ЭБС Уфимского университета науки и технологий
фонд Заки Валиди 32, Карла Маркса 3/1 и Достоевского 131

     

Детальная информация

Рахимова, Ляйсан Ринатовна. Арт-терапия как средство коррекции агрессивного поведения у подростков: выпускная квалификационная работа по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль: «Психология и социальная педагогика» [Электронный ресурс] / Л. Р. Рахимова; Уфимский университет науки и технологий, Бирский филиал ; научный руководитель И. М. Зинова. — Бирск, 2024. — 88 с.: ил. — <URL:https://elib.bashedu.ru/dl/diplom/bf/2024/Rakhimova_LR_SGF-22_44.03.02_Psih-ped.obr_06.2024.pdf>. — Текст: электронный

Дата создания записи: 05.08.2024

Тематика: Психология — Детская психология; бакалавриат; ВКР; арт-терапия; коррекция агрессивного поведения; подростки; подростковая агрессия; агрессия; проекты; проектные работы

УДК: 159.922.7

ББК: 88.8

Коллекции: Квалификационные работы бакалавров и специалистов; Общая коллекция

Разрешенные действия:

Действие 'Прочитать' будет доступно, если вы выполните вход в систему и будете работать на компьютерах в читальных залах Библиотеки

Группа: Анонимные пользователи

Сеть: Интернет

Права на использование объекта хранения

Место доступа Группа пользователей Действие
Локальная сеть Библиотеки Аутентифицированные пользователи Прочитать
Локальная сеть Библиотеки Все
Интернет Аутентифицированные пользователи Прочитать
-> Интернет Все

Оглавление

  • 1.3. Изучение истории использования арт-терапии в психологии
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА 2. ПРЕДПРОЕКТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
  • 2.1. Научное обоснование программы по коррекции агрессивности у подростков средствами арт-терапии
  • Цель: изучить эффективность использования терапевтических методов арт-терапии в выравнивании агрессии подростков.
  • Исходя из цели исследования, нам были поставлены эмпирические задачи:
  • 1. Определите уровень агрессии подростков.
  • 2. Выявить подростков с высоким уровнем агрессии и сформировать две группы: экспериментальную и контрольную.
  • 3. Внедрить программу коррекции агрессии подростков методами арт-терапии.
  • 4. Выполните корректирующие работы с экспериментальной группой.
  • 5. Выполните повторную диагностику уровня агрессии у двух групп детей (экспериментальная и контрольная);
  • 6. Оценить динамику уровня агрессии в двух группах подростков;
  • 7. Сделать выводы об эффективности программы коррекции агрессии подростков методами арт-терапии с использованием статистической обработки результатов исследования.
  • 2.2. Ресурсная база проекта
    • 2.3. Результаты исследования агрессивности у подростков
  • Выводы по главе 2
    • ГЛАВА 3. ПРОГРАММА ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ И ОЦЕНКА ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
    • 3.1. Описание программы по коррекции агрессивности у подростков средствами арт-терапии
    • Цель: развить способность к самоконтролю эмоциональных проявлений, отражающих агрессивную ориентацию поведения.
    • Задачи:
    • 1. Снижение эмоционального напряжения;
    • 2. Снижение уровня личной тревоги;
    • 3. Развитие положительной самооценки;
    • 4. Развивайте способность взаимодействовать с окружающими вас людьми;
    • 5. Снизить уровень агрессии.
    • Возраст участников:14-16 лет;
    • Форма организации занятий: психологическая подготовка в группе подростков с элементами арт-терапии;
    • Тема: группа подростков;
    • Оптимальное количество участников: 8-10 человек;
    • Продолжительность урока: 1 час;
    • Общая программа: 8 часов (8 уроков).
    • Этапы работы:
    • 1. Подготовительный этап. (Создать благоприятные условия для работы учебной группы, вызвать интерес у подростков, желание быть активным; ознакомиться с правилами взаимодействия во время обучения)
    • 2. Основная фаза. (Используются различные формы проведения занятий с использованием методов арт-терапии: тренинги по снижению уровня агрессии, борьбе с тревогой, формированию навыков саморегуляции.)
    • 3. Заключительный этап.
    • Эта программа носит компилирующий характер. На основе изучения литературных источников были составлены корректирующие программы по нивелированию агрессии подростков методами арт-терапии (Э. И. Гончаренко, И. В. Сапрыкина, В. А. Юдина, А.И. Копытина, М...
    • Запланированный результат: по нашему мнению, эта программа поможет подросткам повысить самооценку, уверенность в себе, осознанность и выражение своих чувств. Он способствует снижению уровня агрессии, развитию способности выйти из конфликта с альтернат...
    • 3.2. Результаты исследования по коррекции агрессивности у подростков средствами арт-терапии
    • Выводы по главе 3
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
    • ПРИЛОЖЕНИЕ А
    • Диагностический инструментарий
    • Опросник Басса-Дарки
  • Инструкция.
  • Вопросы.
    • Проективная методика «Несуществующее животное»
  • Возрастной диапазон
  • Показатели и интерпретация
  • Особенности линий Штриховые линии – тревожность как черта личности. Множественные линии – тревога как состояние на момент обследования; стрессовое состояние; иногда импульсивность. Эскизные линии – стремление контролировать свою тревогу, держать себя ...
  • Низкий уровень агрессивности
  • Повышенная агрессивность
  • Склонность к вербальной агрессии.
  • Боязнь агрессии и защитная агрессия
  • Невротическая агрессия
    • Методика «Шкала Кука-Медли»
    • ПРИЛОЖЕНИЕ Б
    • Программа по коррекции агрессивности у подростков средствами арт-терапии
    • Занятие 1. «Затерянный мир».
    • Цель занятия: установление контакта с подростками, создание положительной мотивации к предстоящему циклу занятий.
    • 1. Ритуал приветствия
    • 2. Знакомство с ведущим и участниками (называют свои главные качества и выслушивают характеристики других)
    • 3. Знакомство друг с другом. Дается задание нарисовать свою комнату или свое место в квартире, а затем назвать себя и рассказать о себе, используя рисунок. (Если бы я пришла к тебе домой, что я могла бы узнать о тебе, просто рассматривая твою комнату?
    • 4. Техника «Каракули»
    • Цель: данная изобразительная техника в сочетании с музыкой побуждает личность взрослого ребенка к самораскрытию, исследованию собственного эмоционального состояния, развитию творческого воображения.
    • Описание техники:
    • Участникам сессии предлагается выбрать бумагу и изобразительные материалы по желанию, послушать ритм и настроение музыкального произведения, представить себе образ, о котором рассказывает музыка, затем изобразить его экспрессивно (с помощью каракулей,...
    • На этапе обсуждения участники рассказывают о своем рисунке, отмечают, получилось ли передать задуманный образ, получилось ли у них что-либо неожиданное, и на что оно может быть похожим, что обозначает выбранный для рисунка цвет.
    • Другие участники терапевтической группы тоже подключаются к обсуждению, и интерпретации работ, рассказывают о своих впечатлениях от творческого процесса, отмечают эмоциональный климат в группе.
    • 3. Техника «Метафоричный Автопортрет».
    • Цель: осознать самих себя– своею внешность и внутренние характеристики, повышение уверенности в себе. Нередко работа над автопортретом помогает выразить те эмоционально окрашенные аспекты к себе, которые трудно поддаются вербализации. Участникам объяс...
    • Далее индивидуальная работа над своими автопортретами.
    • Когда портреты готовы, они размещаются в аудитории, и участникам группы предлагается что-либо сочинить от имени автопортрета и воспроизвести текст для всей группы. Данный момент работы, связанный с произнесением обращения в присутствии других членов г...
    • После зачитывания обращений происходит обмен впечатлениями и обсуждение рисунков и текстов. Нередко такая работа также помогает актуализировать цели будущего, дать самому себе определенную позитивную установку и закрепить полученные терапевтические эф...
    • 4. Рефлексивный анализ
    • Каждому участнику предлагается показать свою работу и рассказать о тех мыслях, чувствах, ассоциациях, которые возникли у него в процессе занятия.
    • 5. Рефлексия.
    • Занятие 2. «Цветные звуки моего тела»
    • Цель занятия: Побуждение каждого участника к самораскрытию через спонтанное творчество, проявлению отношений и эмоциональных реакций.
    • Задачи:
    • 1. Создание в группе атмосферы взаимного принятия, доброжелательности, взаимопомощи, эмоциональной поддержки.
    • 2. Обучению осознания реакций своего тела, общего состояния и способам выражать свое состояние.
    • Материалы: Половина листа ватмана каждому участнику. Акварельные краски или гуашь, кисти. Фломастеры. Баночки для воды.
    • 1. «Разогрев»
    • Свободное рисование на листе бумаги форматов А3. «Рисуйте цветные линии автоматически, не задумываясь, в свободной манере. Опишите рисунок от своего лица. Начните описание словами: «Я – картинка, по всей моей поверхности расположены линии…».
    • 2. Техника «Цветные звуки моего тела»
    • Инструкция 1:
    • «Знаете ли вы, что наше тело может звучать как целый оркестр? Каждая часть тела, голова, руки, ноги, грудь, живот, даже спина звучит по-своему. Нужно только уметь его слушать. И это не сложно. Давайте послушаем тело прямо сейчас. Сядьте удобно, рассла...
    • Итак, послушайте свое тело. Представьте себе, какая мелодия или просто звуки могут звучать внутри него. Эта мелодия или звуки возникнут сами собой. Не прогоняйте их. Просто слушайте.
    • Теперь сосредоточьтесь на затылке. Теперь сосредоточьтесь на своих глазах. Слушайте их. Теперь сосредоточьтесь на губах. Перейдите к носу. Теперь послушайте свою шею. Теперь- плечи. Теперь перейдите к рукам. Послушайте грудь. Спину. Прислушайтесь к св...
    • Комментарии для психолога:
    • При обсуждении психолог может обратить внимание на то, что «беззвучные» места – это те части тела, которые мы плохо сознаем. Но иногда человек просто не умеет слышать звуки. У него все тело «молчит». Такому участнику можно порекомендоват...
    • Вообще, молчащие участки – это яркий диагностический признак, требующий психотерапевтической работы с мышечными зажимами, с запретами и страхами. Но на тренинге мы, конечно, не интерпретируем «глухоту». В крайнем случае, если это вызывает беспокойство...
    • Инструкция 2: «Мы можем не только слышать свое тело, но и видеть его в самых разнообразных красках. Сейчас возьмите ватман, кисти и краски. Нарисуйте фломастером на всем пространстве ватмана силуэт вашего тела: как будто вы легли, а вас обвели, только...
    • Изобразите красками, как вы чувствуете каждый участок тела. Для этого сфокусируйте внимание на ощущение в данном участке головы и тела, слушайте его звучание и одновременно смотрите, какой образ и какого цвета возник перед вашим внутренним взором. Пос...
    • 3. Вербализация.
    • Участники обмениваются впечатлениями, рассказывают о позитивном опыте, чувствах, эмоциях. «Покажите, что у вас получилось. Какие участки вам не нравятся? Почему? Где вы видите диссонанс? В чем он выражается? Какие участки тела вам нравятся? Расскажите...
    • Резюме психолога: «Мы можем слышать свое тело и видеть его в разных красках. Когда вы делаете такое упражнение вы не только начинаете лучше понимать свое состояние, выражать его без слов, но и снимать стрессовое напряжение и лучше принимать свое тело.»
    • Комментарии для психолога: При создании рисунка можно включить фоновую музыку. Она должна носить нейтральный характер. Лучше всего если это будет трансовая музыка (не путать с релаксационной). Такая музыка больше напоминает некое приятное сочетание зв...
    • 4. Рефлексия.
    • Занятие 3. Арт-занятие «Рисуем маски»
    • 1. Визуализация «Маскарад»
    • Используется прием визуализации
    • Цель: создать условия для совместного и в тоже время индивидуального существования.
    • Участники садятся в круг. Предлагается сесть удобно и закрыть глаза. Психолог: «Закройте глаза. Чудесный день, голубое небо, теплое солнце. Воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Вы чувствуете себя совершенно спокойно, и с каждым вздохом...
    • 2. «Маски»
    • Материалы: листы плотной бумаги формата А3, акварель, кисти, цветные мелки, карандаши, клей, цветная бумага, цветные нитки, кисти, различные журналы с картинками, цветная фольга, ножницы.
    • Психолог предлагает подросткам самостоятельно изготовить маску, которая будет отражать их внутренний мир и содержать информацию об их личности. Нужно выбрать между маской Персоны (характер, который человек считает приемлемым для окружающих) и маской Т...
    • Пока участники работают над своими масками, подготавливается следующий этап – примерка масок. Для этого необходим еще один участник процесса –зеркало. Важно поставить его таким образом, чтобы каждый мог к нему подойти и увидеть себя.
    • Каждый участник приглашается надеть маску и подойти к зеркалу. Участники могут делать это в любом порядке и по мере готовности. У зеркала каждый проводит столько времени, сколько ему нужно. Затем следующий подросток подходит к зеркалу, когда оно освоб...
    • Обсуждение: Участники обсуждают свои впечатления, делятся чувствами и эмоциями, которые они испытали. Они рассказывают о том, какую маску создали и почему выбрали именно её. Также участники делятся эмоциями, которые они испытали, глядя на себя в зерка...
    • 3. Упражнение «Два письма»
    • Участникам предлагается проанализировать свои выявленные противоречия и изобразить на одном листе качества (характеристики), от которых желательно избавиться, а также те, которые необходимо приобрести. Затем часть рисунка с образом ненужных, «плохих» ...
    • Оставшаяся желаемая, «хорошая» часть помещается в конверт с адресом автора. Эти письма через некоторое время психолог отправит каждому участнику занятия, как напоминание о взятой им ответственности за собственные положительные изменения, личностный рост.
    • 4 Рефлексия.
    • Занятие 4. «Парное рисование»
  • Занятие 5. «Глазами группы»
  • Занятие 6. «Превратности жизни»
  • Занятие 7. «Мой внутренний мир»
  • Занятие 8. «Отдарок на подарок»

Статистика использования

stat Количество обращений: 1
За последние 30 дней: 0
Подробная статистика