BashGU
Electronic Library

     

Details

Тулитбаева, Галина Фанилевна. Ценностные ориентации, стрессоустойчивость и посттравматическое стрессовое расстройство у комбатантов: монография / Тулитбаева Г.Ф., Кимик-Аминева В.А.; Уфимский университет науки и технологий. — Уфа: Уфимский университет, 2025. — Электрон. версия печ. публикации. — Доступ возможен через Электронную библиотеку УУНИТ. — <URL:https://elib.bashedu.ru/dl/local/TulitbaevaGF_Kimik-AminevaVA_Cennost. orientac.,stressoust._mon_2025.pdf>. — Текст: электронный

Record create date: 11/25/2025

Subject: стрессоустойчивость личности; ценностные ориентации; посттравматическое стрессовое расстройство; комбатанты; эмпирическое исследование

Collections: Общая коллекция

Allowed Actions:

*^% Action 'Read' will be available if you login and work on the computer in the reading rooms of the Library *^% Action 'Download' will be available if you login and work on the computer in the reading rooms of the Library

Group: Anonymous

Network: Internet

Document access rights

Network User group Action
Library BashGU Local Network Authenticated users Read Download
Library BashGU Local Network All Read Download
Internet Authenticated users Read Download
-> Internet All

Table of Contents

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ, СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ
  • И ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССОВОГО РАССТРОЙСТВА У КОМБАТАНТОВ
    • 1.1. Исследование ценностных ориентаций в психологической науке
  • 1.2. Проблема стрессоустойчивости личности
  • и стрессоустойчивости в условиях боевой обстановки
  • 1.3. Особенности проявления посттравматического стрессового расстройства у участников локальных войн и вооруженных конфликтов
    • В последнее время психологическая работа с участниками локальных войн и вооруженных конфликтов – достаточно активно развивающаяся область психологии. Однако большинство методов пришло из-за рубежа. Еще более разработанной является все-таки социальная ...
    • Психологическая помощь должна быть направлена на восстановление психического равновесия, повышение адаптивных способностей и улучшение качества жизни военнослужащих. Основными направлениями являются оказание психологической помощи данной группе, индив...
    • Рассмотрим особенности каждого направление отдельно.
    • Цели индивидуального консультирования и психотерапии
    • Основные цели работы психолога-консультанта в индивидуальном консультировании и психотерапии с участниками локальных войн и вооруженных конфликтов заключаются в следующем:
    • – облегчение страданий: уменьшение симптомов тревоги, депрессии, агрессии и прочих негативных эмоций, возникших вследствие перенесённого боевого стресса;
    • – помощь в восстановлении внутреннего баланса: стабилизация самооценки, нормализация отношения к себе и окружающим людям;
    • – коррекция деструктивных форм поведения: устранение вредных привычек (алкоголь, наркотики, агрессия), замена их конструктивными способами совладания с трудностями;
    • – повышение устойчивости к повторному возникновению травматических реакций: обучение техникам саморегуляции и самоконтроля;
    • – поддержка процесса адаптации к гражданской жизни: помощь в формировании реалистичных жизненных целей и стратегии достижения успеха.
    • – разрешение кризисных ситуаций: экстренная психологическая помощь в случаях возникновения острых кризисных состояний (суицидальные намерения, приступы паники, психотические эпизоды).
    • Конкретные задачи, стоящие перед специалистом-психологом при работе с участниками локальных войн и вооруженных конфликтов, включают:
    • – оценку текущего психического состояния клиента и выявление потенциальных рисков;
    • – создание доверительной атмосферы для свободного выражения чувств и мыслей;
    • – разработку совместно с клиентом плана психологической работы, соответствующего индивидуальным потребностям и целям;
    • – проведение регулярных встреч, направленных на обсуждение текущих проблем и поиск путей их решения;
    • – оказание поддержки в принятии решений и выработке альтернативных вариантов поведения.
    • Консультативная деятельность не ограничивается только лицами, участвовавшими и пребывающими в вооруженных конфликтах, но и оказывается в рамках семейных взаимоотношений, воспитания детей, карьеры и других аспектов жизнедеятельности.
    • Работа психолога с данной категорией строится на соблюдении ряда базовых принципов:
    • 1. Принцип конфиденциальности: полная защита личной информации клиента от разглашения третьим лицам.
    • 2. Принцип добровольности: консультации проводятся исключительно по желанию самого клиента, без принуждения извне.
    • 3. Принцип равноправия: клиент рассматривается как равноправный партнёр в диалоге, обладающий правом выбора собственных решений.
    • 4. Принцип уважения: уважение достоинства и свободы выбора клиента, независимо от различий в возрасте, поле, национальности, религии и социальном положении.
    • 5. Принцип открытости: предоставление клиенту полной и доступной информации о ходе и результатах консультационного процесса.
    • 6. Принцип сотрудничества: активное вовлечение клиента в разработку совместных планов и принятие решений.
    • 7. Принцип непрерывности: продолжение контакта с клиентом до полного завершения поставленных задач и достижения устойчивого результата.
    • При работе с участниками локальных войн и вооруженных конфликтов необходимо учитывать ряд особенностей. Так, установление доверительных отношений является ключевым фактором успешного консультирования, особенно у клиентов, переживших значительные потер...
    • Большинство случаев требует длительной терапии и наблюдения, иногда продолжающейся годами.
    • Кроме того, военные конфликты часто происходят в регионах с определёнными культурными особенностями, что должно учитываться специалистами.
    • Также социально-экономические условия, политические события и доступность ресурсов влияют на успешность восстановительного процесса.
    • Наиболее эффективными техниками и технологиями работы с комбатантами в рамках индивидуальных консультаций являются:
    • – Экстензивная экспозиционная терапия (Exposure therapy): постепенное погружение клиента в ситуацию, ассоциирующуюся с негативными эмоциями, под контролем специалиста.
    • – Когнитивно-поведенческая терапия (CBT/Cognitive Behavioral Therapy): коррекция искажённых представлений о себе и мире путём изменения негативного мышления.
    • – Арт-терапия: рисование, лепка, музыка и другие творческие средства помогают выразить подавленные эмоции и восстановить утраченную целостность восприятия.
    • – Телесно-ориентированные практики: физические упражнения, массаж, йога и релаксация способствуют снятию мышечного напряжения и снижению общей тревожности.
    • Групповая психотерапия не менее популярна и скорее имеет даже более результативный эффект, чем индивидуальная. В литературе прописаны многочисленные программы взаимоподдержки и взаимопомощи; интерактивные группы «боевых товарищей».
    • Практический опыт внедрения моделей поддерживающих групп, ориентированных на оказание первичной психологической помощи непосредственно в зоне конфликта.
    • Основная цель групповой терапии состоит в облегчении эмоционального состояния и повышении способности справляться с последствиями боевых действий путем совместного обсуждения общих проблем и взаимной поддержки внутри группы. Конкретнее, целью являются:
    • – улучшение понимания своего состояния и осознания его причин;
    • – развитие навыков преодоления стресса и негативных эмоций;
    • – преодоление одиночества и изоляции, восстановление социального функционирования;
    • – ослабление чувства стыда, вины и бессилия, повышение уверенности в себе;
    • – возврат к нормальной повседневной жизни и социальным ролям.
    • Основными задачами группового подхода к восстановлению психического здоровья участников боевых действий являются:
    • – установление безопасной обстановки, где каждый участник чувствует себя защищённым и понятым;
    • – предоставление каждому участнику пространства для рассказа своей истории и выражение накопленных чувств и эмоций;
    • – нормализация реакции на пережитый травматический опыт посредством предоставления правильной интерпретации событий;
    • – ознакомление участников с признаками посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) и других психологических последствий;
    • – развитие навыков управления гневом, тревогой и агрессией;
    • – формирование положительной самооценки и устойчивых жизненных ценностей;
    • – выработка стратегий и навыков противостояния внутренним и внешним стрессорам;
    • – создание условий для установления и поддержания здоровых социальных связей и отношений.
    • Эффективность групповой терапии основывается на ряде ключевых принципов:
    • 1. Добровольность участия: члены группы участвуют добровольно и самостоятельно принимают решение остаться или покинуть группу.
    • 2. Безопасность и конфиденциальность: обеспечивается надёжная среда, исключающая угрозы и вторжение в личную жизнь участников.
    • 3. Принятие и признание: любые мнения и чувства принимаются группой, не подвергаясь осуждению или критике.
    • 4. Отсутствие иерархии: лидер группы выступает скорее фасилитатором, нежели директивным руководителем.
    • 5. Коллективное понимание: участники осознают схожесть своих переживаний и понимают ценность совместного анализа опыта.
    • 6. Активное сотрудничество: поощряются инициативы и активность участников в поиске решений.
    • 7. Использование обратной связи: группа становится источником важной информации и ресурсами для собственного роста.
    • Особенности групповой терапии определяются спецификой контингента участников и характером приобретенной ими травмы. Важнейшие характеристики такого вида терапии включают минимизацию ощущения изолированности: восприятие единства собственной судьбы с су...
    • Среди наиболее востребованных техник и методов, применяемых в групповой терапии с участниками боевых действий, выделяются: открытое обсуждение своих переживаний, историй и ожиданий; упражнения на релаксацию и визуализацию: освоение приёмов расслаблени...
    • Оказание психологической помощи комбатантам – работа комплексная, включающая и специальные формы психологической работы.
    • Работа с семьями и близкими родственниками является неотъемлемой частью психопрофилактики и психологической помощи.
    • И психологической и социальной работой является реинтеграция в общество и профессиональная ориентация.
    • Активно разворачивается деятельность по социальной адаптации и возможности профессиональной переподготовки для военнослужащих, вернувшихся с фронта.
    • Не менее важен вопрос о подготовке специалистов и развитии профессионального сообщества, которое будет и оказывает помощь указанной категории граждан. На сегодняшний момент имеются разработанные и в активной разработке образовательные стандарты и серт...
    • В реабилитационные программы с комбатантами входят занятия спортом, творчество, волонтерство и другие виды активности, способствующие социальной интеграции.
    • Важно отметить, что эффективность каждой методики зависит от индивидуальных особенностей конкретного человека и требует индивидуального подбора методов вмешательства.
    • Создание эффективной системы психологической помощи предполагает тесное взаимодействие государственных структур, медицинских учреждений и общественных организаций. Ключевыми элементами такой системы являются:
    • – Государственная политика: разработка законодательных актов, регулирующих права и обязанности участников боевых действий, обеспечение финансирования реабилитационных мероприятий.
    • – Профессиональная подготовка специалистов: обучение врачей-психотерапевтов, социальных работников и педагогов современным методам работы с пострадавшими от войны.
    • – Информационная кампания: распространение информации о возможных последствиях боевого стресса среди населения, популяризация услуг психологических служб.
    • – Развитие инфраструктуры: создание специализированных центров психологической реабилитации, оснащенных необходимым оборудованием и персоналом.
    • Все эти меры способствуют повышению доступности и качества психологической помощи для всех нуждающихся.
    • Таким образом, психологическая работа с участниками локальных войн и вооруженных конфликтов представляет собой сложный процесс, требующий комплексного подхода и междисциплинарного взаимодействия. Эффективная диагностика, выбор адекватных методов лечен...
  • ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ, СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ
  • И ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССОВОГО РАССТРОЙСТВА У КОМБАТАНТОВ
  • 2.1. Организация и методы исследования ценностных ориентаций, стрессоустойчивости и посттравматического стрессового расстройства у комбатантов
  • 2.2. Исследование ценностных ориентаций у комбатантов и лиц, не участвовавших в военных действиях
    • 2.3. Исследование стрессоустойчивости у участников боевых действий и лиц, не участвовавших в военных действиях
  • 2.4. Исследование личностных особенностей у комбатантов и лиц, не участвовавших в боевых действиях
    • Проанализируем полученные средние арифметические в отношении комбатантов по многофакторному личностному опроснику 16PF/C Р.Б. Кеттелла.
    • Средняя оценка по шкале «замкнутость/общительность» (5.07) показывает умеренную склонность к общению, что означает способность легко взаимодействовать с людьми, однако предпочтение также спокойных ситуаций и небольших компаний.
    • Показатель среднего уровня по шкале «интеллект» (5.07), отражающий нормальные интеллектуальные способности и адаптивность к различным ситуациям.
    • Высокий показатель по шкале «Эмоциональная стабильность» (6,13) свидетельствует о низкой тревожности и хорошем эмоциональном контроле, устойчивое реагирование на стрессовые ситуации.
    • Склонность к подчиненности, комфортнее ощущает себя в роли исполнителя, нежели лидера, предпочитает избегать конфликтов и конкуренции подчеркивает шкала «подчиненность/доминантность» (6.26).
    • Средние арифметические показатели по шкале «сдержанность/замкнутость» (4.85) говорит об умеренной открытости, готовности выражать эмоции и мысли, но не чрезмерная откровенность.
    • Нормальное соблюдение социальных норм и морали, приемлемый уровень этического поведения получено по шкале «моральная нормативность» (5.6).
    • Незначительная робость, умеренно смелое поведение, уверенность в себе при принятии решений показывает шкала «робость/смелость» (4.85).
    • Относительно низкая чувствительность, преобладает рациональность и прагматизм в поведении показана по шкале «практицизм/чувствительность» (3.85).
    • Высокий уровень доверительности, позитивное восприятие окружающих, доброжелательное отношение отражает шкала «доверчивость/подозрительность» (6.0).
    • Анализ результатов по шкале «Практичность/Мечтательность» (4.98) свидетельствует о разумном балансе между мечтательной натурой и реалистичным восприятием действительности.
    • Более высокая степень дипломатичности, умение находить компромиссы и поддерживать хорошие отношения с окружающими демонстрируют результаты по шкале «прямолинейность/дипломатичность» (5.85).
    • Низкий уровень тревоги, высокий контроль над эмоциями и спокойствие даже в сложных ситуациях обнаружен по шкале «спокойствие/тревожность» (5.91).
    • Шкала «Консерватизм/Радикализм» (4.11) свидетельствует об умеренном консерватизме, осторожности в восприятии нового, приверженности традиционным ценностям.
    • Значительный конформизм, стремление соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружения обнаружен по шкале «конформизм/нонконформизм» (6.65).
    • Интересны результаты исследования по шкале «самоконтроль» (6.52) – высокий самоконтроль, эффективное управление собственными чувствами и поведением.
    • Данные по шкале «расслабленность/напряженность» (5.27) показывают умеренное напряжение, способность эффективно справляться с повседневными нагрузками, сохраняя работоспособность.
    • Средний уровень тревожности (5.2), позволяющий адекватно реагировать на стрессы, избегая излишнего беспокойства.
    • Небольшая интроверсия, предпочтение одиночества или небольшого круга общения перед большими компаниями обнаружена по шкале «Интроверсия/Экстраверсия» (5.64).
    • Шкала «чувствительность/уравновешенность» имеет средний балл 6,11 и говорит о хорошем эмоциональном равновесии, низком уровне чувствительности к внешним раздражителям.
    • Некоторая независимость взглядов и действий, отсутствие стремления полностью подчиняться мнению большинства показывает шкала «конформность/независимость» (4.7).
    • Большинство комбатантов демонстрируют сбалансированный характер с хорошими показателями адаптации и устойчивости к стрессовым ситуациям. Преобладают качества социальной приспособленности, терпимости, эмпатии и самодостаточности. Есть определённая потр...
    • Полученные средние арифметические показатели позволяют выделить основные характеристики исследуемого профиля личности согласно методике 16PF/C Р.Б. Кеттелла.
    • Показатель ниже средней нормы по шкале «замкнутость/общительность» (3.68) свидетельствует о ярко выраженной замкнутости, нежелании устанавливать новые социальные контакты и предпочтении проводить время в одиночестве или ограниченном кругу близких дру...
    • Низкая оценка по шкале «интеллект» (2.43) отражает средний уровень абстрактного мышления и способностей к обучению. Большинство испытуемых испытывают трудности в понимании сложной информации и быстрее утомляются при интеллектуальной работе.
    • Уровень стабильности ниже среднего по шкале «эмоциональная стабильность» (3.82) указывает на высокую подверженность эмоциональным колебаниям, частые переживания и повышенную восприимчивость к стрессу.
    • Умеренно доминирующий стиль поведения, однако без ярко выраженных лидерских качеств подчеркнут шкалой по шкале «подчиненность/доминантность» (5.46). Испытуемые скорее предпочитают позицию наблюдателя и исполнителя поручений.
    • Оценка близка к среднему уровню по шкале «сдержанность/замкнутость» (4.9), свидетельствуя о некоторой закрытости и желании держать чувства при себе, но без крайних проявлений замкнутости.
    • Нормативное поведение соответствует средним показателям по шкале «Моральная нормативность» (5.35). Нет заметных отклонений ни в сторону строгих ограничений, ни вседозволенности.
    • Робость является достаточно выраженным качеством, затрудняющим активное проявление инициативы и принятие самостоятельных решений, что показано шкалой «робость/смелость» (4.02).
    • Баланс между чувствительностью и прагматизмом отражен в шкале «практицизм/чувствительность» (4.38). Тем не менее, незначительное превалирование чувствительной стороны указывает на возможное наличие эмоциональных переживаний и восприятия окружающей сре...
    • Обнаружен высокий уровень доверия окружающим людям по шкале «доверчивость/подозрительность интеллект» (8.41). Это качество способствует формированию дружественных отношений, но может привести к разочарованиям и обману вследствие недостаточной критичес...
    • Практически уравновешены обе тенденции по шкале «практичность/мечтательность» (5.26). Такой баланс позволяет сочетать реализм и творческое мышление.
    • Скромная тенденция к прямолинейности, демонстрирующая уверенное выражение своего мнения, но при этом сохранившая достаточную гибкость для переговоров и компромиссных решений выявлена при анализе по шкале «прямолинейность/дипломатичность» (5.01).
    • Значительно повышенный уровень тревожности, связанный с постоянными сомнениями и переживаниями обнаружен по шкале «спокойствие/тревожность» (6.73). Испытуемых часто сопровождают негативные мысли и беспокойство.
    • Небольшая склонность к консервативным взглядам, предпочитающим проверенные временем подходы и традиционные ценности выражает шкала «консерватизм/радикализм» (5.71).
    • Выраженная зависимость от общественного мнения и общепринятых стандартов поведения демонстрирует шкала «конформизм/нонконформизм» (6.04). Стремление следовать установленным порядкам и традициям, избегать выделяться среди остальных.
    • Средний уровень контроля (по шкале «самоконтроль» (5.8)) собственных импульсов и желаний. Обычно способен удерживать эмоции и действовать осознанно, хотя возможны периоды слабости.
    • Данные по шкале «расслабленность/напряженность интеллект» (5.1) свидетельствуют о том, что напряжение присутствует, но оно компенсируется способностью восстанавливать силы и отдыхать.
    • Высокая тревожность, обнаруженная по шкале «тревога» (6.76) сопровождается постоянной внутренней озабоченностью и переживанием возможных неудач и проблем.
    • Ярая интроверсия, выражающаяся в потребности в личном пространстве и возможности оставаться наедине с собой отражена в полученных данных по шкале «интроверсия/экстраверсия интеллект» (4.1).
    • Среднее арифметическое по шкале «чувствительность/уравновешенность» (6.44) говорит о повышенной чувствительности в сочетании с хорошей способностью сохранять внутреннего покоя и гармонии.
    • Данные по шкале «конформность/независимость интеллект» (6.37) показывают, что четко обозначено стремление к соответствию принятым стандартам и устоям общества, страх идти против общего течения.
    • По результатам исследования лиц, не участвовавших в военных действиях можно предположить личность интровертированного типа с невысокими способностями к интеллектуальному труду, высоким уровнем тревожности и зависимости от общественных мнений. Отмечает...
    • 2.5. Исследование посттравматического стрессового расстройства у комбатантов и лиц, не участвовавших в военных действиях
      • 2.6. Анализ различий личностных характеристик, ценностных ориентаций, стрессоустойчивости и посттравматического стрессового расстройства у комбатантов и лиц, не участвовавших в военных действиях
  • 2.7. Корреляционный анализ личностных особенностей, ценностных ориентаций, стрессоустойчивости
  • и посттравматического стрессового расстройства у комбатантов
  • 2.8. Корреляционный анализ личностных особенностей, ценностных ориентаций, стрессоустойчивости
  • и посттравматического стрессового расстройства у лиц,
  • не участвовавших в военных действиях
  • 2.9. Факторный анализ личностных особенностей, ценностных ориентаций, стрессоустойчивости и посттравматического стрессового расстройства у комбатантов и группы лиц,
  • не участвовавших в боевых действиях
  • Выводы по второй главе
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
  • И ЛИТЕРАТУРЫ
  • ПРИЛОЖЕНИЯ
    • Приложение № 1
    • Результаты диагностики ценностных ориентаций (сырые баллы комбатантов с ПТСР) по Портретный ценностный опросник PVQ-RR (Ш. Шварц)
  • Приложение № 2
  • Результаты диагностики (сырые баллы) выраженности симптомов посттравматического стрессового расстройства у комбатантов по Миссисипской шкале ПТСР
  • (Т. Киан, Д. Вревен и др.)
    • Приложение № 3
    • Результаты диагностики (сырые баллы) стрессоустойчивости у комбатантов по тесту на стрессоустойчивость (Ю.В. Щербатых)
  • Приложение № 4
  • Результаты диагностики (сырые баллы) личностных черт у комбатантов по многофакторному личностному опроснику 16 PF/C (Р.Б. Кеттел)
  • Приложение № 5
  • Результаты диагностики (сырые баллы) ценностных ориентаций у лиц, не участвовавших в боевых действиях по Портретному ценностному опроснику PVQ-RR (Ш. Шварц)
    • Приложение № 6
    • Результаты диагностики (сырые баллы) выраженности симптомов посттравматического стрессового расстройства у лиц, не участвовавших в боевых действиях по Миссисипской шкале ПТСР (Т. Киан, Д. Вревен и др.)
      • Приложение № 7
      • Результаты диагностики (сырые баллы) стрессоустойчивости у лиц, не участвовавших в военных действиях по тесту на стрессоустойчивость (Ю.В. Щербатых)
    • риложение № 8
    • Результаты диагностики (сырые баллы) личностных черт у лиц, не принимавших участие
    • в боевых действиях по многофакторному личностному опроснику 16 PF/C (Р.Б. Кеттел)

Usage statistics

stat Access count: 0
Last 30 days: 0
Detailed usage statistics