Карточка | Таблица | RUSMARC | |
Рахимова, Ляйсан Ринатовна. Арт-терапия как средство коррекции агрессивного поведения у подростков: выпускная квалификационная работа по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль: «Психология и социальная педагогика» [Электронный ресурс] / Л. Р. Рахимова; Уфимский университет науки и технологий, Бирский филиал ; научный руководитель И. М. Зинова. — Бирск, 2024. — 88 с.: ил. — <URL:https://elib.bashedu.ru/dl/diplom/bf/2024/Rakhimova_LR_SGF-22_44.03.02_Psih-ped.obr_06.2024.pdf>. — Текст: электронныйДата создания записи: 05.08.2024 Тематика: Психология — Детская психология; бакалавриат; ВКР; арт-терапия; коррекция агрессивного поведения; подростки; подростковая агрессия; агрессия; проекты; проектные работы УДК: 159.922.7 ББК: 88.8 Коллекции: Квалификационные работы бакалавров и специалистов; Общая коллекция Разрешенные действия: –
Действие 'Прочитать' будет доступно, если вы выполните вход в систему и будете работать на компьютерах в читальных залах Библиотеки
Группа: Анонимные пользователи Сеть: Интернет |
Права на использование объекта хранения
Место доступа | Группа пользователей | Действие | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Локальная сеть Библиотеки | Аутентифицированные пользователи | |||||
Локальная сеть Библиотеки | Все | |||||
Интернет | Аутентифицированные пользователи | |||||
Интернет | Все |
Оглавление
- 1.3. Изучение истории использования арт-терапии в психологии
- Выводы по главе 1
- ГЛАВА 2. ПРЕДПРОЕКТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
- 2.1. Научное обоснование программы по коррекции агрессивности у подростков средствами арт-терапии
- Цель: изучить эффективность использования терапевтических методов арт-терапии в выравнивании агрессии подростков.
- Исходя из цели исследования, нам были поставлены эмпирические задачи:
- 1. Определите уровень агрессии подростков.
- 2. Выявить подростков с высоким уровнем агрессии и сформировать две группы: экспериментальную и контрольную.
- 3. Внедрить программу коррекции агрессии подростков методами арт-терапии.
- 4. Выполните корректирующие работы с экспериментальной группой.
- 5. Выполните повторную диагностику уровня агрессии у двух групп детей (экспериментальная и контрольная);
- 6. Оценить динамику уровня агрессии в двух группах подростков;
- 7. Сделать выводы об эффективности программы коррекции агрессии подростков методами арт-терапии с использованием статистической обработки результатов исследования.
- 2.2. Ресурсная база проекта
- 2.3. Результаты исследования агрессивности у подростков
- Выводы по главе 2
- ГЛАВА 3. ПРОГРАММА ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ И ОЦЕНКА ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
- 3.1. Описание программы по коррекции агрессивности у подростков средствами арт-терапии
- Цель: развить способность к самоконтролю эмоциональных проявлений, отражающих агрессивную ориентацию поведения.
- Задачи:
- 1. Снижение эмоционального напряжения;
- 2. Снижение уровня личной тревоги;
- 3. Развитие положительной самооценки;
- 4. Развивайте способность взаимодействовать с окружающими вас людьми;
- 5. Снизить уровень агрессии.
- Возраст участников:14-16 лет;
- Форма организации занятий: психологическая подготовка в группе подростков с элементами арт-терапии;
- Тема: группа подростков;
- Оптимальное количество участников: 8-10 человек;
- Продолжительность урока: 1 час;
- Общая программа: 8 часов (8 уроков).
- Этапы работы:
- 1. Подготовительный этап. (Создать благоприятные условия для работы учебной группы, вызвать интерес у подростков, желание быть активным; ознакомиться с правилами взаимодействия во время обучения)
- 2. Основная фаза. (Используются различные формы проведения занятий с использованием методов арт-терапии: тренинги по снижению уровня агрессии, борьбе с тревогой, формированию навыков саморегуляции.)
- 3. Заключительный этап.
- Эта программа носит компилирующий характер. На основе изучения литературных источников были составлены корректирующие программы по нивелированию агрессии подростков методами арт-терапии (Э. И. Гончаренко, И. В. Сапрыкина, В. А. Юдина, А.И. Копытина, М...
- Запланированный результат: по нашему мнению, эта программа поможет подросткам повысить самооценку, уверенность в себе, осознанность и выражение своих чувств. Он способствует снижению уровня агрессии, развитию способности выйти из конфликта с альтернат...
- 3.2. Результаты исследования по коррекции агрессивности у подростков средствами арт-терапии
- Выводы по главе 3
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
- ПРИЛОЖЕНИЕ А
- Диагностический инструментарий
- Опросник Басса-Дарки
- Инструкция.
- Вопросы.
- Проективная методика «Несуществующее животное»
- Возрастной диапазон
- Показатели и интерпретация
- Особенности линий Штриховые линии – тревожность как черта личности. Множественные линии – тревога как состояние на момент обследования; стрессовое состояние; иногда импульсивность. Эскизные линии – стремление контролировать свою тревогу, держать себя ...
- Низкий уровень агрессивности
- Повышенная агрессивность
- Склонность к вербальной агрессии.
- Боязнь агрессии и защитная агрессия
- Невротическая агрессия
- Методика «Шкала Кука-Медли»
- ПРИЛОЖЕНИЕ Б
- Программа по коррекции агрессивности у подростков средствами арт-терапии
- Занятие 1. «Затерянный мир».
- Цель занятия: установление контакта с подростками, создание положительной мотивации к предстоящему циклу занятий.
- 1. Ритуал приветствия
- 2. Знакомство с ведущим и участниками (называют свои главные качества и выслушивают характеристики других)
- 3. Знакомство друг с другом. Дается задание нарисовать свою комнату или свое место в квартире, а затем назвать себя и рассказать о себе, используя рисунок. (Если бы я пришла к тебе домой, что я могла бы узнать о тебе, просто рассматривая твою комнату?
- 4. Техника «Каракули»
- Цель: данная изобразительная техника в сочетании с музыкой побуждает личность взрослого ребенка к самораскрытию, исследованию собственного эмоционального состояния, развитию творческого воображения.
- Описание техники:
- Участникам сессии предлагается выбрать бумагу и изобразительные материалы по желанию, послушать ритм и настроение музыкального произведения, представить себе образ, о котором рассказывает музыка, затем изобразить его экспрессивно (с помощью каракулей,...
- На этапе обсуждения участники рассказывают о своем рисунке, отмечают, получилось ли передать задуманный образ, получилось ли у них что-либо неожиданное, и на что оно может быть похожим, что обозначает выбранный для рисунка цвет.
- Другие участники терапевтической группы тоже подключаются к обсуждению, и интерпретации работ, рассказывают о своих впечатлениях от творческого процесса, отмечают эмоциональный климат в группе.
- 3. Техника «Метафоричный Автопортрет».
- Цель: осознать самих себя– своею внешность и внутренние характеристики, повышение уверенности в себе. Нередко работа над автопортретом помогает выразить те эмоционально окрашенные аспекты к себе, которые трудно поддаются вербализации. Участникам объяс...
- Далее индивидуальная работа над своими автопортретами.
- Когда портреты готовы, они размещаются в аудитории, и участникам группы предлагается что-либо сочинить от имени автопортрета и воспроизвести текст для всей группы. Данный момент работы, связанный с произнесением обращения в присутствии других членов г...
- После зачитывания обращений происходит обмен впечатлениями и обсуждение рисунков и текстов. Нередко такая работа также помогает актуализировать цели будущего, дать самому себе определенную позитивную установку и закрепить полученные терапевтические эф...
- 4. Рефлексивный анализ
- Каждому участнику предлагается показать свою работу и рассказать о тех мыслях, чувствах, ассоциациях, которые возникли у него в процессе занятия.
- 5. Рефлексия.
- Занятие 2. «Цветные звуки моего тела»
- Цель занятия: Побуждение каждого участника к самораскрытию через спонтанное творчество, проявлению отношений и эмоциональных реакций.
- Задачи:
- 1. Создание в группе атмосферы взаимного принятия, доброжелательности, взаимопомощи, эмоциональной поддержки.
- 2. Обучению осознания реакций своего тела, общего состояния и способам выражать свое состояние.
- Материалы: Половина листа ватмана каждому участнику. Акварельные краски или гуашь, кисти. Фломастеры. Баночки для воды.
- 1. «Разогрев»
- Свободное рисование на листе бумаги форматов А3. «Рисуйте цветные линии автоматически, не задумываясь, в свободной манере. Опишите рисунок от своего лица. Начните описание словами: «Я – картинка, по всей моей поверхности расположены линии…».
- 2. Техника «Цветные звуки моего тела»
- Инструкция 1:
- «Знаете ли вы, что наше тело может звучать как целый оркестр? Каждая часть тела, голова, руки, ноги, грудь, живот, даже спина звучит по-своему. Нужно только уметь его слушать. И это не сложно. Давайте послушаем тело прямо сейчас. Сядьте удобно, рассла...
- Итак, послушайте свое тело. Представьте себе, какая мелодия или просто звуки могут звучать внутри него. Эта мелодия или звуки возникнут сами собой. Не прогоняйте их. Просто слушайте.
- Теперь сосредоточьтесь на затылке. Теперь сосредоточьтесь на своих глазах. Слушайте их. Теперь сосредоточьтесь на губах. Перейдите к носу. Теперь послушайте свою шею. Теперь- плечи. Теперь перейдите к рукам. Послушайте грудь. Спину. Прислушайтесь к св...
- Комментарии для психолога:
- При обсуждении психолог может обратить внимание на то, что «беззвучные» места – это те части тела, которые мы плохо сознаем. Но иногда человек просто не умеет слышать звуки. У него все тело «молчит». Такому участнику можно порекомендоват...
- Вообще, молчащие участки – это яркий диагностический признак, требующий психотерапевтической работы с мышечными зажимами, с запретами и страхами. Но на тренинге мы, конечно, не интерпретируем «глухоту». В крайнем случае, если это вызывает беспокойство...
- Инструкция 2: «Мы можем не только слышать свое тело, но и видеть его в самых разнообразных красках. Сейчас возьмите ватман, кисти и краски. Нарисуйте фломастером на всем пространстве ватмана силуэт вашего тела: как будто вы легли, а вас обвели, только...
- Изобразите красками, как вы чувствуете каждый участок тела. Для этого сфокусируйте внимание на ощущение в данном участке головы и тела, слушайте его звучание и одновременно смотрите, какой образ и какого цвета возник перед вашим внутренним взором. Пос...
- 3. Вербализация.
- Участники обмениваются впечатлениями, рассказывают о позитивном опыте, чувствах, эмоциях. «Покажите, что у вас получилось. Какие участки вам не нравятся? Почему? Где вы видите диссонанс? В чем он выражается? Какие участки тела вам нравятся? Расскажите...
- Резюме психолога: «Мы можем слышать свое тело и видеть его в разных красках. Когда вы делаете такое упражнение вы не только начинаете лучше понимать свое состояние, выражать его без слов, но и снимать стрессовое напряжение и лучше принимать свое тело.»
- Комментарии для психолога: При создании рисунка можно включить фоновую музыку. Она должна носить нейтральный характер. Лучше всего если это будет трансовая музыка (не путать с релаксационной). Такая музыка больше напоминает некое приятное сочетание зв...
- 4. Рефлексия.
- Занятие 3. Арт-занятие «Рисуем маски»
- 1. Визуализация «Маскарад»
- Используется прием визуализации
- Цель: создать условия для совместного и в тоже время индивидуального существования.
- Участники садятся в круг. Предлагается сесть удобно и закрыть глаза. Психолог: «Закройте глаза. Чудесный день, голубое небо, теплое солнце. Воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Вы чувствуете себя совершенно спокойно, и с каждым вздохом...
- 2. «Маски»
- Материалы: листы плотной бумаги формата А3, акварель, кисти, цветные мелки, карандаши, клей, цветная бумага, цветные нитки, кисти, различные журналы с картинками, цветная фольга, ножницы.
- Психолог предлагает подросткам самостоятельно изготовить маску, которая будет отражать их внутренний мир и содержать информацию об их личности. Нужно выбрать между маской Персоны (характер, который человек считает приемлемым для окружающих) и маской Т...
- Пока участники работают над своими масками, подготавливается следующий этап – примерка масок. Для этого необходим еще один участник процесса –зеркало. Важно поставить его таким образом, чтобы каждый мог к нему подойти и увидеть себя.
- Каждый участник приглашается надеть маску и подойти к зеркалу. Участники могут делать это в любом порядке и по мере готовности. У зеркала каждый проводит столько времени, сколько ему нужно. Затем следующий подросток подходит к зеркалу, когда оно освоб...
- Обсуждение: Участники обсуждают свои впечатления, делятся чувствами и эмоциями, которые они испытали. Они рассказывают о том, какую маску создали и почему выбрали именно её. Также участники делятся эмоциями, которые они испытали, глядя на себя в зерка...
- 3. Упражнение «Два письма»
- Участникам предлагается проанализировать свои выявленные противоречия и изобразить на одном листе качества (характеристики), от которых желательно избавиться, а также те, которые необходимо приобрести. Затем часть рисунка с образом ненужных, «плохих» ...
- Оставшаяся желаемая, «хорошая» часть помещается в конверт с адресом автора. Эти письма через некоторое время психолог отправит каждому участнику занятия, как напоминание о взятой им ответственности за собственные положительные изменения, личностный рост.
- 4 Рефлексия.
- Занятие 4. «Парное рисование»
- Занятие 5. «Глазами группы»
- Занятие 6. «Превратности жизни»
- Занятие 7. «Мой внутренний мир»
- Занятие 8. «Отдарок на подарок»
Статистика использования
Количество обращений: 1
За последние 30 дней: 0 Подробная статистика |