.
- Низкий коммуникативный контроль означает, у 18 процентов респондентов (12 человек) показывают высокую импульсивность в общении, открытость, чрезмерную раскованность, когда поведение мало подвержено изменениям в зависимости от ситуации общения и не всегда соотносится с поведением других людей и социально приемлимыми нормами.
- Рассмотрим данные результатов Опросника аффилиации А. Мехрабиана
- 64 процента респондентов имеют выраженную потребность стремления к людям, которая выражается посредством общения., в нашем исследовании данные распределились весьма категорично:
- Рисунок 3. Распределение результатов по методике «Мотивы аффилиации»
- Для того, чтобы на значимом уровне говорить о верности выдвинутой гипотезы. Далее мы будем применять методы математико-статистической обработки данных.
- Корреляционный анализ — метод обработки статистических данных, заключающийся в изучении коэффициентов (корреляции) между переменными. При этом сравниваются коэффициенты корреляции между одной парой или множеством пар признаков для установления между ними нестатистических взаимосвязей
- Основное назначение некорреляционного анализа – это изучение коэффициентов между некими заданными переменными на основе которых можно неговорить о предполагаемо возможной взаимосвязи.
- В нашем случае мы имеем 12 переменных, которые проявились в наших результатах.
- В таблице неппредставлены данные, где жирным шрифтом выделены значимее показатели.
- Выделенные переменные по методике Мехрибиан «стремление к людям» и «страх быть отвергнутым» имеют наиболее представительную систему взаимосвязанности у наших испытуемых
- Таблица 2. Результаты корреляционного анализа
- Наиболее интересные кореляционные взаимосвязи можно изобразить наглядно в виде рисунков. Мы постараемся представить сравнительно-сопоставительный анализ двух тенденций мотивации общения.
- Рисунок 4. Корреляционные связи переменных
- Наиболее тесные невзаимосвязи наблюдаются у переменных «мотив страха отвержения» и такими направленностями во взаимоотношениях как «авторитарный», «эгоистичный», «агрессивный».
- Чуть менее тесные, но более многочисленную представленность имеют мотивация общения «стремления к людям»
- Рисунок 5. Корреляционные связи переменных
- Мотив общения «стремление к людям» вполне объясним в этой выборке. Юноши социализированы с нормированным поведением, росли и развивались внутри социальных взаимоотношений во всем их многообразии.
- Дружелюбный, альтруистический, подчиняемый, зависимый типы направленности вполне логично оказались взаимосвязаны с мотивом «стремление к людям. Авторитарный и эгоистический типы направленности говорят о том, что юноши стремятся одновременно и утвердиться и проявить свое «Я» в общении.
- Далее нами был произведен факторный анализ посредством метода главных компонент.
- Таблица 3. Результаты факторного анализа данных
- «Диагностика межличностных отношений» (Т. Лири)
- Приложение Б. Тест «Оценка уровня общительности» модифицированная методика В.Ф. Ряховского
- Диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер)
Статистика использования
Количество обращений: 7
За последние 30 дней: 0 Подробная статистика |