BashGU
Electronic Library

     

Details

Таюпова, О. И. Введение в коммуникативно-прагматическую вариативность [Электронный ресурс]: учеб. пособие / О. И. Таюпова. — Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. — Электрон. версия печ. публикации. — Доступ возможен через Электронную библиотеку БашГУ. — <URL:https://elib.bashedu.ru/dl/read/TaypovaVveden.v Kommun-programat.Variativnost.up_2009.pdf>.

Record create date: 2/24/2016

Subject: Языкознание — Германские языки; немецкий язык

UDC: 811.112.2

LBC: 81.2Нем

Collections: Учебные и учебно-методические издания; Общая коллекция

Allowed Actions:

*^% Action 'Read' will be available if you login and work on the computer in the reading rooms of the Library

Group: Anonymous

Network: Internet

Document access rights

Network User group Action
Library BashGU Local Network All Read
Internet Authenticated users Read
-> Internet All

Table of Contents

  • Введение в коммуникативно-прагматическую вариативность
    • 1.4. Соотношение понятий вариант-инвариант в концепции коммуникативно-прагматической вариативности……….
  • ВВЕДЕНИЕ
    • Вопросы и задания для сомоконтроля
    • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Языковая норма заключает в себе типичное использование возможностей, которые содержит в себе система любого языка, состоящая из фонетической, лексической и грамматической подсистемы. Несмотря на то, что норма языка не может не включать определенный диапазон варьирования, система литературного языка ограничивает и сдерживает варьирование языковых средств в их речевой реализации.
  • В эволюции теории языковой нормы выделяются несколько этапов, которые предопределяются разными подходами к данному понятию в лингвистике. Прежде всего это функциональный подход, теоретически разработанный еще исследователями Пражской лингвистической школы (Б. Гавранек), системно-структурный подход, представленный в работах Э.Косериу и его последователей и получивший распространение в 50-60 гг. ХХ века, и, наконец, коммуникативно-деятельностный подход к языковой норме, развитие которого хронологически совпадает с коммуникативно-прагматическим поворотом в изучении языка с середины 70-х гг., с развитием теории комммуникации, теории речевых актов и социолингвистики.
  • Понятие нормы, сравнительно давно известное из языковых и нормализационных практик, свое теоретическое обоснование получило лишь в языкознании 20 в. и стало изучаться в разных аспектах и разделах общего языкознания, культуры речи, в теории коммуникации, истории литературных языков. Специфика внутриязыковой сущности нормы могла быть исследована только с позиций функционального подхода и большая заслуга в этом принадлежит представителям Пражской лингвистической школы Б. Гавранеку, В.Матезиусу, Й.Вахеку. Ученые этой лингвистической школы (см. 1.1.) впервые обосновали проблему языковой нормы в качестве одной из наиболее актуальных проблем лингвистики и осознали ее объективный характер, проявляющийся в комплексе регулярно используемых языковых средств в том или ином обществе. Существенный вклад в разработку вопросов языковой нормы внес и А. Едличка, рассмотревший типы норм в языковой коммуникации.
  • Для каждого языка, в том числе и немецкого, норма является весьма сложным явлением, позволяющим выделить в ее пределах различные типы норм. Языковая норма была признана в качестве неотъемлемого атрибута не только литературного языка, но и нелитературных образований – территориальных (местных) и социальных диалектов (по терминологии Б.Гавранека – народного языка). Именно пражцы обосновали идею разграничения языковой нормы и кодификации, обратили внимание на проблему языковой правильности и динамичный характер нормы, необходимость ее создания, ее гибкую стабильность, историческую изменчивость, сосуществование в пределах литературной нормы известных вариантов. В принципе и идея «множественности» нормы (Normenpluralismus) прослеживается в работах пражцев, когда признается наличие языковой нормы для местных и социальных диалектов (Гавранек 1967: 339), либо отдельно для устных и письменных высказываний (по терминологии Й.Вахека – устная и письменная норма /Вахек 1967: 528/).
  • Разграничение двух подходов к норме, впервые проведенное учеными Пражского лингвистического кружка, способствовало четкому разделению понятий нормы и ее кодификации как письменной фиксации в описательных грамматиках, словарях, справочниках, учебниках и т.д.
  • Значительный вклад в изучение внутриязыковой сущности нормы как в своих ранних, так и более поздних работах, сделал уругвайский лингвист Э.Косериу, выделявший три относительно самостоятельных уровня языка: система – норма – речь. В предложенной триаде языковая норма представляет собой некое единство используемых в социуме обязательных реализаций языка, под системой понимается имеющаяся совокупность языковых выразительных возможностей, а речь – индивидуальное продуцирование нормы в устной и письменной форме.
  • Определяя язык как систему «функциональных противопоставлений и нормальных реализаций» (Косериу 1963: 174-175), Э.Косериу строго разграничивает систему и норму языка. Система – есть «система возможностей, координат, которые указывают открытые и закрытые пути» в речи, понятной данному коллективу». Норма, напротив, представляет собой коллективную реализацию системы, которая опирается как на систему, так и на элементы, не имеющие функциональной нагрузки. Система представляет норме языка серию вариантов, реализация которых связана с нормой. В определенном смысле норма шире, чем система, ибо языковая норма содержит большее число признаков. Но норма может быть и уже, чем система, поскольку она связана с выбором в пределах тех возможностей реализации, которые допускаются системой. Общеязыковая норма, заключая в себе типичное использование возможностей, содержащихся в системе любого языка, представлена совокупностью норм, релевантных для его определенных уровней: просодического, орфоэпического, лексического, грамматического, стилистического.
  • ГЛАВА 2
    • Вопросы и задания для самоконтроля
      • Вопросы и задания для самоконтроля
        • Temperaturen in ausgewählten Städten
      • Wichtige Bedienungshinweise
      • 2.3.1.2. Синтаксические средства
    • Grüner Salat mit Zunge
      • Вопросы и задания для самоконтроля
        • ЛИТЕРАТУРА

Usage statistics

stat Access count: 3
Last 30 days: 0
Detailed usage statistics