ЭБС Уфимского университета науки и технологий
фонд Заки Валиди 32, Карла Маркса 3/1 и Достоевского 131

     

Детальная информация

Каримова, Динара Бадаловна. Психолого-педагогическая
коррекция девиантного поведения подростков [Электронный ресурс]: выпускная квалификационная работа бакалавра по направлению подготовки (специальность) 44.03.02. Психолого-педагогическое образование. Направленность (профиль): Психология и социальная педагогика / Д. Б. Каримова; Уфимский университет науки и технологий, Стерлитамакский филиал, Факультет педагогики и психологии, Кафедра психолого-педагогического образования; научный руководитель Р. Р. Гильванов. — Стерлитамак, 2025. — 58 с.: прил. — <URL:https://elib.bashedu.ru/dl/diplom/SF/2025/FPIP/KarimovaDB_44.03.02_ZSPPO53_bak_2025_VKR.pdf>. — Текст: электронный

Дата создания записи: 18.03.2025

Тематика: Психолого-педагогическое образование; бакалавриат; ВКР; педагогическая психология; социальная педагогика; педагогика

УДК: 37.015.3

Коллекции: Квалификационные работы бакалавров и специалистов; Общая коллекция

Разрешенные действия:

Действие 'Прочитать' будет доступно, если вы выполните вход в систему и будете работать на компьютерах в читальных залах Библиотеки

Группа: Анонимные пользователи

Сеть: Интернет

Права на использование объекта хранения

Место доступа Группа пользователей Действие
Локальная сеть Библиотеки Аутентифицированные пользователи Прочитать
Локальная сеть Библиотеки Все
Интернет Аутентифицированные пользователи Прочитать
-> Интернет Все

Оглавление

  • СОДЕРЖАНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
  • 1.1. Сущность девиантного поведения подростков и концептуальные подходы к ее определению
  • Девиантное поведение подростков представляет собой специфическое явление, которое заключается в устойчивом несоответствии их действий и поступков общепринятым нормам и ожиданиям общества. Сущность данного явления заключается не только в нарушении соци...
  • Основополагающим аспектом понимания девиантного поведения подростков является его многофакторная природа. На личностном уровне девиация может быть связана с индивидуальными особенностями психического развития, такими как повышенная тревожность, импуль...
  • С научной точки зрения понимание сущности девиантного поведения требует обращения к различным концептуальным подходам. Психологические теории акцентируют внимание на внутреннем мире подростка, включая такие аспекты, как фрустрация базовых потребностей...
  • Ключевым аспектом изучения девиантного поведения подростков является его динамический характер, отражающий процесс формирования и трансформации личности под воздействием внешних и внутренних факторов. Помимо ранее упомянутых причин, стоит уделить вним...
  • Также важно учитывать, что девиантное поведение может выступать своеобразным способом адаптации подростка к неблагоприятным условиям. В ряде случаев оно проявляется как протест против жестких или несправедливых социальных норм. Например, подростки из ...
  • Дополнительно стоит отметить, что не все формы девиантного поведения носят однозначно негативный характер. В некоторых случаях девиация может стать основой для инновационного мышления или творческой самореализации, особенно если отклонение связано с о...
  • Наконец, в современных исследованиях особое внимание уделяется разработке профилактических и коррекционных мер, направленных на устранение причин девиации. Такие меры включают программы психологической помощи, развитие социальных навыков, работу с сем...
  • Девиантное поведение подростков представляет собой действия, которые отклоняются от социальных, культурных и моральных норм, принятии в обществе или в определенной социальной группе. Это поведение может быть, как открытым и явным, так и скрытым. Девиа...
  • Подростковый возраст является периодом, когда процессы идентификации и формирования личностных качеств находятся на ранних стадиях, и поэтому подростки часто сталкиваются с внутренними конфликтами, поиском собственных ориентиров и моделей поведения. С...
  • Основными характеристиками девиантного поведения подростков являются [Черникова, 2011, с. 66]:
  • 1. Нарушение социальных норм и ожиданий. Это может проявляться в поведении, не соответствующем требованиям, принятым в семье, учебном заведении, среди сверстников или в обществе в целом.
  • 2. Противоправное поведение. Часто девиантное поведение подростков включает в себя противоправные действия, такие как кражи, вандализм, насилие, участие в преступных группах, что отражает нарушение правовых норм.
  • 3. Нарушения моральных и этических норм. Девиантность может проявляться в аморальных действиях, таких как обман, жестокое обращение с животными или людьми, безответственное отношение к своему здоровью (например, употребление алкоголя или наркотиков).
  • 4. Социальная изоляция или отчуждение. Многие подростки, проявляющие девиантное поведение, чувствуют себя отчужденными от общества и не могут интегрироваться в социальную среду, что усугубляет их отклоняющиеся действия.
  • Девиантное поведение подростков может быть, как эпизодическим, так и хроническим. Эпизодическое девиантное поведение не всегда свидетельствует о наличии глубоких психологических или социальных проблем, в то время как хронические и систематические откл...
  • Изучение девиантного поведения имеет давние корни. Еще Платон подчеркивал разнообразие человеческих поступков, предполагая, что при создании людей боги добавляли к основному материалу такие элементы, как глина, металл или богатство, определяя, станет ...
  • В конце XIX века возникла необходимость проведения научных исследований причин девиантного поведения и разработки методов его предупреждения. Уже в этот период начал формироваться новый подход, направленный на изучение факторов, которые вызывают откло...
  • Множество ученых сосредоточили внимание на детях и подростках с нарушениями в развитии, которые влияли на их поведение. Для описания таких детей использовались различные термины, такие как «трудные дети» (К.С. Лебединская, М. Раттер, Л.С. Славина), «т...
  • Этнопсихология девиантного поведения в зарубежной науке закрепилась как самостоятельная академическая и прикладная дисциплина. В России же эта область науки лишь формируется и продолжает развиваться, не достигнув такого же уровня теоретического и эксп...
  • Девиантное поведение характеризуется несоответствием действий или поступков человека общепринятым нормам, правилам и ожиданиям, принятым в обществе или в отдельных социальных группах. А. Коэн определяет девиантное поведение как действия, которые проти...
  • Термин «девиантное» обычно используется для обозначения поведения, не соответствующего установленным нормам или ролям. При этом разные ученые по-разному трактуют саму норму: одни связывают ее с социальными ожиданиями (экспектациями), другие – с поведе...
  • Ученые также отмечают, что девиантное поведение может включать как индивидуальные поступки, так и устойчивые массовые социальные феномены. Таким образом, его можно рассматривать как «действия индивида» и «социальное явление».
  • В XX веке проблемой девиантного поведения занимались такие выдающиеся ученые, как В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.С. Макаренко и С.Т. Шацкий. В этот же период педологи также проявляли интерес к этой теме, однако начиная с 1930-х годов ...
  • В последние десятилетия изучение педагогических аспектов девиантного поведения среди несовершеннолетних существенно продвинулось благодаря работам таких ученых, как В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, М.А. Галагузова, С.И. Григорьев, В.И. Загвязинский, Ю.А. ...
  • В нашем исследовании мы обращаем внимание на работу с подростками, рассматривая девиантное поведение как единый акт, действие или поступок школьников, не соответствующий общественным, культурным и моральным нормам, а также устоявшимся правилам и обыча...
  • Для понимания феномена девиантного поведения, на наш взгляд, важно учитывать следующие аспекты:
  • 1) характерный уклад жизни в самом широком смысле, как совокупность типичных форм деятельности и способов удовлетворения потребностей, принятых в данном обществе;
  • 2) типичные жизненные ситуации, с которыми часто сталкивается ребенок и которые предъявляют к его поведению определенные требования;
  • 3) личностные особенности самого ребенка, связанные с этапом его развития и возрастными характеристиками.
  • Таким образом, сущность девиантного поведения подростков является многогранной и требует комплексного подхода к изучению и интерпретации. Девиантность не всегда является проявлением разрушительных тенденций в личности подростка, часто она является рез...
  • На основании вышесказанного можно заключить, что в нашем исследовании мы уделяем внимание возможностям коррекционной работы с детьми с отклоняющимся поведением не только в специализированных центрах, но и в школах, где накоплен значительный научно-мет...
  • 1.2. Причины девиантного поведения
  • Девиантное поведение представляет собой сложное явление, находящееся под влиянием множества факторов. Исследователи рассматривают различные причины и механизмы формирования таких отклонений в поведении. Одни специалисты полагают, что склонность к деви...
  • По мнению Е. Старцева, ключевым признаком маргинализации является разрыв общественных связей. Сначала нарушаются экономические отношения, хотя они зачастую быстрее восстанавливаются, чем, например, духовные связи, которые требуют личной переоценки цен...
  • Человек, находящийся на границе различных социальных групп, может осознанно или неосознанно пренебрегать общепринятыми нормами и общественными обязательствами, что ведет к ухудшению его социального положения. Основным источником маргинализации обществ...
  • Динамика изменений в обществе, вызванная реформами и кризисами, заставляет значительную часть населения адаптироваться к новым условиям. Одни люди стремятся повысить свой социальный статус и развивать новые навыки, другие остаются внизу социальной лес...
  • Влияние на поведение человека оказывает совокупность биологических, психологических и социальных факторов, что особенно важно при анализе причин девиаций у подростков:
  • Биологические факторы включают генетическую предрасположенность, соматические заболевания, психофизиологические особенности, такие как дефекты речи, внешние недостатки, что может затруднять социальную адаптацию.
  • Психологические факторы связаны с особенностями характера подростков, особенно у детей с акцентуацией характера, которые нуждаются в поддержке психологов и педагогов.
  • Социально-педагогические факторы могут проявляться в виде отставания в учебе, отсутствия социальной поддержки, недостатка воспитательного внимания в семье [Менделевич, 2010, с. 137].
  • Социально-экономические факторы связаны с бедностью, экономическим неравенством, что способствует снижению возможностей для социализации и труда.
  • Морально-этические факторы отражают снижение нравственного уровня общества, что затрудняет воспитание и формирование нравственных принципов у молодежи.
  • Для подростков особое значение имеют межличностные связи в группах, таких как семья и школа. Именно здесь проявляются основные противоречия и напряжения, которые могут способствовать девиантному поведению. Подростки попадают под влияние сверстников, к...
  • Процесс формирования личности подростка включает стадии: от критичного отношения к себе в 12-13 лет до самокритичности и стремления соответствовать нормам в 15-16 лет. На данном этапе значительная роль принадлежит группам сверстников [Азарова, 2009, с...
  • Школы все меньше занимаются вопросами досуга и внешкольной работы, что затрудняет выявление и поддержку подростков из неблагополучных семей. Учителя стараются дистанцироваться от проблемных детей, особенно с тех пор как обязательное образование было о...
  • Подростки часто выбирают нелегальные способы заработка, что ведет к маргинализации и преступности среди молодежи. Особенное внимание стоит уделить подросткам, не имеющим возможности трудоустроиться, поскольку именно они представляют собой группу риска...
  • Таким образом, в обществе формируется слой молодежи, испытывающей значительные трудности в социализации, подверженной асоциальному влиянию и попадающей в сферу девиантного поведения. Для их поддержки требуется внимание как со стороны образовательных у...
  • Важным аспектом, влияющим на девиантное поведение подростков, является внимание, уделяемое воспитательной работе в образовательных учреждениях и переход к платному формату организации досуга. Эта ситуация обусловлена сокращением доступности культурных...
  • В городе Стерлитамак за последние годы закрылись многие спортивные секции и молодежные клубы, что оставило подростков без должного присмотра. В итоге они предоставлены сами себе, часто оказываясь на улице в компаниях таких же детей без присмотра. Здес...
  • Среди других факторов стоит выделить и снижение правосознания среди определенной части населения. Средства массовой информации зачастую идеализируют «красивый» образ жизни преступников, легкость получения больших доходов, заработанных в преступной сфе...
  • Одним из ключевых вопросов остается отсутствие комплексной системы работы по профилактике девиантного поведения среди молодежи. Недостаток правового просвещения среди подростков приводит к непониманию границ дозволенного, что способствует формированию...
  • Факторы, способствующие отклоняющемуся поведению, можно систематизировать и охарактеризовать как предрасполагающие к определенным формам нарушений. Невежество и незнание законов подталкивают подростков к насилию.
  • В современных условиях существуют многочисленные факторы, способствующие склонности молодежи к употреблению алкоголя. Считается, что спиртное облегчает общение, и для подростков эта идея важна: отсутствие опыта общения, неуверенность, нерешительность ...
  • Когда общественные нормы запрещают некоторые действия, которые кажутся привлекательными, появляются обоснования, оправдывающие отклоняющееся поведение. Эти обоснования помогают обществу допускать некоторые запрещенные действия без открытого противосто...
  • Один из ключевых факторов, влияющих на развитие девиантного поведения, – это семейная среда. Семья является первой и основной социальной ячейкой, в которой формируются основные ценности, нормы и представления подростка о мире. Проблемы в семье, такие ...
  • Наряду с семейными проблемами важным фактором является влияние окружающей социальной среды, в том числе сверстников и школьной среды. В подростковом возрасте возрастает значимость сверстников, и подросток часто ориентируется на нормы и ценности, приня...
  • Кроме того, стоит выделить влияние образовательной среды. Несоответствие образовательной программы потребностям подростка, низкий уровень успеваемости, проблемы с социальной адаптацией в школе или институте могут быть связаны с девиантными проявлениям...
  • Не менее важным является психологический аспект – особенности личностного развития подростка. Биологическая перестройка организма в период полового созревания сопровождается не только физиологическими изменениями, но и глубокой психологической трансфо...
  • Психопатологические факторы также играют значительную роль в формировании девиантного поведения. Некоторые подростки могут проявлять склонность к девиантным действиям на фоне психических заболеваний, таких как депрессия, тревожные расстройства, расстр...
  • Еще одним важным фактором является масс-медиа и культура, которые оказывают влияние на мировоззрение и поведение подростков. Современные медиа, включая телевидение, интернет и социальные сети, часто становятся источником негативных моделей поведения. ...
  • Не стоит также забывать о социально-экономических факторах, таких как бедность, низкий уровень социальной мобильности и отсутствие доступных возможностей для подростков. Жизнь в неблагополучных районах с высоким уровнем преступности или в условиях хро...
  • Таким образом, причины девиантного поведения подростков – это совокупность множества факторов, которые взаимодействуют друг с другом, создавая сложную сеть причинно-следственных связей. Важно понимать, что девиантное поведение редко является результат...
  • Факторы девиантного поведения оказывают влияние не на отдельного подростка, а в совокупности. Анализ литературы показывает, что биологические факторы, связанные с развитием нервной системы, интеллектом ребенка, взаимодействуют с личностными и эмоциона...
  • Многие исследователи выделяют различные виды девиаций, что позволяет классифицировать девиантное поведение среди подростков. В реальности девиантное поведение многообразно, оно сочетает несколько форм отклонений, каждая из которых может проявляться в ...
  • Причины девиантного поведения являются сложным и многосоставным явлением, в основе которого лежит взаимодействие биологических, психологических и социальных факторов. На биологическом уровне исследования указывают на возможное влияние генетической пре...
  • Социальные причины девиации часто коренятся в семейных и школьных проблемах. Дефицит внимания со стороны родителей, их гиперопека или, напротив, игнорирование потребностей ребенка, а также конфликты в семье и нарушение эмоциональной связи между членам...
  • Нельзя игнорировать культурный и макросоциальный контексты, которые формируют общую структуру норм и ценностей, определяющих поведенческие ориентиры. В условиях социальных кризисов, таких как экономическая нестабильность, высокая безработица или утрат...
  • Рассмотренные аспекты подчеркивают, что изучение причин девиантного поведения подростков необходимо для разработки эффективных профилактических и коррекционных мер, направленных на работу с детьми и подростками, поведение которых отличается от нормы.
  • 1.3. Сущность и содержание коррекции девиантного поведения подростков
  • Коррекция девиантного поведения подростков – это многогранный процесс, который начинается с тщательной диагностики, направленной на выявление как причин девиантного поведения, так и особенностей психоэмоционального состояния подростка. Основной задаче...
  • После диагностики наступает этап разработки индивидуальной коррекционной программы, которая будет ориентирована на специфические потребности подростка. Важно, чтобы программа учитывала не только поведенческие особенности, но и личностные характеристик...
  • Одним из ключевых аспектов коррекции является помощь подростку в осознании ответственности за свои действия. Важно, чтобы подросток не только понял, что его поведение может нанести вред ему и окружающим, но и осознал, что он может изменять свое поведе...
  • Семья подростка играет не менее важную роль в процессе коррекции. Понимание и поддержка со стороны родителей или других значимых взрослых людей может существенно улучшить результаты коррекционной работы. Взаимодействие с семьей способствует укреплению...
  • Важной составляющей коррекционной работы является интеграция различных социальных институтов, таких как школа, социальные службы и медицинские учреждения. Совместная работа педагогов, психологов и социальных работников позволяет создать комплексную си...
  • Коррекция девиантного поведения подростков требует не только вмешательства специалистов, но и тесного взаимодействия с окружающей средой подростка. Это долгосрочный и сложный процесс, в ходе которого подросток осознает и преодолевает проблемы, влияющи...
  • Кроме того, важно учитывать, что коррекция девиантного поведения подростков не ограничивается только вмешательством со стороны специалистов. Этот процесс предполагает глубокую работу по изменению мировоззрения и ценностных ориентаций подростка. Основн...
  • Одним из важнейших аспектов коррекции является работа с мотивацией подростка. Важно не только выявить и устранить девиантные проявления, но и развить у подростка стремление к позитивным изменениям в своей жизни. Мотивация играет ключевую роль в преодо...
  • Кроме того, важным элементом коррекционного процесса является использование профилактических мероприятий, которые могут предвосхитить развитие девиантных тенденций у подростков. Эти мероприятия включают создание условий для формирования позитивных инт...
  • Вместе с тем, не следует забывать о значении образовательного процесса в коррекции девиантного поведения. Школа и другие образовательные учреждения играют ключевую роль в формировании базовых навыков социализации, а также в предоставлении подросткам в...
  • Особое внимание также стоит уделить аспекту культурного и социального контекста, в котором развивается подросток. Девиантное поведение часто является результатом несоответствия личностных ценностей и социальных норм общества. Работая с подростками, ва...
  • Таким образом, коррекция девиантного поведения подростков – это не только изменение внешних проявлений, но и глубокая работа с личностью подростка, его социальной средой и мотивацией. Этот процесс требует взаимодействия различных специалистов, а также...
  • Основные функции процесса перевоспитания в рамках коррекции девиантного поведения [Змановская, 2017, с. 130]:
  • Воспитательная функция – помогает восстановить утраченные положительные черты подростка и направляет его на добрые поступки.
  • Компенсаторная функция – позволяет подростку заменить отрицательные поступки положительными, помогает раскрыться в той области, где он проявляет наибольшую успешность.
  • Самоанализ способствует развитию самосознания, что связано с осознанием индивидом своих действий и личных качеств.
  • Принципы коррекционной работы:
  • Принцип диагностики и коррекции – важен для целостного педагогического процесса, поскольку эффективная коррекционная работа невозможна без точного понимания индивидуальных характеристик подростка, факторов, влияющих на его поведение, и особенностей ег...
  • Принцип учета возрастных и индивидуальных характеристик – подразумевает анализ «нормативности» в развитии личности, основываясь на стадии онтогенеза. Л.С. Выготский ввел понятие «психологический возраст», которое помогает понять особенности личности п...
  • Деятельностный принцип коррекции – нацелен на организацию активного участия подростка в деятельности, помогающей ориентироваться в сложных ситуациях и формировать приемлемое социальное поведение [Венидиктов, 2017, с. 197].
  • Комплексный подход – заключается в одновременном использовании различных методов и средств, что важно для глубокого и устойчивого воздействия на подростка, с учетом его индивидуальных и ситуационных характеристик, уровня оснащенности образовательного ...
  • В ходе исследования сущности и содержания коррекции девиантного поведения подростков можно сделать вывод, что этот процесс является многогранным и многоступенчатым, требующим комплексного подхода и интеграции различных методов и технологий. Коррекция ...
  • Коррекция девиантного поведения подростков включает в себя диагностику и анализ причин девиации, разработку индивидуальных и групповых программ, направленных на осознание подростком причин своего поведения и на изменение его отношения к социальным нор...
  • Содержание коррекции не ограничивается только педагогическими и психологическими методами, но также включает в себя социальную реабилитацию, развитие у подростка мотивации к позитивным изменениям, а также предоставление возможностей для самовыражения ...
  • Таким образом, коррекция девиантного поведения подростков требует комплексного подхода, включающего диагностику, индивидуальную работу с подростком, активное вовлечение социальной среды и семью, а также создание условий для позитивной социализации. Эт...
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ»
  • 2.1. Организация и методики исследования
  • Цели экспериментальной части:
  • 1. Диагностика эмоционального состояния подростков с девиантным поведением:
  • – Изучение уровня агрессивности, тревожности и депрессивности у подростков с девиантным и нормативным поведением.
  • – Выявление особенностей эмоциональной сферы подростков с использованием методов (шкалы Басса-Дарки, Спилбергера-Ханина, Зунга).
  • 2. Разработка и реализация коррекционной программы:
  • – Создание экспериментальной и контрольной групп.
  • – Проведение занятий, направленных на снижение девиантных проявлений и развитие навыков саморегуляции, коммуникации и позитивного поведения.
  • – Использование тренингов: управления агрессией, ассертивности, развития социальных навыков и саморефлексии.
  • 3. Оценка эффективности коррекционной программы:
  • – Проведение повторной диагностики подростков из экспериментальной группы.
  • – Сравнение показателей агрессии, тревожности и депрессии до и после коррекции.
  • – Статистический анализ результатов с использованием методов проверки значимости изменений.
  • 4. Разработка рекомендаций для специалистов:
  • – Формирование практических рекомендаций для педагогов и психологов по работе с подростками, демонстрирующими девиантное поведение.
  • – Подготовка советов для родителей по созданию благоприятной среды и поддержке подростков.
  • Исследование проводилось на базе МОАУ СОШ № 5 в городе Стерлитамак. В выборку вошли 43 ученика восьмых классов данной школы, из которых была сформирована группа из 22 подростков с проявлениями аддиктивного поведения (все участники группы на момент исс...
  • На этапе формирования групп подростков с девиантным поведением были созданы две выборки: экспериментальная группа (11 мальчиков) и контрольная группа (11 мальчиков). Участники из экспериментальной группы принимали участие в коррекционной программе, в ...
  • Исследование состояло из трех основных этапов.
  • На первом этапе проводилась диагностика эмоционального состояния подростков с девиантным поведением и их сверстников без подобных проявлений. Анализ собранных данных позволил выявить ключевые особенности эмоциональной сферы подростков с отклонениями и...
  • На втором этапе была разработана и реализована специальная программа коррекции, направленная на снижение выраженности девиантного поведения у подростков из экспериментальной группы.
  • Третий этап включал повторную диагностику с использованием тех же методик, что и на начальном этапе, для оценки изменений, произошедших в результате проведенной коррекционной работы. Результаты были проанализированы для выявления динамики.
  • Для диагностики эмоциональных особенностей подростков с девиантным поведением применялись следующие методики.
  • 1. Шкала агрессии Басса-Дарки.
  • Эта методика была направлена на определение уровня различных форм агрессии (физической, вербальной), а также таких характеристик, как негативизм, раздражительность, подозрительность и склонность к чувству вины. Участники должны были отвечать на вопрос...
  • 2. Шкала тревожности Спилбергера-Ханина.
  • Она предназначена для измерения ситуативной тревожности (СТ) и личностной тревожности (ЛТ). Участники отвечали на вопросы в двух контекстах: СТ фиксировала текущие эмоции и состояние в момент исследования, а ЛТ – устойчивые, привычные эмоциональные пр...
  • 3. Шкала депрессии Зунге (адаптация Т. И. Балашовой).
  • Данная методика была использована для выявления депрессивных проявлений у подростков и позволяла оценить их интенсивность.
  • Таким образом, исследование охватывало комплексный подход к изучению эмоциональной сферы подростков с девиантным поведением, что обеспечивало качественный анализ динамики изменений.
  • Цель: выявление уровня депрессии у подростков.
  • Инструкция: участникам предлагалось оценить каждое утверждение, отметив степень соответствия их состоянию в последнее время, с вариантами ответов от «никогда» до «почти всегда» (Методика представлена в Приложении 3).
  • Методы статистической обработки результатов. Для анализа результатов использовались следующие статистические методы:
  • – вычисление средних значений и стандартных ошибок среднего;
  • – расчет процентного распределения участников по уровню выраженности показателей;
  • – применение критерия Стьюдента (t-тест) для оценки различий в эмоциональных состояниях подростков с девиантным и нормативным поведением;
  • – использование критерия Вилкоксона для проверки статистической значимости изменений показателей после проведения коррекционного тренинга.
  • 2.2. Анализ и интерпретация результатов экспериментального исследования
  • Для диагностики девиантного поведения были использованы три различные методики.
  • Для исследования девиантного поведения подростков был использован комплекс диагностических методик, позволяющих получить всестороннее представление о проявлениях агрессии, враждебности и других аспектов, влияющих на их поведение.
  • В качестве первой методики применялась шкала агрессии Басса-Дарки, которая широко используется в психологической практике для оценки различных форм агрессивного поведения. Данная методика направлена на определение уровня физической, вербальной и косве...
  • Методика Басса-Дарки используется для оценки агрессивности и враждебности. Нормой считаются следующие значения: агрессивность – от 17 до 25 баллов, враждебность – от 4 до 10 баллов. Показатели ниже этих значений говорят о низком уровне, выше – о высоком.
  • Для исследования эмоциональных состояний подростков с девиантным поведением применялась методика оценки уровней ситуативной и личностной тревожности, разработанная Спилбергером и Ханиным. Хотя статистически значимые различия в тревожности между девиан...
  • Также использовалась методика В. Зунга для диагностики депрессии. Результаты показали, что у девиантных подростков уровень депрессивных состояний значительно выше, чем у их сверстников, что подтверждается высокой достоверностью полученных данных.
  • Анализ агрессивности у подростков с девиантным поведением показал, что наиболее выраженной формой агрессии является физическая агрессия (73%), за ней следуют негативизм (65,6%) и вербальная агрессия (65,4%). Также наблюдаются высокие показатели косвен...
  • Таким образом, девиантные подростки демонстрируют высокие уровни физической и вербальной агрессии, а также негативизма. Эти формы агрессии могут проявляться в нарушении социальных норм, оппозиционном поведении, которое включает насилие, угрозы и други...
  • Общий итог анализа показал, что подростки с девиантным поведением имеют более высокие уровни агрессивности, физической агрессии, ситуативной тревожности и склонности к депрессии по сравнению с их недевиантными сверстниками.На заключительном этапе иссл...
  • Среди подростков с девиантным поведением высокий уровень агрессивности был отмечен у 4 человек (18,18%), нормальный уровень зарегистрирован у 12 человек (54,55%), а показатели ниже нормы выявлены у 6 подростков (27,3%). Индекс враждебности оказался вы...
  • Таким образом, в группе девиантных подростков выявлены индивиды, характеризующиеся высоким уровнем агрессивности и враждебности.
  • Распределение уровней тревожности среди подростков с девиантным поведением выглядит следующим образом: высокий уровень личностной тревожности зафиксирован у 7 человек (31,8%), а умеренный – у 15 подростков (68,2%). Что касается ситуативной тревожности...
  • Анализ показал, что среди девиантных подростков есть значительное число тех, кто обладает высоким уровнем личностной тревожности. Кроме того, заметная доля участников демонстрирует высокий уровень ситуативной тревожности. Важно отметить, что ситуативн...
  • На следующем этапе эмпирического исследования была разработана и внедрена коррекционная программа, направленная на снижение эмоциональных негативных проявлений у подростков с девиантным поведением.
  • В рамках формирующего эксперимента подростки были распределены на две группы: экспериментальную (11 человек, все мальчики) и контрольную (11 человек, все мальчики). С участниками экспериментальной группы проводились занятия по коррекции эмоциональных ...
  • Автор программы, Г. И. Макартычева, разработала методику для работы с подростками 8 класса (14–15 лет), проявляющими девиантное поведение. В эксперименте приняли участие 11 подростков. Основой коррекционной работы стала тренинговая программа, проводив...
  • Программа основывалась на нескольких ключевых принципах психокоррекционной работы:
  • – комплексный подход к диагностике и коррекции нарушений;
  • – ориентация на развитие психических функций в соответствии с нормой;
  • – системный подход в развитии психической деятельности;
  • – практическая направленность и деятельность в коррекционной работе;
  • – гуманистическая и этическая направленность взаимодействия с подростками;
  • – оперативность в оказании поддержки;
  • –сочетание узкой специализации и комплексного подхода в школьной психологии.
  • На формирующем этапе эксперимента решались следующие задачи:
  • 1. Развитие социальной активности подростков, повышение их интереса к себе и окружающим.
  • 2. Обучение навыкам саморегуляции, сотрудничества, инициативности и выбору оптимальных вариантов поведения.
  • 3. Формирование уважения к коллективу, помощь в нахождении социального статуса и выполнении ролей в группе.
  • 4. Стимуляция творческих способностей и развитие навыков организации творческих взаимодействий.
  • 5. Формирование положительного поведенческого опыта, компенсация девиантных проявлений и укрепление позитивных примеров.
  • Таким образом, программа была направлена на всестороннюю поддержку подростков, создавая условия для развития социально приемлемого и продуктивного поведения.
  • В процессе разработки коррекционной программы для подростков с девиантным поведением широко используется метод информирования. Этот подход считается одним из наиболее распространённых в профилактической работе. Он включает проведение лекций, бесед, ра...
  • При этом акцент делается на представлении информации, подтверждённой статистическими данными, например, о вреде наркотических веществ для здоровья и психического состояния. В некоторых случаях информация носит устрашающий характер, что вызывает когнит...
  • Однако эффективность метода зависит от своевременности его применения. Исследования показывают, что слишком раннее или запоздалое информирование может быть малоэффективным. Более того, раннее знакомство с темой девиантного поведения иногда способно ст...
  • Важной особенностью таких бесед является их направленность на последствия девиантного поведения и выработку навыков сопротивления негативным влияниям. Они не должны содержать детального описания наркотиков и их эффектов, чтобы не провоцировать дополни...
  • Хотя метод информирования действительно способствует повышению осведомлённости, он редко приводит к значимым изменениям в поведении подростков. Учитывая это, в нашей программе коррекции девиантного поведения мы отказались от использования информирован...
  • В рамках программы применялись различные виды тренингов. Особое место занял тренинг резистентности к негативному социальному влиянию. Его задача заключалась в изменении установок, связанных с девиантным поведением, обучении распознаванию манипулятивны...
  • Программа коррекции девиантного поведения у подростков старшего возраста.
  • Данная программа ориентирована на учащихся экспериментальной группы, представляющих 8-й класс МОАУ СОШ № 5 г. Стерлитамак. Эти подростки относятся к категории "группы риска" по социальным и психологическим характеристикам.
  • Цель программы:
  • Коррекция девиантного поведения подростков, содействие их психологической и социальной адаптации, а также гармонизация их эмоциональной сферы.
  • Основные задачи:
  • 1. Развитие у подростков навыков саморегуляции, умения сотрудничать, проявлять инициативность и уверенность в собственных действиях.
  • 2. Снижение уровня тревожности, агрессивности, конфликтности и общего психоэмоционального напряжения.
  • 3. Углубление самопознания и укрепление уверенности в своих возможностях.
  • 4. Формирование положительного опыта, устранение негативных поведенческих шаблонов и закрепление конструктивных примеров поведения.
  • Предлагаемая программа рассчитана на проведение 9 занятий продолжительностью по 60 минут каждое. Она направлена на работу с подростками, испытывающими трудности в социальной и психологической адаптации.
  • Цель завершающего этапа программы:
  • Итоговое подведение результатов работы, рефлексия (обратная связь), осознание участниками изменений, закрепление приобретённых навыков, утверждение положительного эмоционального состояния и завершение работы с ритуалом прощания. Участники также получа...
  • Занятия, проведённые в рамках программы:
  • Занятие 1. Употребление психоактивных веществ: мифы и реальность. Цель занятия: предоставить подросткам достоверную информацию, которая помогает развеять распространённые мифы и ошибочные представления о влиянии психоактивных веществ, таких как алкого...
  • Данная структура работы способствует формированию у подростков устойчивого понимания последствий вредных привычек, стимулирует их к принятию осознанных решений и созданию положительных социальных ориентиров.
  • Занятие 2. Влияние психоактивных веществ: мифы и реальность. В рамках занятия участники обсуждают мифы, связанные с употреблением алкоголя и марихуаны, и их реальные последствия для организма. Освещаются причины употребления, а также анализируется мот...
  • Занятие 3. Реклама и её влияние на выбор.
  • Подросткам объясняется понятие «реклама» и её влияние на сознание и поведение. Цель занятия – научить критически воспринимать рекламные сообщения, стимулируя активную социальную позицию, поддерживающую здоровый образ жизни.
  • Занятие 4. Умение говорить: «Нет!»
  • Участники осваивают навыки уверенного поведения через практику отказов. Акцент делается на формирование умения отстаивать свои интересы, не поддаваясь давлению окружающих.
  • Занятие 5. Управление конфликтами.
  • Цель занятия – научить подростков эффективно взаимодействовать в сложных межличностных ситуациях. Развиваются навыки коммуникации, направленные на разрешение конфликтов без агрессии.
  • Занятие 6. Спокойное отстаивание своих позиций.
  • Подростков обучают способам выражения своей точки зрения без агрессии. Занятие помогает развить уверенность в себе и умение отстаивать свои интересы в конструктивной форме.
  • Занятие 7. Борьба со стрессом и депрессией.
  • Участники знакомятся с методами снятия стресса и преодоления депрессии через такие виды активности, как танцы, чтение книг и другие творческие занятия.
  • Занятие 8. Самооценка и самоанализ.
  • Занятие направлено на осознание ценности личности. Участники учатся анализировать свои действия и эмоции, развивая навыки самооценки и работы в группе.
  • Занятие 9. Итоговая встреча.
  • На последнем занятии подводятся итоги проделанной работы. Участники делятся своим опытом, рефлексируют над пройденным материалом и обсуждают личные открытия. Участникам предлагается ответить на вопросы, например:
  • Что понравилось больше всего?
  • Что вызвало трудности?
  • Какие темы заинтересовали сильнее всего?
  • Что нового вы узнали?
  • Такая рефлексия помогает закрепить полученные знания и определить направления для дальнейшего развития.
  • Третий этап: контрольное исследование.
  • Заключительный этап исследования был посвящён повторной диагностике эмоциональных состояний у подростков, демонстрирующих девиантное поведение. Диагностика проводилась с использованием тех же методик, что и на начальном этапе эксперимента.
  • Полученные данные сравнивались со средними значениями, рассчитанными на этапе констатирующего эксперимента. Анализ изменений осуществлялся с применением T-критерия Вилкоксона, что позволило оценить достоверность изменений в результатах по методике Бас...
  • На высоком уровне значимости (0,01**) доказана достоверность сдвигов в показателях индекса агрессивности, в значениях индекса враждебности достоверность изменений не доказана, но сравнение средних показателей обоих индексов до и после корреляции свиде...
  • Сравнение индексов до и после коррекции позволяет говорить о том, что оба индекса снизились. Особенно значительное снижение произошло в показателях индекса агрессивности. Это доказывает эффективность программы.
  • Далее было рассчитано процентное распределение подростков с высоким, нормативным и низким уровнем выраженности индексов агрессивности и враждебности, полученных в результате повторной диагностики (Таблица 2.4).
  • В ходе повторного исследования степени выраженности индексов агрессивности и враждебности в данной группе были зафиксированы следующие результаты: подростков с высоким уровнем индекса агрессивности или враждебности не обнаружено. Нормативный уровень а...
  • Данные о распределении подростков с высоким, нормативным и низким уровнями индексов агрессивности и враждебности до и после реализации коррекционной программы визуализированы на Рис. 2.1 и 2.2.
  • Рис. 2.1. Распределение подростков в группе по уровню выраженности индексов агрессивности до и после коррекции
  • Рис. 2.2. Распределение подростков в группе по уровню выраженности индексов враждебности до и после коррекции
  • Анализ уровневых показателей индексов агрессивности и враждебности подтверждает их снижение после реализации коррекционной программы.
  • На основе методики Спилбергера-Ханина были рассчитаны средние значения по шкалам ситуативной и личностной тревожности, зафиксированные после формирующего эксперимента. Достоверность изменений была проверена с использованием Т-критерия Вилкоксона. Полу...
  • Чтобы обеспечить наглядность и провести более детальный анализ, данные процентного распределения подростков с различными уровнями личностной и ситуативной тревожности до и после формирующего эксперимента представлены в графической форме на Рис. 2.3.
  • Рис. 2.3. Распределение подростков в группе по уровню выраженности индексов агрессивности до и после коррекции
  • Рис. 2.4. Распределение подростков в группе по уровню выраженности индексов враждебности до и после коррекции
  • Анализ данных, представленных на рисунках 2.3 и 2.4, показал, что после коррекционной программы не было изменений в процентном распределении подростков с различными уровнями личностной тревожности. Однако соотношение подростков с разными уровнями ситу...
  • До начала эксперимента высокий уровень ситуативной тревожности наблюдался у 59% подростков, а после программы этот показатель снизился до 27,3%. Средний уровень тревожности был характерен для 36,4% участников до программы, после же его уровень увеличи...
  • Таким образом, можно заключить, что программа значительно снизила уровень ситуативной тревожности среди подростков.
  • В следующем этапе исследования была использована методика для диагностики депрессивных состояний по В. Зунгу. Результаты статистической обработки изменений с использованием Т-критерия Вилкоксона представлены в Таблице 2.7.
  • Таблица 2.7 демонстрирует статистически значимые различия на высоком уровне значимости (р<0,01**) между показателями депрессивных состояний, зафиксированными до и после проведения формирующего эксперимента. Анализ средних значений подтверждает, что ур...
  • Также изменилось процентное распределение подростков с разной степенью выраженности депрессивных состояний. Данные, отражающие это распределение, приведены в Таблице 2.8.
  • Рис. 2.5 Процентное распределение подростков с различным уровнем депрессивных состояний до и после формирующего эксперимента
  • На Рис. 2.5 показаны изменения в распределении подростков по уровням депрессивных состояний до и после эксперимента. До начала программы 13,6% подростков находились в субдепрессивном состоянии, однако после её завершения такие случаи не были зафиксиро...
  • Таким образом, данные показывают значительное снижение депрессивных состояний у участников программы, что подтверждает её эффективность.
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • Девиантное поведение подростков является одной из наиболее актуальных социальных проблем современности, поскольку оно влияет как на отдельных индивидов, так и на общество в целом. Девиантное поведение представляет собой отклонение от социальных норм, ...
  • Исследования показывают, что подростки, испытывающие девиантные поведенческие расстройства, часто страдают от нарушений в эмоциональной сфере. Это выражается в агрессивности, раздражительности, нестабильности эмоционального фона, тревожности и склонно...
  • В рамках исследования были отобраны 28 подростков – 14 с признаками девиантного поведения и 14 с нормальным поведением. Диагностика показала, что подростки с девиантными проявлениями имеют более высокие уровни вербальной агрессии, а также выраженную ф...
  • Анализ тревожности показал, что у девиантных подростков наблюдается значительное преобладание ситуативной тревожности над личностной. Также был выявлен высокий уровень депрессивных состояний.
  • Для коррекции этих нарушений была разработана тренинговая программа, состоящая из 9 занятий, направленных на снижение агрессии, тревожности и депрессивности. По завершению программы результаты показали, что:
  • Снизились уровни физической, вербальной и косвенной агрессии, а также негативизма и раздражительности.
  • Показатели агрессивности и враждебности значительно уменьшились.
  • Уровень ситуативной тревожности и депрессивности снизился.
  • Эти результаты подтверждают эффективность программы. Подростки стали менее агрессивными, улучшили эмоциональную саморегуляцию, что способствовало более стабильному и позитивному состоянию.
  • Таким образом, исследование подтвердило, что подростки с девиантным поведением имеют выраженные эмоциональные расстройства, включая агрессию, тревожность и депрессию. Эти особенности требуют внимания при разработке коррекционных мероприятий.
  • Для коррекции выявленных эмоциональных нарушений была разработана тренинговая программа, состоящая из девяти занятий. Цель программы – снижение уровня агрессии, тревожности и депрессивности у подростков с девиантным поведением. Реализация этой програм...
  • Показатели агрессивности и враждебности существенно снизились.
  • Уровень тревожности и депрессивных проявлений заметно уменьшился.
  • Практические рекомендации
  • На основе полученных результатов были разработаны рекомендации для специалистов и родителей подростков:
  • Психологам и педагогам:
  • 1. Акцентировать внимание на индивидуальной работе с подростками, развивая их личностные ресурсы и навыки саморегуляции.
  • 2. Разрабатывать и внедрять групповые тренинги, направленные на улучшение эмоционального состояния и формирование социально приемлемого поведения.
  • Родителям:
  • 1. Уделять больше времени общению с ребенком, создавая поддерживающую семейную атмосферу.
  • 2. При необходимости обращаться за профессиональной помощью для коррекции внутрисемейных конфликтов.
  • Полученные данные подтвердили гипотезу о том, что коррекционная программа, основанная на диагностике эмоциональных состояний, способствует снижению уровня агрессивности, тревожности и депрессивности у подростков с девиантным поведением. Это доказывает...
  • Несмотря на значительное количество исследований по данной теме, проблема девиантного поведения среди подростков продолжает оставаться одной из наиболее актуальных. Современные изменения в обществе, семейных структурах и подростковой среде оказывают н...
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Статистика использования

stat Количество обращений: 0
За последние 30 дней: 0
Подробная статистика