BashGU
Electronic Library

     

Details

Зидымышева, В. С. Оценка эффективности муниципального управления (на примере муниципального района Татышлинский район Республики Башкортостан: выпускная квалификационная работа по специальности 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», профиль «Муниципальное управление» [Электронный ресурс] / В. С. Зидымышева; Башкирский государственный университет, Бирский филиал; Р. Т. Бикбаева. — Бирск, 2019. — 48 с.: ил. — <URL:http://elib.bashedu.ru/dl/diplom/Zidymysheva V.S._38.03.04_GMU_bak_ 2019 .pdf>.

Record create date: 8/7/2019

Subject: Экономика — Управление экономикой; бакалавриат; ВКР; местное самоуправление; социально- экономические показатели; муниципальное управление

UDC: 338.24

LBC: 65.050

Collections: Квалификационные работы бакалавров и специалистов; Общая коллекция

Allowed Actions:

*^% Action 'Read' will be available if you login and work on the computer in the reading rooms of the Library

Group: Anonymous

Network: Internet

Document access rights

Network User group Action
Library BashGU Local Network Authenticated users Read
Library BashGU Local Network All
Internet Authenticated users Read
-> Internet All

Table of Contents

  • Содержание
  • Введение
  • В настоящее время муниципальное управление находится в тесной взаимосвязи с населением. Местное самоуправление для большинства жителей России стало вполне обыденной частью в их жизни. Муниципальное управление приобретает все большее значение, так как ...
  • Одной из наиболее актуальных задач, которые стоят сегодня перед страной является модернизация и улучшение эффективности работы органов муниципальной власти.
  • Именно сегодня, в современных условиях, эффективное управление муниципалитетами является важнейшим условием социально - экономического роста регионов и всей национальной экономики.
  • Интерес к организации местной власти и ее проблемам не теряет своей значимости. Несмотря на то что, сегодня в современной научной литературе уделяется большое внимание проблемам становления и современному состоянию системы органов муниципального управ...
  • Целю выпускной квалификационной работы является рассмотрение теоретической и практической стороны оценки эффективности муниципального управления в муниципальном районе Татышлинский район, изучение основных проблем в оценке эффективности деятельности м...
  • Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
  • 1) Ознакомиться и изучить понятие, сущность и нормативно - правовые основы оценки эффективности муниципального управления;
  • 2) Дать краткую характеристику и оценить основные социально - экономические показатели в муниципальном районе Татышлинский район Республики Башкортостан;
  • 3) Ознакомиться с деятельностью муниципальных органов власти в муниципальном районе Татышлинский район Республики Башкортостан;
  • 4) Провести оценку эффективности муниципального управления в муниципальном районе Татышлинский район РБ;
  • 5) Выявить основные проблемы в структуре управления и оценке эффективности данного муниципального района;
  • 6) Выработать способы по совершенствованию управления в муниципальных образованиях.
  • Объект исследования: муниципальный район Татышлинский район РБ.
  • Предметом исследования является система оценки эффективности муниципального управления в муниципальном районе Татышлинский район РБ.
  • Информационную базу при изучении данной темы составили: нормативно - правовые акты, за счет которых осуществлялась оценка эффективности управления, работы отечественных и зарубежных авторов, официальные социально - экономические данные Администрации м...
    • 1 Теоретическое обоснование оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления
  • 1.1 Понятие, задачи и цели муниципального управления
    • По действующему федеральному законодательству (Конституция РФ, ФЗ от 06.10.2003г № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»), наличие выборных органов местной власти в муниципалитетах является обязательным.
    • Обращаясь к понятию муниципальное управление или местное самоуправления, в первую очередь необходимо определить, что представляет собой муниципальное управление или местное самоуправление, какой характер оно носит в современной Российской Федерации?
    • Согласно законодательству, непосредственно регламентирующему местное самоуправление в Российском государстве, местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя РФ, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории РФ.
    • Практика Российской Федерации в муниципальном управлении показывает, что местное самоуправление находится в той стадии развития, когда возникает потребность в ее тщательном и активном изучении.
    • Если обратиться к историческому началу развития местного самоуправления, можно увидеть, что оно соседствует с командно - административной системой управления, в недрах которой и берет свое начало.
    • Изучение местного самоуправления содержит ряд трудностей, которые имеют теоретико - методологический характер, в виде отсутствия современных и развитых форм муниципального упрапвления в Российской Федерации.
    • В широком смысле муниципальное управление осуществляется населением, проживающим на определённой территории РФ. Осуществление населением права на местное самоуправление, возможно непосредственно или через созданные местными жителями органы для осущест...
    • По причине отсутствия единого определения местного самоуправления, а так же громоздкости существующих в теории муниципального права определений для понимания его основных характеристик более удобно пользоваться легальными определениями, содержащимися ...
    • Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами ...
    • Мнение многих авторов в определении понятия местного самоуправления совпадают. Так, по мнению Кутафина О.Е. и Фадеева В.И. «местное самоуправление как одна из основ конституционного строя представляет собой основополагающий принцип организации и осуще...
    • Местное самоуправление - это организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
    • Эффективность муниципального управления - это результативность деятельности органов местного самоуправления, которая отражается в различных показателях как муниципального образования в целом, так и собственно управленческой деятельности муниципальных ...
    • Уместным будет назвать мнение автора Ю.И. Скуратова о том, что «самоуправление есть высшая цель и одновременно особая форма развития и организации демократии, объединяющая ее основные институты»
    • Местное самоуправление и его наличие обуславливается тем, что региональная и центральная власти не могут эффективно решать разноуровневые проблемы. Так же единообразный подход в управлении не в состоянии учесть все местные, территориальные особенност...
    • «Муниципальное управление» характеризует процесс взаимодействия между субъектом и объектом управления в пределах определённого муниципального образования, являющийся нижним, но не менее важным уровнем государственной системы управления.
    • Система муниципального управления формируется на основе принципа самоуправления, который состоит из субъекта управления и объекта управления.
    • Субъект управления - субъект (лицо, группа людей или организация), принимающий решения и управляющий объектами, процессами или отношениями путём воздействия на управляемую систему для достижения поставленных целей ( органы местного самоуправления)
    • Объект управления - все то, на кого или на что направлены управленческие воздействия субъекта менеджмента в рамках организации и для реализации ее целей и задач ( муниципальное образование и муниципальное хозяйство).
    • Основная цель муниципального управления, она же и самая главная это:
    • -повышение уровня жизни муниципального образования;
    • -повышение качества жизни населения муниципалитета;
    • -решение вопросов местного значения.
    • И не посредственно для достижения этих целей муниципальные образования должны ставить перед собой следующие задачи такие как:
    • 1) удовлетворение потребностей населения в различных услугах;
    • 2) создание необходимой инфраструктуры населению;
    • 3) поддержание чистой окружающей среды и экологической обстановки в регионе в целом;
    • 4) налаживать и поддерживать новые межрегиональные связи;
    • 5) сохранение и совершенствование экономического пространства в муниципальном образовании;
    • 6) привлечение различного рода инвестиций.
    • В России для теоретического изучения проблемы местного самоуправления теоретики обратились еще в середине XIX века, когда в стране начали внедряться новые государственные реформы и вводить земские учреждения. Этим вопросом занимались такие ученые и пр...
    • Исходя из выше сказанного можно утверждать, что местное самоуправление является неотъемлемой частью современного, развивающего общества, основным законом, который регулирует местное самоуправление является ФЗ № 131 от 06.10.2003г «Об общих принципах о...
  • 1.2 Сущность, структура органов местного самоуправления
    • Эволюция в понимании « Местного самоуправления» (далее МСУ) отразилась напрямую как в формировании подходов, так и в понимании самой сущности МСУ в отечественно - правовой науке.
    • В.И. Фадеев отмечает такие основные подходы как:
    • 1) МСУ как основа конституционного строя;
    • 2) МСУ как право муниципальных общин на решение вопросов местного значения;
    • 3) МСУ как форма народовластия.
    • Мнения В.И. Васильевой и Е.С. Шугариной схоже с приведенными выше пунктами, но они более конкретно конкретизируют каждый пункт.
    • И лишь Н.С.Бондарь Судья Конституционного суда РФ считает, что МСУ нужно рассматривать в контексте муниципальной демократии, хотя так же и не отвергает подходы предложенные выше указанными учеными к пониманию местного самоуправления.
    • Суть МСУ заключается в признании гражданина как источник местной власти, в принятии им решений в вопросах повседневной жизни и так же самому нести ответственность за их последствия. Сейчас в современном обществе МСУ является основой любого демократиче...
    • В.Г.Игнатов характеризуя сущность МСУ, отмечал следующее:
    • - МСУ не самоцель, а только средство для улучшения качества жизни народа (эти задачи необходимо решать в соответствии с законодательством);
    • - МСУ главным образом должно решать вопросы местного значения;
    • - Муниципальные выборы, местный референдум, собрания (сходы), именно на это должно опираться МСУ как на формы прямого волеизъявления населения;
    • - Самоответственность является основополагающей в системе принципов МСУ;
    • - обязательным элементом МСУ считается наличие выборных органов власти в муниципалитетах.
    • В вопросе о сущности МСУ есть разные подходы, но в основными считаются две из них, отношение государственной власти к общественной власти.
    • - государственная, ссылаясь на Конституцию РФ, а именно 12 статью Конституции РФ и ФЗ № 131 от 06.10.2003г «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» сторонники этого подхода рассматривают самоуправление как одну из форм государстве...
    • - общественная, принцип полной независимости и автономии при решении каких - либо вопросов местного значения, без учета федеральных законов и нормативно - правовых актов государственного значения.
    • Рассматривая принципы о том противоречат ли они Конституции РФ будет основным вопросом, но тем не менее Конституция отражает всю сложность природы МСУ не ограничивая ее только характеристиками как особой формы реализации публичной власти. И это всего ...
    • В статью 34 п.1 ФЗ № 131 от 06.10.2003г «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» прописано, что в структуру МСУ входят:
    • - представительный орган муниципального образования;
    • - глава муниципального образования;
    • - местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);
    • - контрольно-счетный орган муниципального образования;
    • -иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
    • Как формируются органы МСУ, каковы их полномочия, на какой срок избираются органы МСУ, перед кем отчитываются органы МСУ эти и многие другие вопросы касающиеся организации и деятельности органов местной власти определяется уставом конкретного муниципа...
    • В полномочия главы муниципалитета входит:
    • 1) Организация разработки и исполнение бюджета муниципального образования, исполняя бюджет, осуществляет распределение кредитов.
    • 2) Организует разработку генерального плана для развития муниципального образования.
    • 3) Берет на себя меры по осуществлению правопорядка.
    • 4) Принимает меры по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
    • 5) Представляет населению один раз в год, а так же представительному органу местного самоуправления, отчет о проделанной работе за год.
    • 6) Назначает на должность и освобождает руководителей администрации.
    • 7) Определяет штат, структуру и вносит на утверждение их представительному органу местного самоуправления.
    • 8) Заключает договоры от имени администрации.
    • 9) Издает распоряжения и постановления.
    • 10) Организует иные испольнительно - распорядительные полномочия в рамках своей компетенции.
    • 11) Иные полномочия предусмотренные уставом муниципального образования
    • Полномочия представительных органов:
    • 1) Принятие устава муниципального образования, внесение дополнений и изменений в него.
    • 2) Принятие общеобязательных правил предусмотренных утсавом муниципалитета, по предметам ведения муниципальных образований.
    • 3) Утверждение бюджета муниципального образования, отчета об исполнении этого бюджета.
    • 4) Организация по принятию программ и планов по развитию муниципального образования и отчета о исполнении.
    • 5) Принятие мер по установлению налогов и сборов в муниципалитете.
    • 6) Принятие мер по управлению и распоряжению собственностью муниципального образования.
    • 7) Контроль за органами местной власти и их деятельностью, в рамках предусмотренных уставом муниципалитета.
    • 8) Иные полномочия в рамках предусмотренных уставом.
    • Полномочия контрольно - счетного органа муниципального образования:
    • 1) Контролируют исполнение местного бюджета.
    • 2) Проводят экспертизу проектов бюджета муниципального образования, муниципальных нормативно - правовых актов, муниципальных программ.
    • 3) Проводят контроль за организацией и осуществлением законности при использовании средств местного бюджета.
    • 4) Осуществляют внешнюю проверку годового отчета об исполнении бюджета муниципалитета.
    • 5) Контролирует управление и распоряжение муниципальной собственностью муниципального образования.
    • 6) Оценивает на сколько эффективно предоставляют различные льготы налоговые и другие из средств местного бюджета для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
    • 7) Анализирует и совершенствует бюджетный процесс в муниципальном образовании.
    • 8) Дает отчет о проделанной работе главе и представительному органу муниципального образования.
    • 9) И другие полномочия финансового контроля а рамках законодательства.
    • Полномочия местной администрации:
    • 1) Исполнение местного бюджета, предоставление отчета представительному органу о его исполнении.
    • 2) Обеспечение функционирования инфраструктуры муниципального образования.
    • 3) Ведение территориального кадастра.
    • 4) Выступает в роли заказчика по муниципальным контрактам для выполнения подрядных работ.
    • 5) В установленном порядке создает различные коллеги, рабочие группы и экспертные советы, привлекает высококвалифицированных специалистов и ученых на договорной основе, для решения проблем в муниципальном образовании.
    • 6) Иные полномочия установленные законодательством.
    • Глава муниципального образования в муниципальном образовании может возглавлять как местную администрацию, так и представительный орган, не зависимо от того каким способом он был избран. Так же в муниципальных образованиях существуют Советы муниципальн...
  • 1.3 Нормативно - правовые основы оценки эффективности муниципального управления
    • Муниципальное управление и определение его эффективного функционирования определяется действующей нормативно - правовой базой. Поэтому оценка качества управления как государства, так и муниципалитета не возможна без изучения его нормативно - правовых ...
    • - Конституция РФ;
    • - Федеральные законы;
    • - Указы Президента РФ;
    • - Постановления Правительства РФ;
    • - Распоряжения;
    • - Уставы;
    • - Нормативно - правовые акты.
    • В РФ в настоящее время законодательное пространство обладает рядом нормативно - правовых документов, с помощью которых можно дать оценку эффективной деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Одним из таких документов являе...
    • В Указе Президента РФ от 28.04.2008 № 607 (ред. от 09.05.2018) "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" установленно 14 перечней, 7 пункт которого утратил силу 1.01.2017 году, для...
    • «1. Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения.
    • 2. Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций.
    • 3. Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения.
    • 4. Доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения с административным центром городского округа (муниципального района), в общей численности населения городского округа (муниципа...
    • 5. Доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории городского округа (муниципального района).
    • 6. Доля детей в возрасте от одного года до шести лет, состоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей в возрасте от одного года до шести лет.
    • 7. Утратил силу с 1 января 2017 года. - Указ Президента РФ от 04.11.2016 N 591.
    • (см. текст в предыдущей редакции)
    • 8. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, - всего, в том числе введенная в действие за один год.
    • 9. Доля организаций коммунального комплекса, осуществляющих производство товаров, оказание услуг по водо-, тепло-, газо- и электроснабжению, водоотведению, очистке сточных вод, утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов и использующих объекты ко...
    • 10. Доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет.
    • 11. Удельная величина потребления энергетических ресурсов (электрическая и тепловая энергия, вода, природный газ) в многоквартирных домах (из расчета на 1 кв. метр общей площади и (или) на одного человека).
    • 12. Удельная величина потребления энергетических ресурсов (электрическая и тепловая энергия, вода, природный газ) муниципальными бюджетными учреждениями (из расчета на 1 кв. метр общей площади и (или) на одного человека).
    • 13. Удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления городского округа (муниципального района) (процент от числа опрошенных).
    • 14. Результаты независимой оценки качества условий оказания услуг муниципальными организациями в сферах культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и иными организациями, расположенными на территориях соответствующих муниципальных...
    • (п. 14 введен Указом Президента РФ от 09.05.2018 N 212)»
    • Так же Правительством РФ был разработан дополнительный перечень показателей, которые отразились в Постановлении Правительства РФ от 17.12.2012 N 1317 (ред. от 16.08.2018) "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г...
    • «I. Экономическое развитие
    • II. Дошкольное образование
    • III. Общее и дополнительное образование
    • IV. Культура
    • V. Физическая культура и спорт
    • VI. Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем
    • VII. Жилищно-коммунальное хозяйство
    • VIII. Организация муниципального управления» .
    • Так же Правительством РФ были разработаны: в какой форме будет предоставляться ежегодный отчет Главами местных администраций и о планируемых результатах на 3 года вперед (и размещать их на официальных сайтах в сети Интернет), методику мониторинга эффе...
    • Краткое содержание основной нормативно - правовой базы изображено на рисунке 1.
    • Для реализации указанных выше нормативно - правовых документов Главой Республики Башкортостан был принять Указ от 4 апреля 2016 года № УГ-72 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления Республики Башкортостан»
    • Оценка эффективности деятельности местной власти в Республике Башкортостан осуществляется по 41 показателю, включающие 3 группы:
    • - сельские муниципальные районы;
    • -муниципальные районы с административным центром - городом;
    • -городские округа.
    • Рисунок 1 - Оценка эффективности деятельности местных органов власти
    • В Указе Главы Республики Башкортостан от 4 апреля 2016 года № УГ-72 говорится:
    • 1) О порядке работы экспертной комиссии, которая рассматривает и анализирует результаты оценки населением по качеству эффективности деятельности глав муниципальных образований;
    • 2) О том, кто входит в состав экспертной комиссии;
    • 3) Содержание текстовой части отчета глав муниципальных образований;
    • 4) Размер грантов муниципальным образованиям, перечень показателей, которые используются для определения гранта субъектам Республики Башкортостан;
    • 5) Порядок организации и проведения независимых опросов населения и дополнительных социологических опросов населения при помощи информационных технологий и информационно - телекоммуникационных сетей на официальных сайтах;
    • 6) Максимальные значения критериев оценки населением качества эффективности муниципального управления в муниципальном образовании;
    • 7) Государственные органы, которые будут обеспечивать анализ, мониторинг правильности этих показателей;
    • 8) Порядок о подготовке отчёта Республики Башкортостан о полученных результатах мониторинга.
    • Но даже постоянные вносимые изменения в методику по оценке эффективного муниципального управления, можно говорить о том, что органы местного самоуправления в большинстве случаев работает на показатель. То есть деятельность органов местной власти нацел...
  • 1.4 Принципы и критерии оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления
    • Сегодня для человечества важно где он живёт и в каких условиях ему приходится жить, а все это зависит от качества управления муниципальным образованием. Поэтому в современном мире и обществе необходимо давать оценку качества эффективного управления ка...
    • Механизм управления муниципальным образованием во многом определяет социально - экономический рост регионов.
    • Для того чтобы сегодня оценивать эффективность деятельности органов МСУ закреплены различные количественные показатели, установленные на законодательном уровне, такие как доходы и расходы местного бюджета, количество населения на территории, уровень р...
    • Исходя из перечисленных показателей можно выделить 3 основных уровня критериев для оценки эффективности муниципального управления.
    • - экономический, включает в себя экономический потенциал и уровень развития региона. Сюда можно отнести такие показатели как: индекс промышленного производства, объем сельскохозяйственной продукции, объем инвестиций в основной капитал, оборот рознично...
    • - социальный, отражает демографический потенциал региона. Он включает в себя такие показатели как: численность населения, уровень рождаемости и смертности, среднемесячная заработная плата, обеспечение жильем населения, уровень безработицы, занятость н...
    • - финансовый, отражает бюджетные возможности региона и его потенциал. Этот блок включает такие показатели как: доходы и расходы местного бюджета, уровень дотационных бюджетов, поступление налоговых и неналоговых платежей в бюджет муниципального образо...
    • При изучении количественного и качественного потенциала региона и динамики его развития муниципальному образованию необходимы социально - экономические показатели региона, а также лаконичность и простота при предоставлении информации. Определенно, для...
    • Так же имеет место быть такая методика оценки эффективности муниципального управления, которая содержится в докладах Глав местных администраций, эта методика расписана в Постановлении Правительства РФ от 17.12.2012 N 1317 .
    • Так же для качественного управления в муниципальном образовании необходимо аналитическое подразделение. Безусловно, сегодня аналитическая работа является весьма дорогим удовольствием, но она необходима для анализа, тех же самых социально - экономическ...
    • А если такого отдела, как аналитический, нет в муниципальном образовании, то ему придется заимствовать цели других субъектов РФ, которые будут слабо ориентированы на свою социально - экономическую ситуацию в муниципальном образовании.
    • 2 Практическое обоснование оценки эффективности муниципального управления в муниципальном районе татышлинский район РБ
  • 2.1 Общая характеристика муниципального образования и деятельность органов муниципального района Татышлинский район
  • Татышлинский район основан в 1935 году. Муниципальный район Татышлинский район находится на северной части Республики Башкортостан. Татышлинский район граничит с Бураевским, Янаульским, Балтачевским и Аскинским районами РБ, а так же С Пермским краем, ...
  • В Татышлинском районе 75 населенных пунктов, в которых проживают 22 660 человек. В районе живут более 27 национальностей, а именно башкиры, которые составляют 62%, удмурты 22%, татары 15%, русские, марийцы и другие.
  • Татышлинский район является сельскохозяйственным. Наиболее выгодной отраслью в экономическом плане считается молочное животноводство. В последнее время отмечаются высокие показатели от промышленного и сельскохозяйственного производства. Основными круп...
  • - ООО СП Крупской;
  • - СПК «Агро - Танып»;
  • - СПК им.Карла Маркса.
  • Низкие показатели отмечаются отмечаются у следующих предприятий:
  • - СПК Ленина;
  • - СПК Рассвет;
  • - ООО «Урал».
  • Крестьянско - фермерскими хозяйствами обрабатывается 11,2 % пашни, но при этом ими сформирован лишь 7,9% районного объема продукции сельского хозяйства. Однако необходимо отметить, что отдельные КФХ, как крестьянские (фермерские) хозяйства Балагутдино...
  • В структуру аппарата муниципального управления в Татышлинском районе на сегодняшний день входят:
  • 1) Глава Татышлиского района;
  • 2) Администрация муниципального района Татышлиский район;
  • 3) Представительный орган муниципального района Татышлиский район, именуемый Советом.
  • Главой муниципального района Татышлинский район на сегодняшний день является Гараев Рушан Кадимович, а так же Главой Администрации муниципального района Татышлинский район. В его подчинении находятся заместители Главы района, а в подчинении замести...
  • На принципе единоначалия Глава муниципального района руководит и администрацией муниципального района Татышлинский район.
  • В Администрации муниципального района Татышлиский район функционируют следующие структурные подразделения:
  • Таблица 1 Структурные подразделения Администрации муниципального района Татышлинский район
  • Структура Администрации муниципального района Татышлинский района линейно - функциональная. Каждый отдел, единица выполняет свои функции предусмотренные должностной инструкцией.
  • Результаты выполненных работ подразделений оцениваются полученными показателями, которые характеризуют выполнение отделов своих задач и целей.
  • Исполнительные и распорядительные функции выполняют органы и структурные подразделения Администрации муниципального района.
  • Так же в Администрации муниципального района работают огромное количество отдельных сотрудников и специалистов, которые занимаются техническим обеспечением муниципальных служащих, обслуживающий персонал и работники технического обеспечения.
  • Для правильного функционирования администрации района и поддержание администрации на достойном высоком уровне, помогают все эти категории специалистов муниципальных и не муниципальных работников.
  • 2.2 Анализ развития и оценка эффективности деятельности муниципального образования Татышлинский район
    • Для оценки эффективности деятельности местной власти необходимо провести анализ развития региона, его потенциал.
    • Сравнить экономические, социальные и финансовые показатели.
    • Годовой объем произведенной промышленной продукции в текущем году составил 5274,6 млн.руб. или 139,4% к уровню 2017 года.
    • Как видно на рисунка 2 с 2013 года по 2018 наблюдается значительный рост в производстве промышленной продукции.
    • По оценке оборот розничной торговли в отчетном году составил 935,9 млн. руб. с индексом физического объема 104,0%. Оборот розничной торговли крупных и средних предприятий всех видов экономической деятельности составил 58,2% от общей суммы, малых пре...
    • Рисунок 2 - Объем произведённой промышленной продукции
    • Оборот общественного питания составил 42,6 млн. руб. или 101,4% к уровню прошлого года, на душу населения – 1,9 тыс. руб.
    • По предварительным данным за отчетный период населению было оказано платных услуг на 242 млн. руб. с индексом физического объема 101,5%.
    • В сфере малого и среднего предпринимательства занято около 3 тыс. человек. Динамику можно проследить по рисунку 3.
    • Рисунок 3 - динамика численности работающих на крупных и средних предприятия
    • Как изображено на рисунке 4 большинство работающих в малом бизнесе сконцентрировано в сельском хозяйстве – 63%, на предприятиях торговли – 19%, в сфере оказания платных услуг населению –10%, в обрабатывающем производстве – 5 % и другие.
    • Рисунок 4 - сфера занятости в малом и среднем предпринимательстве.
    • В 2018 году в рамках муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства муниципального района Татышлинский район Республики Башкортостан на 2018-2020 годы» 9 субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельн...
    • На рисунке 5 наглядно видно динамику инвестиционных поступлений в основной капитал, объем инвестиций в основной капитал крупными и средними предприятиями района за счет всех источников финансирования составили 309,3 млн. руб. или 100,6% к уровню прошл...
    • В 2018 году на территории района с учетом малых предприятий реализовывалось всего 10 инвестиционных проектов по строительству объектов и приобретению спецтехники. Объем финансирования составляет 310 млн.руб., инициаторами инвестпроектов запланировано ...
    • Рисунок 5- Инвестиции в основной капитал в Татышлинском районе
    • В с. Верхние Татышлы индивидуальным предпринимателем Дильмухаметовым Р.З. введено в эксплуатацию 2 здания материально-технического снабжения и сбыта с общей площадью 2000 кв.м., индивидуальным предпринимателем Камидуллиным А.В. – крещальня православн...
    • По состоянию на 1 января 2018 года исполнение консолидированного бюджета муниципального района Татышлинский район по доходам составило 659 млн. рублей, из них налоговые и неналоговые доходы составили 198 млн. рублей, с ростом к 2016 году на 11 млн. ру...
    • Основными источниками доходов являются: налог на доходы физических лиц – 124 млн. рублей (63 % от общей суммы налоговых и неналоговых доходов), налоги на совокупный доход – 25 млн. рублей (13%), доходы от использования имущества, находящегося в муници...
    • По сравнению с прошлым годом увеличились поступления налога на доходы физических лиц на 16 млн. рублей, на 15 %, налогов на совокупный доход на 3 млн. рублей, на 14 %.
    • Расходы консолидированного бюджета района профинансированы в объеме 663 млн. рублей. Наибольший удельный вес занимает социальная составляющая бюджета – 64 % всех расходов, 426 млн. рублей. Субсидии бюджетным, автономным учреждениям составили 366 млн. ...
    • По предварительным данным семи крупными и средними предприятиями получено прибыли (сальдированный финансовый результат) на сумму 20,2 млн. руб. или 100,7% к уровню 2017 года. Основная часть прибыли получена на предприятиях сельского хозяйства или 98%...
    • По состоянию на 01 ноября 2018 года суммарная задолженность по обязательствам предприятий и организаций, включая кредиторскую задолженность и задолженность по кредитам банков и займам, составила 108,5 млн руб. или 75% к уровню предыдущего года. В объе...
    • В отчетном году провели большую работу по ремонту автомобильных и уличных дорог района. В с. Верхние Татышлы проложено асфальтобетонное покрытие дорог протяженностью 2,8 км на общую сумму 21,4 млн. рублей, тротуар протяженностью 2 км на сумму 2,6 млн....
    • Рисунок 6 - Ввод в действие жилых домов
    • На рисунке 6 представлена информация по жилищному строительству в Татышлинском районе РБ. В переод с 2013 по 2017 год наблюдался значительный прогресс в строительстве жилых домой, но в прошлом году показатель уменьшилась до 9118 кв. метров.
    • В районе проживает 22 703 человек постоянного населения, что на 0,9% меньше прошлого года (динамика численности населения в муниципальном районе Татышлинский район представлена на рисунке 7) . Лиц трудоспособного возраста 12 293, на 01 января 2018 го...
    • Естественная убыль составила -4,2, показатель прошлого года (-4,7). Показатель смертности на 100 тысяч населения улучшилось с 15,2 в 2017 году до 14,4 в 2018 году (на 5,3%).
    • В 2018 году умерли 327 человек, на 22 случая меньше чем в 2017 году (в 2017 году 349 человек).
    • Рисунок 7 - Динамика численности населения в Татышлинском районе
    • Среднемесячный денежный доход на душу населения составил 13332,5 руб. (106,7% к уровню 2017 года). Основным доходным источником населения является оплата труда, которая занимает более 30% в общей сумме денежных доходов населения.
    • Рисунок 8 - Динамика среднемесячной заработной платы населения Татышлинского района
    • На рисунке 8 показана динамика заработной платы населения, за 2018 год по предварительным данным статистики заработная плата крупных и средних предприятий повысилась на 18,5% по сравнению с прошлым годом и составила 27,8 тыс.рублей. Задолженности по з...
    • Рисунок 9 - Динамика и размер пенсионных выплат
    • На сегодняшний день размер пенсии в Татышлинском районе составляет 11895,7 рублей. В период с 2013года по 2018 год наблюдается тенденция роста по пенсионным выплатам, более подробную динамику роста пенсии для граждан в муниципальном образовании Татышл...
    • За отчетный период в службу занятости за предоставлением государственных услуг обратились 325 чел. Признано безработными гражданами — 227 чел. На учете состоят 116 безработных граждан . Уровень безработицы составил 0,96% (динамика безработицы указана ...
    • С начала года при содействии службы занятости трудоустроено 182 чел . Уровень общего трудоустройства составил 56% к общей численности обратившихся. Средний размер пособия в декабре составил 4233 руб.
    • На рисунке 10 можно проследить динамику уровня безработицы в Татышлинском районе в период с 2013 года по 2018 года.
    • Рисунок 10 - Динамика уровня безработицы
    • В муниципальном районе 48 коллективов физической культуры, в которых культивируются 30 видов спорта. Число занимающихся спортом в 2018 году достигло 8790 человек, что составило 42,1 % по отношению к числу населении района.
  • 2.3 Проблемы оценки эффективности муниципального управления в муниципальном районе Татышлинский район
    • Проблема оценки эффективности местного самоуправления считается актуальной и с каждым годом становится все острее. Сегодня, даже если муниципальное управление и составляет основу конституционного строя и больше других органов власти приближена к наро...
    • Для повышения качества деятельности муниципальных органов власти необходимо решить такие проблемы как:
    • 1) исполнительные органы местного самоуправления и их подведомственные подразделения слабо ориентированы на конечный результат, а самое важное на удовлетворённость населения деятельностью муниципальных органов власти;
    • 2) слабое взаимодействие исполнительных органов местного самоуправления с населением, за счет чего происходит незащищённость граждан и их интересов;
    • 3) не соответствие официальных показателей с реальной ситуацией в районе.
    • Одной из основных проблем деятельности муниципального управления считается дефицит бюджета, с помощью которого возможно решение социальных задач и проблем муниципалитета.
    • Так же еще одной проблемой в муниципальном управлении остается отсутствие качественных, квалифицированных кадров на муниципальной службе.
    • Не маловажной проблемой является уровень качества жизни в районе. Для представления полной картины, нами был проведен опрос (приложение 1) населения в котором приняли участие 313 жителей нашего района. Им были заданы такие вопросы как:
    • - удовлетворённость качеством муниципального управления;
    • - удовлетворенность качеством общего и дошкольного образования;
    • - удовлетворенность качеством здравоохранения;
    • - удовлетворенность качеством дорожного покрытия;
    • - удовлетворенность качеством жизни в районе;
    • - удовлетворенность качеством культуры;
    • - удовлетворенность качеством ЖКХ;
    • - удовлетворенность качеством физической культуры и спорта в районе.
    • Каждый вопрос оценивался по пяти бальной шкале. Результаты опроса представлены на рисунке 11.
    • На графике видно, что большинство опрошенных оценивают ситуацию в районе на 3 балла. Что является не самым лучшим результатом. В большинстве случаев, а именно 39,87 % населения оценивают уровень здравоохранения на 3 балла, 54,98 % на 1 и 2 балла и лиш...
    • Рисунок 11 - Результаты опроса населения в Татышлинском районе
    • Результат опроса показал, что 69,45 % населения Татышлинского района оценивают работу муниципальных служащих на 3 балла, 10,61 % - на 1,2 балла, 20,58 % опрошенных довольны работой муниципальной власти.
    • Так же жители района недовольны отсутствием асфальтного покрытия в деревнях и селах, и уровнем предоставления ЖКХ.
    • Так же в районе наблюдается значительная убыль населения в период с 2013 года по 2018 год ( рисунок -7). Положительная динамика не прослеживается уже 5 лет.
    • Ни для кого не секрет, что в каждом муниципальном образовании есть проблемы, так же эти проблемы и не обошли стороной Татышлинский район, по данным опроса, муниципальным властям следует уделить особое внимание ко всем составляющим социально - экономич...
    • Тоесть, сегодня, муниципальные власти муниципальных образований работают на показатели, а не как для улучшения качества жизни жителей этого муниципального образования. Проанализировав социально - экономические показатели можно было бы с уверенностью с...
    • Таким образом, применяемая на сегодняшний день методика оценки эффективности деятельности местных органов власти дает право оценивать муниципальное управление лишь по обобщенным показателям, которые в полной мере не отражают характерные особенности ра...
  • 2.4 Предложения основных путей решения проблем оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в муниципальном районе Татышлинский район
    • Для того чтобы решить обозначенные проблемы нужен комплексный и долгосрочный подход. Во- первых чтобы достичь эффективного муниципального управления необходимо внедрение современных методов и подходов в управлении.
    • Проблемы связанные с оценкой эффективности муниципального управления требуют особого внимания и для решения этой проблемы необходимо:
    • 1) Пересмотреть целесообразность определенных показателей
    • 2) Подготовить специальные кадры для мониторинга оценки эффективности
    • 3) Создать в Администрациях специальный отдел по оценке эффективности деятельности муниципальных служащих, в который будет входить квалифицированный комитет для сбора статистических данных и независимая комиссия для проверки всех собранных и предостав...
    • Во- вторых для решения проблем связанных с развитием муниципального образования необходимо:
    • 1. Оптимизировать малоэффективные текущие расходы
    • 2. Увеличить расход бюджетных средств на развитие инфраструктуры
    • 3. В области «Здравоохранение» за счет внедрения медико- экономических стандартов стремится к улучшению демографической ситуации в районе, внедрение новых технологий для медицинской помощи и привлечение новых, молодых специалистов
    • Для того, чтобы здраво оценить ситуацию в районе необходимо предоставлять данные доклада, а с ним и все социально- экономические показатели не один раз в год, а как минимум 3-4 раза, чтобы четко и ясно можно было бы проследить динамику не по годам, а ...
    • Так же целесообразным было бы информировать жителей района о проводимых опросах в газетах, в сети интернет для охвата большого количества жителей, что тем самым даст более достоверные данные и показатели Татышлинского района.
    • О повышении эффективности работы государственных и муниципальных служащих не раз говорили Президент РФ В.В. Путин и действующий Председатель Правительства Д.А. Медведев, они считают, что это одна из основных задач.
    • А для достижения этого результата необходима модернизация бюрократического аппарата на всех уровнях власти. А значит нужны квалифицированные и компетентные кадры на места.
    • Поступая на работу, муниципальный служащий обязательно должен пройти конкурсный отбор. Конкурсный отбор должен быть не менее жестче, нежели, поступление в престижное высшее учебное заведение и безусловно, регламентироваться все на федеральном уровне.
    • Сегодня, нужны управленцы другого уровня, а именно молодые специалисты. Но сфера муниципального управления не является актуальной у молодежи. Так как молодые специалисты считают, как люди старой закалки, которые и развили и распространили эту мысль, ч...
    • Проблем связанных с оценкой эффективности деятельности муниципального управления на сегодняшний день возникает множество, так как этот процесс сравнительно новый. Механизм работы не отточен и не проверен многолетним опытом и практикой. Для решения нек...
    • Таким образом, внедряя, выше изложенные предложения позволят улучшить в современных условиях деятельность муниципального управления, обеспечить достойный уровень жизни для жителей и развить территорию Татышлинского района.
    • Заключение
  • ФЗ №131 стал основным документом, регулирующим деятельность местного самоуправления, который заложил фундамент в проведении муниципальной реформы.
  • В XXI веке для управления государством, муниципалитетам необходимо опираться не только на традиционные методы управления, но и постоянно пересматривать и дорабатывать их. Так как в век высоких технологий, для достижения поставленных целей, необходимо...
  • Регулирующими правовую базу оценки эффективности деятельности муниципального управления считаются такие нормативно правовые документы как:
  • - Указ Президента ;
  • - Постановление Правительства .
  • Модернизация процесса муниципального управления ключ к успеху. Но и необходимо развивать уже имеющиеся и сложившиеся системы, а не стремиться все перестраивать, с потерей того, что было заложено изначально. Сохранение и приумножение уже имеющихся резу...
  • Оценка эффективности муниципального управления это комплексный показатель, для оценки деятельности органов местного самоуправления. Оценка эффективности управления оценивается по 14 основным и 28 дополнительным показателям. Результаты мониторинга пред...
  • Муниципальный район Татышлинский район РБ, это муниципальное образование, на территории которого осуществляется МСУ для решения вопросов местного значения.
  • В структуру МСУ входят Совет депутатов, контрольно - счетный орган, местная администрация, глава муниципального образования и иные выборные органы и должности предусмотренные уставом района.
  • В Татышлинском районе наблюдается положительная динамика социально - экономического роста. В районе преобладают сельское хозяйство, предприятия торговли, сфера оказания платных услуг населению, обрабатывающее производство.
  • Результаты опроса показали, что жители Татышлинского района не удовлетворены деятельностью местных органов власти. Так же опрошенные низко оценили предоставляемые услуги здравоохранения, ЖКХ и состояние асфальтного покрытия или вообще его отсутствия.
  • Основной проблемой в оценке эффективности деятельности МСУ является обобщенный характер, который не дает в полной мере отразить особенности каждого муниципального образования.
  • Так же были выявлены следующие проблемы, которые влияют на эффективное муниципальное управление:
  • - слабое взаимодействие муниципальных органов власти с населением;
  • - исполнительные органы и их подведомственные подразделения не нацелены на конечный результат;
  • - реальная ситуация в районе не соответствует официальным показателям;
  • - низкий уровень квалифицированных кадров на муниципальной службе;
  • - отсутствие специалистов для осуществления оценки эффективности деятельности муниципальных органов власти.
  • Для решения этих проблем предлагается:
  • - оптимизировать малоэффективные расходы;
  • -создание специального отдела по оценке эффективности деятельности муниципального управления;
  • - выделить средства для улучшения инфраструктуры в муниципальном образовании;
  • - привлекать в район молодых специалистов с данного региона во всех сферах и отраслях;
  • - постоянно повышать квалификацию муниципальных служащих;
  • - размещать на официальном сайте района доклад главы о проделанной работе, проводимых мероприятиях и результаты проводимых опросов и анкетирования граждан.
  • Научно - теоретическая и практическая значимость данной ВКР состоит в том, что при анализе данной темы выявлены определенные недостатки при оценке эффективности муниципального управления в муниципальных образованиях (на примере муниципальный район Тат...
  • В ходе исследования, для решения существующих проблем, мы обнаружили огромный потенциал для развития муниципального образования. Район всесторонне развивается: есть значительные сдвиги в проведении молодежной политики, совершенствуется оснащение спорт...
  • Таким образом, можно сделать вывод, что данное исследование было проведено как рекомендация для местного самоуправления, в планировании и прогнозировании развития муниципального образования, которое возможно при тщательной подготовке и качественной о...
    • Список использованных источников
  • 1. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 // Российская газета.06.01.2017. №254-255.
  • 2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (действ. ред. от 01.01.2014) (Текст)// «Российская газета», № 202, 08.10.2003. Последняя редакция - СПС «Консультант Плюс», 201...
  • 3. Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 18.04.2018) «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Российская газета.06.01.2017. №154-155.
  • 4. Указ Президента РФ от 28.04.2008 № 607 (ред. от 09.05.2018) "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов"
  • 5. Постановлении Правительства РФ от 17.12.2012 N 1317 (ред. от 16.08.2018) "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов...
  • 6. Указ Главы Республики Башкортостан от 4 апреля 2016 года № УГ-72 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления Республики Башкортостан»
  • 7. Устав муниципального района Татышлинский район Республики Башкортостан от 14 декабря 2005 г."Система ГАРАНТ" (ЭПС "Система ГАРАНТ")
  • 8. Оценка эффективности реализации муниципальной программы «Совершенствование деятельности органов местного самоуправления муниципального района Татышлинский район Республики Башкортостан на 2018-2020 годы», за 2018 г. [Электронный ресурс]// Официальн...
  • 9. Отчет о ходе реализации и оценке эффективности муниципальной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2015-2020 годы в муниципальном районе Татышлинский район Республик...
  • 10. Оценка эффективности реализации муниципальной программы "Управление муниципальными финансами и муниципальным долгом муниципального района Татышлинский район Республики Башкортостан" на 2018-2020 годы, за 2018 г.[Электронный ресурс]// Официальный с...
  • 11. Оценка эффективности реализации муниципальной программы "Развитие культуры и искусства в муниципальном районе Татышлинский район Республики Башкортостан» на 2018-2020 годы"за 2018 г. [Электронный ресурс]// Официальный сайт муниципальный район Таты...
  • 12. Оценка эффективности реализации муниципальной программы «Развитие физической культуры, спорта и самодеятельного туризма в муниципальном районе Татышлинский район Республики Башкортостан на 2018-2020 годы». [Электронный ресурс]// Официальный сайт м...
  • 13. Оценка эффективности реализации Муниципальной программы «Развитие молодежной политики в муниципальном районе Татышлинский район Республики Башкортостан» на 2018-2020 годы. [Электронный ресурс]// Официальный сайт муниципальный район Татышлинский ра...
  • 14. Оценка эффективности реализации муниципальной программы «Управление муниципальными финансами и муниципальным долгом муниципального района Татышлинский район Республики Башкортостан на 2018-2020 годы», за 2018 г. [Электронный ресурс]// Официальный ...
  • 15. ОТЧЕТ о ходе реализации и оценке эффективности муниципальный программы «Развитие автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района Татышлинский район Республики Башкортостан на 2018-2020 гг» в 2018 году. [Электронный р...
  • 16. Авраменко Л.Н. Зарубежный опыт организации местного самоуправления // СПб., 2009.
  • 17. Адамская Л.В. Местное самоуправление в РФ / Л.В. Адамская // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2017. № 3 (16). С. 22-23.
  • 18. Алиева Г.Ш. Проблемы организации местного самоуправления и его взаимодействия с центральной государственной властью / Г.Ш. Алиева // Аллея науки. 2018. Т. 2. № 2 (18). С. 573-575.
  • 19. Баранчиков В. А. Правовые проблемы становления и развития местного самоуправления в Российской Федерации: Монография. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005
  • 20. Божиган В.С. Деятельность органов местного самоуправления в сфере обеспечения благосостояния населения / В.С. Божиган // Наука в современном мире: приоритеты развития. 2018. Т. 2. № 1 (4). С. 45-46.
  • 21. Божья-Воля, А. А. Оценка органов местного самоуправления: статистика или мнение жителей? ⁄⁄ Вопросы государственного и муниципального управления. — 2015. — № 1. — С. 53-68.
  • 22. Ворошилов Н.В. Эффективность муниципального управления: сущность и подходы к оценке [Текст] / Н.В. Ворошилов // Проблемы развития территории. – 2015. – № 3
  • 23. Зарубежный опыт местного самоуправления : [монография] / О. А. Салов. - Москва : Изд-во Российского ун-та дружбы народов, 2006 (М. : ИПК РУДН). - 130 с.; 20 см.; ISBN 5-209-00960-2 Государство и право.
  • 24. Иванова, М. Органы местного самоуправления : учебное пособие / М. Иванова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный у...
  • 26. Кулаченко Г.М., Крупин И.В. Совершенствование бюджетной системы с применением программно-целевого принципа: монография / Г.М. Кулаченко, И.В. Крупин. Екатеринбург: Монография, 2014. 280 с.
  • 27. Лебедева А.Д. Местное самоуправление в РФ / А.Д. Лебедева // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2017. № 73-74 (1-2). С. 47-50.
  • 28. Маковкина С.А. Методические рекомендации по совершенствованию системы стратегического планирования социально-экономического развития крупных муниципальных образований РФ [Электрон. ресурс] / С.А. Маковкина // Муниципалитет: экономика и управление....
  • 29. Макогон Т.И. Местное народовластие: Констелляция формы и содержания / Т.И. Макогон //Вестник Томского государственного университета. История. -2013. -№5 (25) С. 87
  • 30. Местное самоуправление и муниципальное управление : учебник / А.П. Горбунов, В.И. Гончаров, И.Ф. Головченко и др. ; ред. А.С. Прудников, М.С. Трофимов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юнити-Дана, 2015. - 543 с. : табл., схемы - Библиогр. в ...
  • 31. Набиуллин И.И. Понятие и своеобразие местного самоуправления / И.И. Набиуллин // Аллея науки. 2018. Т. 1. № 2 (18). С. 667-671
  • 32. Опыт организации местного самоуправления в зарубежных
  • 33. Павлущенко И. А. Эффективность государственного и муниципального управления в России // Молодой ученый. — 2018. — №24. — С. 152-154.
  • 34. Парахина В.Н. Муниципальное управление .- Москва 2010. С.-17.
  • 35. Самигуллина Э. Х., Янгиров А.В. Проблемы оценки эффективности муниципального управления // Экономика и управление: 2010 С.56
  • 37. Сирджинов, Р. Ж. Использование информационных технологий в повышении эффективности местного самоуправления ⁄⁄ Муниципальная академия. — 2015. — № 1. — С. 17-20.
  • странах: учебное пособие для магистров / А.С. Чуева, П.М. Курдюк, И.Н. Иваненко – Краснодар, 2013. – 94 с.

Usage statistics

stat Access count: 11
Last 30 days: 1
Detailed usage statistics