BashGU
Electronic Library

     

Details

Кагирова, А. Р. НАЛОГИ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА: выпускная квалификационная работа по специальности 38.05.01 Экономическая безопасность. Специализация №1
«Экономико-правовое обеспечение
экономической безопасности» [Электронный ресурс] / А. Р. Кагирова; Уфимский университет науки и технологий, Стерлитамакский филиал, Экономический факультет, Кафедра экономической безопасности, бухгалтерского учета и финансов ; научный руководитель И. А. Иваненко. — Стерлитамак, 2025. — 66 с. — <URL:https://elib.bashedu.ru/dl/diplom/SF/2025/EF/KagirovaAR_38.05.01_ZSEB_spets_2025_VKR.pdf>.

Record create date: 2/6/2025

Subject: Экономика; специалитет; ВКР; экономическая безопасность

UDC: 33

LBC: 65

Collections: Квалификационные работы бакалавров и специалистов; Общая коллекция

Allowed Actions:

*^% Action 'Read' will be available if you login and work on the computer in the reading rooms of the Library

Group: Anonymous

Network: Internet

Document access rights

Network User group Action
Library BashGU Local Network Authenticated users Read
Library BashGU Local Network All
Internet Authenticated users Read
-> Internet All

Table of Contents

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОЛИ НАЛОГОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
    • 1.1 Сущность налогов как фактор экономической безопасности региона
    • 1.2 Методики оценки роли налогов в обеспечении экономической безопасности региона
  • 2 ОЦЕНКА РОЛИ НАЛОГОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСРУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
  • 2.1Экономическая характеристика Республики Башкортостан
    • 2.2 Нормативно-правовая база налогообложения и экономической безопасности региона
    • Нормативно-правовое регулирование налогообложения в Российской Федерации представляет собой основу фискальной системы и одновременно – один из ключевых механизмов обеспечения экономической безопасности регионов.
    • Правовая база определяет правила взимания налогов, разграничение полномочий между уровнями власти, а также устанавливает правовые гарантии и ограничения для участников налоговых правоотношений. С точки зрения регионального развития, именно стабильная,...
    • Ключевые нормативные акты, регулирующие налоговую систему в контексте экономической безопасности регионов, включают:
    • Конституцию Российской Федерации (ст. 57 и ст. 132), закрепляющую обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги, а также разграничение полномочий между уровнями власти;
    • Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая и вторая), регулирующий систему налогов и сборов, порядок их администрирования, контроль и ответственность;
    • Бюджетный кодекс РФ, определяющий структуру доходов бюджетов различных уровней, порядок межбюджетных трансфертов и принципы бюджетной политики;
    • Федеральный закон № 149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», обеспечивающий цифровизацию налогового администрирования;
    • Закон № 943-1 от 21.03.1991 «О налоговых органах Российской Федерации», определяющий компетенцию, обязанности и функции налоговых органов.
    • На региональном уровне субъектами Федерации принимаются законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие налоговые льготы, ставки по региональным и местным налогам, а также механизмы стимулирования инвестиционной и инновационной активности.
    • С практической точки зрения, эффективное применение нормативной базы в области налогообложения способно укрепить экономическую безопасность региона по следующим направлениям:
    • Обеспечение устойчивого формирования доходной базы региональных и местных бюджетов. Законодательно закреплённое право субъектов устанавливать налоговые ставки, предоставлять налоговые льготы (в пределах федеральных рамок) даёт возможность более гибко ...
    • Налоговая стабильность и предсказуемость. Наличие чётких правил в налоговой сфере снижает регуляторные риски для бизнеса, стимулирует инвестиции и развитие предпринимательства, тем самым повышая налогооблагаемую базу.
    • Контроль и ответственность. Механизмы, прописанные в НК РФ и КоАП РФ, обеспечивают правовую возможность борьбы с уклонением от уплаты налогов, сокращения теневого сектора экономики, повышения собираемости налогов.
    • Институциональное доверие. Прозрачность и законность налогового администрирования, предусмотренные нормативными актами, формируют доверие к власти, снижают протестную активность и стимулируют граждан к выполнению налоговых обязательств.
    • Финансовая автономность региона. Благодаря Налоговому и Бюджетному кодексам, регионы вправе управлять частью налоговых поступлений (напр., налог на имущество организаций, транспортный налог, УСН), что позволяет снижать зависимость от федеральной помощ...
    • Таким образом, нормативно-правовая база в сфере налогообложения играет двоякую роль: с одной стороны, она формирует правовые рамки для стабильного пополнения бюджета, а с другой — является инструментом региональной политики, позволяющим через налоговы...
    • 2.3 Анализ и оценка роли налогов как фактора экономической безопасности
  • 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОВОЙ СИСТЕМЫ В ЦЕЛЯХ УКРЕПЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
    • 3.1 Изменение нормативно-правовой базы в области налогообложения как фактора укрепления экономической безопасности региона
    • На основании проведённого анализа налоговой безопасности Республики Башкортостан за 2018-2022 годы можно выделить следующие риски и угрозы, актуальные как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе:
    • 1. Критически низкий коэффициент автономности
    • Угроза: Значения данного показателя остаются на уровне 0,03-0,04, что значительно ниже порогового безопасного уровня (10-50 %).
    • Риск: Сильная зависимость региона от трансфертов из федерального бюджета. Это ограничивает финансовую самостоятельность региона и снижает устойчивость к внешним экономическим потрясениям.
    • Следствие: При изменении механизма межбюджетного регулирования регион может столкнуться с резким падением доходов и неспособностью обеспечить обязательства.
    • 2. Рост налоговой задолженности и снижение собираемости налогов
    • Угроза: Снижение коэффициента налоговой устойчивости в 2020–2021 гг. до критических значений (0,56), несмотря на рост в 2022 году.
    • Риск: Рост недоимки говорит о проблемах в системе администрирования и добровольности уплаты налогов.
    • Следствие: Потеря доходов и дефицит бюджета, особенно в условиях кризисных явлений, как показал опыт 2020 года.
    • 3. Снижение финансовой независимости
    • Угроза: Коэффициент финансовой независимости снизился с 4,54 в 2019 году до 1,69 в 2021 году, восстановившись до 2,35 в 2022 году.
    • Риск: Доля налоговых и неналоговых доходов в структуре бюджета падает. Увеличение доли финансовой помощи создаёт зависимость от решений центра.
    • Следствие: Ограниченность маневра в бюджетной политике и повышенная уязвимость к сокращению трансфертов.
    • 4. Снижение коэффициента бюджетной обеспеченности населения
    • Угроза: Значение упало с 75,09 в 2021 году до 65,61 в 2022 году, приближаясь к опасному уровню (62 %).
    • Риск: Уменьшение социальных расходов на душу населения.
    • Следствие: Потеря качества жизни, рост социальной напряжённости и снижение доверия к органам власти.
    • 5. Волатильность бюджетной результативности
    • Угроза: Хотя показатель остаётся на безопасном уровне (свыше 60 %), в условиях нестабильной доходной базы возможна его просадка.
    • Риск: Снижение эффективности расходов на фоне колебаний доходов.
    • Следствие: Ухудшение фискальной дисциплины и снижение результативности использования бюджетных средств.
    • 6. Переход к критическому уровню покрытия расходов
    • Угроза: В 2022 году коэффициент покрытия расходов составил 107,32 %, что формально безопасно, но показывает тенденцию к снижению (с 109,59 % в 2021 году).
    • Риск: Возможное превышение расходов над доходами при дальнейшем снижении, особенно с учётом инфляционного давления.
    • Следствие: Угроза бюджетного дефицита и накопления долговой нагрузки.
    • 7. Критическая неопределённость по коэффициенту собственности
    • Угроза: Все годы коэффициент собственности составляет «0» — отсутствие данных или крайне низкие значения.
    • Риск: Невозможность оценки доли собственных доходов в общем объёме поступлений и, как следствие, отсутствие инструмента контроля за устойчивостью финансирования.
    • Следствие: Снижение прозрачности и управляемости финансово-экономической политики региона.
    • 8. Сильное влияние внешнеэкономических шоков
    • Угроза: Показатели 2020–2021 годов наглядно демонстрируют, насколько зависима налоговая система региона от форс-мажорных факторов (пандемия, санкции, инфляция).
    • Риск: Невозможность быстрого адаптационного реагирования, высокая чувствительность к федеральным изменениям и кризисам.
    • Следствие: Потеря экономической стабильности в чрезвычайных ситуациях.
    • Несмотря на то, что в 2022 году Республика Башкортостан демонстрирует общее восстановление по большинству индикаторов, остаются системные риски налоговой зависимости, административной неэффективности и недостаточной финансовой автономии. Эти риски соз...
    • Совершенствование нормативно-правовой базы в сфере налогообложения играет ключевую роль в обеспечении и укреплении экономической безопасности региона, так как стабильная, предсказуемая и эффективная налоговая система является основой финансовой устойч...
    • На региональном уровне важнейшими задачами являются адаптация федерального законодательства с учетом специфики социально-экономического положения субъекта, а также развитие правовых инструментов, обеспечивающих прозрачность и предсказуемость налоговой...
    • Кроме того, важным направлением реформ становится внедрение правовых механизмов, обеспечивающих усиление ответственности за уклонение от уплаты налогов и сборов, а также повышение правовой защищённости добросовестных налогоплательщиков. В этом контекс...
    • Изменение нормативной базы должно сопровождаться развитием электронных инструментов налогового контроля и взаимодействия с налогоплательщиками. Упрощение налогового учета, автоматизация отчетности, цифровизация процедур администрирования — всё это тре...
    • Примером успешных нормативных изменений может служить введение системы налогового мониторинга, при которой крупные налогоплательщики взаимодействуют с ФНС в режиме онлайн. Внедрение таких практик требует правового регулирования и организационной адапт...
    • Таким образом, нормативно-правовые изменения в налоговой сфере являются не только реакцией на текущие вызовы, но и важным стратегическим инструментом развития регионов. При грамотной правовой и экономической политике они способны повысить инвестиционн...
    • Конкретные предложения по изменению нормативно-правовой базы в целях повышения налоговой безопасности региона можно сгруппировать по следующим направлениям:
    • 1. Повышение автономности региональных бюджетов
    • Проблема: высокий уровень дотационности регионов и низкая доля собственных доходов в общем объеме поступлений.
    • Предложения:
    • Внести изменения в Бюджетный кодекс РФ, установив норматив обязательного закрепления за субъектами доли федеральных налогов (например, части НДС, акцизов) на постоянной основе.
    • Расширить перечень региональных налогов и сборов (поправки в Налоговый кодекс РФ, главы 30–32), предоставив субъектам право вводить дополнительные виды фискальных платежей в зависимости от социально-экономических условий (например, экологический сбор,...
    • 2. Стимулирование налоговой базы региона
    • Проблема: низкий уровень деловой активности, высокая доля неформального сектора.
    • Предложения: (1)
    • Разработать и внедрить на федеральном уровне модель "налоговых стимулов роста" – возможность для регионов самостоятельно устанавливать льготы по налогу на прибыль организаций и УСН в обмен на реализацию инвестпроектов с участием местных предприятий.
    • Уточнить условия предоставления инвестиционного налогового вычета в регионах (глава 25 НК РФ): обязать регионы разрабатывать и утверждать перечень приоритетных секторов, подлежащих налоговой поддержке.
    • 3. Совершенствование налогового контроля
    • Проблема: рост недоимки, формальный подход к проверкам.
    • Предложения: (2)
    • Ввести в НК РФ отдельный раздел о региональном налоговом мониторинге – механизм постоянного обмена данными между налогоплательщиком и территориальной ФНС, в целях профилактики нарушений (аналог текущей практики федерального мониторинга для крупных ком...
    • Разрешить регионам вести "регистр налоговых рисков" по отраслям экономики и обязать налоговые органы учитывать его при планировании проверок (внесение изменений в ст. 89 НК РФ).
    • 4. Поддержка цифровизации и автоматизации
    • Проблема: недостаточная интеграция региональных и федеральных налоговых платформ.
    • Предложения: (3)
    • Обязать разработку единой региональной платформы по налогообложению и налоговому контролю, синхронизированной с ФНС России (поправки в ФЗ «Об электронной подписи», ФЗ «Об информации»).
    • Ввести требования к регионам по оцифровке и публичному раскрытию данных о налоговой базе, структуре доходов и результатах проверок — с размещением информации на региональных порталах (изменения в ФЗ № 149-ФЗ от 27.07.2006 г.).
    • 5. Повышение правовой осведомленности налогоплательщиков
    • Проблема: ошибки при подаче отчетности, слабое взаимодействие с налоговой.
    • Предложения: (4)
    • Законодательно закрепить обязанность УФНС проводить регулярные консультации, семинары и выпуск методических рекомендаций для налогоплательщиков (дополнения в Закон № 943-1 от 21.03.1991 «О налоговых органах РФ»).
    • Обязать размещать в открытом доступе на сайтах территориальных налоговых органов региональные реестры действующих налоговых льгот и отчет по их эффективности.
    • 6. Усиление ответственности за уклонение от уплаты налогов
    • Проблема: рост теневой экономики, особенно в строительстве, торговле и общепите.
    • Предложения: (5)
    • Ужесточить административную и уголовную ответственность за систематическую неуплату налогов в сфере малого бизнеса (поправки в КоАП и УК РФ).
    • Ввести административную ответственность для юридических лиц за ведение "серого" учета с целью сокрытия налогооблагаемой базы (новая статья в КоАП РФ).
    • Предложенные изменения в нормативно-правовой базе направлены на повышение фискальной самостоятельности регионов, стимулирование налоговой дисциплины, цифровую трансформацию администрирования и увеличение прозрачности налоговых процессов. Их реализация...
    • 3.2 Направления повышения роли налогов как фактора экономической безопасности
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Usage statistics

stat Access count: 0
Last 30 days: 0
Detailed usage statistics