BashGU
Electronic Library

     

Details

Султанбекова, Валерия Валерьевна. Социально-педагогическая деятельность по профилактике наркомании среди подростков: выпускная квалификационная работа по специальности 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология и социальная педагогика» / В. В. Султанбекова; Башкирский государственный университет, Бирский филиал; Т. А. Черникова. — Бирск, 2020. — 71 с.: ил. — <URL:https://elib.bashedu.ru/dl/diplom/Syltanbekova_VV_44_03_02_Psih-ped_bak_2020.pdf>. — Текст: электронный

Record create date: 10/28/2020

Subject: Образование. Педагогика — Социальная педагогика; бакалавриат; ВКР; социально-педагогическая деятельность; наркомания; профилактика наркомании; подростки

UDC: 37

LBC: 74.6

Collections: Квалификационные работы бакалавров и специалистов; Общая коллекция

Allowed Actions:

*^% Action 'Read' will be available if you login and work on the computer in the reading rooms of the Library

Group: Anonymous

Network: Internet

Document access rights

Network User group Action
Library BashGU Local Network Authenticated users Read
Library BashGU Local Network All
Internet Authenticated users Read
-> Internet All

Table of Contents

  • 1.1. Наркомания как социально-педагогическая проблема
  • Под наркоманией понимается социально-обусловленная заболеваемость, характеризующееся непреодолимым влечением к наркотикам, вызывающим эйфорию в малых дозах, а в больших дозах — оглушение и наркотический сон [Колесов, 2000, с.109].
  • Хотя наркомания – это болезнь, но сам феномен наркомании не относится к числу явлений, которые изучаются только одной дисциплиной. Это не только медицинская проблема, но и юридическая, социологическая, экономическая. Она является типично междисциплин...
  • Наряду с понятием «наркомания», используются и взаимосвязанные с ним понятия «наркотик», «наркотизм», «зависимость».
  • Наркотик — это психоактивное вещество, которое включено в официальный государственный список вследствие социальной опасности из-за способности при однократном употреблении вызывать привлекательное психическое состояние, а при систематическом — психиче...
  • 1) специфическое воздействие на психику — успокаивающее, активизирующее, галлюциногенное и другие;
  • 2) широкое применение используемого вещества, приводящее к отрицательным социальным последствиям;
  • 3) правовое признание наркотиком и занесение Минздравом РФ в список наркотических веществ.
  • Наркотизм — это социальный феномен, которое выражается в относительно распространенном, статистически устойчивом употреблении части популяции наркотических (или иных токсических, психотропных) средств, влекущим за собой определенные медицинские (забол...
  • Зависимость — это влечение к тому состоянию, которое вызывает наркотик.
  • Зависимость может быть:
  • а) психическое — «мне плохо: подавленное настроение, раздражительность, мысли о том, что «жить не имеет смысла, если я не принимаю наркотик»;
  • б) физическое — «я чувствую себя плохо: головная боль, лихорадка, сухость во рту, тошнота, боли в животе, диарея и другие симптомы гриппа и отравления, если я не приму наркотик» [Холостова, 2001, c.41].
  • В процессе формирования зависимости существует одно исключение: у несовершеннолетних подчиненность может сформироваться в результате однократного употребления наркотического вещества.
  • В зависимости от того, какие именно из наркотиков употребляются, наркомания делится на виды:
  • • опийная наркомания;
  • • наркомания при употреблении препаратов конопли;
  • • наркомания, вызванная употреблением эфедрина;
  • • лекарственная наркомания;
  • • кокаиновая наркомания;
  • • наркомания вследствие употребления галлюциногенов;
  • • токсикомания при злоупотреблении летучими органическими веществами;
  • • полинаркотическая зависимость (когда употребляются вещества сразу нескольких групп).
  • Употребление наркотических и психоактивных веществ является одной из главных социальных опасностей всего мирового сообщества.
  • За последние несколько лет произошли серьезные изменения в причинно-следственных связях, характерных для процесса наркотизации. Наркотики в современном мире имеют свои закономерные пути распространения, отличные от тех, которые существовали в прошлом....
  • Меняется структура распространения наркотиков: от бедных к богатым (или криминальным элементам), затем от более обеспеченных к менее обеспеченным, что обостряет преступную ситуацию в стране. Хотя исторически наркомания зародилась в элитарных слоях общ...
  • Вопросы формирования наркозависимости в подростковом возрасте привлекают к себе пристальное внимание специалистов различных направлений, так как с каждым годом число подростков, вовлеченных в наркозависимость, увеличивается.
  • Подростковый возраст имеет свои особенности, он труден в социально-психологическом плане. Подростки обладают ярко выраженной познавательной активностью и в то же время высоким социальным конфликтом. Отмечается значительная нервно-психическая неустойчи...
  • Употребление наркотических веществ подростками стало серьезной проблемой, которая характеризуется:
  • - массовым ростом злоупотребления наркотическими средствами, причем у подростков влечение к наркотику остается психическим в длительном времени;
  • - «омоложением» контингента лиц, употребляющих наркотические средства, до возраста 13-14 лет;
  • - переходом от «легкодоступных» психоактивных веществ к дорогостоящим и престижным препаратам, которые оказывают более разрушительное воздействие на организм подростков, вызывающим быстрое привыкание к наркотикам и приводящим к деградации личности;
  • - распространением в группе более опасных форм употребления наркотических веществ (например, внутривенные инъекции);
  • - удовлетворением любопытства подростка относительно действия наркотического вещества;
  • - изменением социального статуса подростков, которые начинают употреблять наркотические средства. Если еще лет пять тому назад это были дети из неблагополучных семей, где ведущими были такие асоциальные факторы, как пьянство или криминальность родител...
  • - следованием молодежной моде. Так, популярным видом молодежных развлечений, являются ночные дискотеки, которые предполагают, что молодые люди будут танцевать без перерыва в течение 10 часов. Поэтому психоактивные вещества «для безудержного веселья» с...
  • - распространением мифов о наркомании: Миф первый — «я только попробую, это не страшно и не опасно» (детям склонны чувствовать себя бессмертными и бесстрашными); Миф второй — «я могу отказаться в любой момент, я не наркоман»; Миф третий — «алкоголь и ...
  • Одним из важнейших факторов, влияющих на формирование личности подростка, являются подростковые поведенческие реакции:
  • - группирование со сверстниками;
  • - эмансипация — желаниевырваться из-под опеки взрослых;
  • - чувство протеста и оппозиции — когда в ответ на чрезмерное «давление со стороны взрослых», подросток демонстративно начинает курить, употреблять психоактивные вещества, в том числе и наркотики;
  • - подражание — копирование подростками поведения взрослого человека без должной критичности к некоторым его проявлениям [Крысько, 2004, с.688].
  • Признаки употребления психоактивных веществ подростками были рассмотрены рядом авторов.
  • Так, описывая признаки употребления психоактивных веществ подростками, В.Б. Альтшулер и В.Б. Надеждин [Зарецкий, 2002, с.130] обращают особое внимание на необходимость тактичного и бережного отношения к несовершеннолетним, имеющим проблемы с наркотика...
  • По мнению этих автором, признаки употребления психоактивных веществ подростками подразделяются на основные и дополнительные.
  • К основным признакам относятся:
  • - следы от уколов и порезов (особенно на руках);
  • - наличие у ребенка ложек и (или) узких полых трубочек, шприцев и (или) игл от них;
  • - наличие капсул, таблеток, порошков, флаконов из-подлекарственных или химических препаратов;
  • - папиросы (особенно «Беломор») в пачках из-под сигарет;
  • - расширенные или суженные зрачки;
  • - нарушение речи, походки и координации движений при отсутствии запаха алкоголя.
  • К дополнительным признакам относятся:
  • - обман, хитрость;
  • - проведение времени в антисоциальных компаниях;
  • - вымогательство и (или) хищение денег у других лиц;
  • - нарушение сна;
  • - телефонные разговоры (особенно «зашифрованные») снезнакомыми людьми;
  • - частые беспричинные перепады настроения;
  • - внешняя неопрятность;
  • - снижение успеваемости в учебном заведении;
  • - пропажа ценных вещей из дома;
  • - сужение круга интересов;
  • - частый беспричинный кашель.
  • Разница наркотизации взрослых заключается в мотивах обращения к наркотику. Кроме группового характера, в более зрелой возрастной группе существует поиск эйфории. У детей и подростков этот мотив нечеток, часто больший вес имеет любопытство.
  • Наркотизация проявляется у мальчиков и у девочек. Опьянение у мальчиков, подобно курению, символизирует взрослость: им кажется, что они приобщаются к миру взрослых. Для девочек взрослость, женственность символизируется другими, вещественными предметам...
  • В.Б. Алферов выделил три вида последствий наркомании, которые взаимосвязаны между собой: биологические, социально – психологические и криминальные [Артюхова, 2015, c.67].
  • К биологическим последствиям относят прогрессирующее снижение активности, энергетического потенциала личности, угасание влечений, биологических потребностей (питание, сон, половое влечение и др.), снижение сопротивляемости и прогрессирующее истощение ...
  • В самом общем виде социально – психологические последствия можно охарактеризовать как нравственно – этическую деградацию личности ребенка. Сначала у него снижается, а затем постепенно утрачивается ценность всех других интересов и потребностей, кроме у...
  • Криминальные последствия наркомании обусловлены биологическими и социально – психологическими последствиями. Наркоман, чтобы удовлетворить свое желание, вынужден сначала пропускать, а затем полностью оставить работу или учебу, поскольку он полностью з...
  • К другой группеотносятся преступления, связанные с незаконным изготовлением, приобретением, хранением, перевозке или сбыту, а также хищением наркотических средств; склонением детей и подростков к употреблению наркотических средств; посевом, выращивани...
  • Таким образом, подростковая наркомания имеет целый ряд специфических особенностей, а также требует своевременной квалифицированной профессиональной помощи по реконструкции личности несовершеннолетнего, восстановлению утраченных им социальных связей.
  • 1.2 .Причины употребления наркотиков подростками
  • 1.3. Содержание, методы и формы работы социального педагога по профилактике наркомании среди подростков
  • Выводы по главе 1
  • 2.1. Изучение склонности подростков к употреблению наркотических веществ
  • 2.2. Социально-педагогическая программа по профилактике подростковой наркомании в условиях общеобразовательной школы
  • 2.3. Анализ и обобщение результатов исследования
  • Выводы по главе 2
  • Заключение
  • Список использованных источников и литературы
  • РФ – Российская Федерация
  • ПРИЛОЖЕНИЕ 1
  • ПРИЛОЖЕНИЕ 2
  • Классный час на тему: Тема: «Без кайфа жизни нет? Почему люди курят и употребляют алкоголь?»
  • Тема: «Алкоголь и его последствия»
  • Тема – «Эта белая смерть»
  • ПРИЛОЖЕНИЕ 3
  • Рекомендации родителям по профилактике наркомании
  • 1. Сделайте жизнь своего ребенка-подростка интересной и разнообразной, чтобы не было в ней места для скуки и безделья.
  • 2. Учите ребенка искусству общения: как вести себя в сложных ситуациях, возникающих в компании сверстников. Будьте внимательны к нему – он должен быть уверен, что вы готовы его выслушать, понять и помочь.
  • 3. Научите ребенка говорить «нет», отказываясь от того. Что ему кажется опасным, неприемлемым.
  • 4. Научите ребенка получать удовольствие от собственных усилий, помогите найти ему свое увлечение. С уважением относитесь к хобби ребенка, демонстрируйте интерес к его знаниям.
  • 5. Укрепляйте в ребенке уверенность в собственных силах. Не забывайте отмечать его успехи и достижения. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его вчерашнего с его сегодняшним. Поддержите его в стремлении стать лучше, умнее, сильнее.
  • 6. Выдвигаемые вами требования должны быть по силам ребенку. Не забывайте, что ваш пример сильнее любых слов.
  • 7. Постарайтесь познакомиться с друзьями вашего ребенка. Помните, что запрет на общение можно использовать только в крайних случаях, когда у вас не остается сомнения в том, что влияний этого человека опасно для вашего ребенка.
  • 8. Дайте возможность ребенку проявить самостоятельность. Советуйтесь с ним при обсуждении семейных проблем, подчеркивайте значение его участия в домашних делах.
  • 9. Сформируйте у ребенка представление о том, с какими проблемами сталкивается человек, пристрастившийся к наркотикам. Сделайте акцент на фактор, имеющий большое значение в подростковой среде.
  • 10. Убедите ребенка в том, что не существует опасных и неопасных наркотиков. Любой наркотик оказывает негативное воздействие на психику и физическое здоровье человека.

Usage statistics

stat Access count: 3
Last 30 days: 0
Detailed usage statistics