BashGU
Electronic Library

     

Details

Дубанова, А. Ф. Формирование здорового образа жизни дошкольников в процессе социализации: выпускная квалификационная работа по специальности 44.03.01 - Педагогическое образование. Программа: Дошкольное образование [Электронный ресурс] / А. Ф. Дубанова; Башкирский государственный университет, Стерлитамакский филиал; научный руководитель Ф. М. Сулейманова. — Стерлитамак, 2022. — 79 с. — <URL:https://elib.bashedu.ru/dl/diplom/SF/2022/FPiP/DubanovaAF_44.03.01_ZDO_bak_2022_VKR.pdf>.

Record create date: 6/30/2022

Subject: Педагогика; бакалавриат; ВКР; социализация дошкольников; здоровый образ жизни

UDC: 37

LBC: 74

Collections: Квалификационные работы бакалавров и специалистов; Общая коллекция

Allowed Actions:

*^% Action 'Read' will be available if you login and work on the computer in the reading rooms of the Library

Group: Anonymous

Network: Internet

Document access rights

Network User group Action
Library BashGU Local Network Authenticated users Read
Library BashGU Local Network All
Internet Authenticated users Read
-> Internet All

Table of Contents

  • ВВЕДЕНИЕ
    •  создание устойчивой положительной мотивации дошкольника по осуществлению здорового образа жизни основанной на потребности сохранения своего собственного здоровья;
    •  расширение социального опыта и жизненных навыков дошкольников;
    •  развитие навыков общения старших дошкольников, корректировка и оптимизация общения со сверстниками и взрослыми.
    • 1.1. Сущность и содержание формирования здорового образа жизни
    • дошкольников в процессе социализации
    • 1.2. Особенности формирования здорового образа жизни
    • дошкольников в процессе социализации (1)
      • 1. Осознание воспитателями, что от состояния их здоровья, настроения зависит формирование у дошкольников осознанное восприятие своего здоровья как ценности и себя как личности.
      • 2. Создание системы поощрений, которая должна стимулировать формирование валеологического сознания дошкольников.
      • 3. Овладение дошкольниками навыками психологической защиты от негативных социальных влияний.
      • 4. Привитие любви к природе, культуре, людям и самому себе.
      • 5. Организация воспитательной работы, направленной на формирование у дошкольников мотивации к заботе о своем здоровье и ответственности за его состояние.
      • 6. Выработка навыков здорового образа жизни, профилактика вредных привычек.
      • 7. Формирование активного образа жизни.
      • 8. Проведение валеологической диагностики, профилактическая и коррекционной работа.
      • 9. Оптимизация методов и форм работы с родителями по проблеме формирования здорового образа жизни в семье.
      • 10. Учитывать специфику, социально-экономические, культурно-исторические особенности города [Чумаков, 2000, с. 312].
        •  занятия физическими упражнениями в режиме дня детского сада (утренняя гимнастика, гигиеническая гимнастика после дневного сна, подвижные игры, спортивные развлечения, физкультминутки, прогулки, дни здоровья);
        •  физкультурно-оздоровительные праздники, пешеходные прогулки в зоне отдыха, занятия спортивными и другими видами танца;
        •  самостоятельная двигательная деятельность детей [Исакова, 2004, с. 15-16].
        •  формируется у детей дошкольного возраста фундамент гармоничного умственного и физического развития, укрепления здоровья, физического образования и воспитания, накапливаются предпосылки для успешного овладения знаниями и навыками здорового образа жиз...
        •  поддерживается текущая физическая и умственная работоспособность, что обеспечивает успешную деятельность детей на различных учебно-воспитательных занятиях, а в перспективе успешная адаптация к условиям школы, к любой общественно полезной деятельности;
        •  рационально реализуется досуг детей, элементы физической культуры, здорового образа жизни внедряются в быт, семью, школу постепенным приобщением к спортивной деятельности;
        •  постепенно повышается нравственная, интеллектуальная, эстетическая и трудовая культура детей дошкольного возраста;
        •  реализуется преемственность воспитания, обучения и оздоровления дошкольников и школьников младшей возрастной группы;
        •  содержание обучения, воспитания и оздоровления, формирования здорового образа жизни у дошкольников определяются перспективностью работы воспитателя дошкольного учреждения относительно будущего пребывания ребенка в детском саду.
        •  Соблюдение преемственности и перспективности требует единого подхода к воспитанию, обучению и оздоровлению. В связи с этим в модель детского сада заложены требования, чтобы воспитатели и учителя начальных классов имели единые теоретические и методич...
        •  изучение и анализ семьи, условий быта, воспитания, оздоровления, формирования и реализации здорового образа жизни;
        •  образование родителей по вопросам медицинской грамотности, здоровья, здорового образа жизни, физического воспитания, спорта, закаливания;
        •  привлечение родителей в органы дошкольного самоуправления;
        •  проведение совместно с родителями педагогических акций и мероприятий;
        •  работа с особыми категориями детей и их родителями [Авчинникова, 2016, с. 27].
        •  оценку типа семьи, типа воспитания;
        •  уровень внутренней семейной адаптивности, взаимодействия, стиля воспитания;
        •  оценку готовности родителей к осуществлению воспитательных функций;
        •  уровень внутрисемейных факторов, определяющих здоровье ребенка;
        •  образ жизни в семье и ее психоэмоциональный статус;
        •  моральный, культурный и педагогический уровень родителей [Калмыкова, 2015, с. 201].
        •  необходимо помочь родителям понять детей, их образ жизни, мышление, поведение;
        •  научить родителей разбираться в мотивах и значении поступков детей, развивать свои методы воспитания, оздоровления, формирования здорового образа жизни с целью дальнейшего развития детей как личности;
        •  сформировать у них навыки общения с детьми относительно помощи ребенку в самостоятельном решении проблем, чтобы постепенно переложить всю ответственность в поисках решений на самого ребенка;
        •  научить родителей действовать так, чтобы своим поведением они способствовали развитию здоровой и счастливой личности ребенка;
        •  способствовать активному участию родителей в деятельности органов дошкольного самоуправления (родительский комитет, совет родителей);
        •  научить родителей переориентировать свои установки в зависимости от потребностей дошкольников [Овчинникова, 2006, с. 156].
    • 2.1. Условия формирования здорового образа жизни дошкольников в процессе социализации
      •  создание предметно-развивающей среды, наполненной символами, атрибутами, традициями культуры здорового образа жизни;
      •  создание положительной психологической атмосферы на занятиях оздоровительного содержания;
      •  наличие в окружении взрослых, ведущих здоровый образ жизни;
      •  формирование активной позиции дошкольника в освоении знаний, умений и навыков здоровьесберегающего характера;
      •  учет индивидуальных психофизиологических особенностей детей при организации занятий оздоровительной направленности.
      •  совершенствовать у дошкольников положительную мотивацию к здоровому образу жизни, к систематическим занятиям физкультурой, к рациональному питанию, отдыху;
      •  индивидуально формировать базовые параметры соматического этапа дошкольников (тип телосложения; уровень физического развития; уровень сформированности жизненно важных двигательных умений и навыков; нервно-мышечная работоспособность, устойчивость орг...
      •  совершенствовать представления о законах, правилах здоровьесохранения, формирование здорового образа жизни;
      •  сознательное выполнение требований, правил, рекомендаций, указаний по формированию и реализации здорового образа жизни;
      •  совершенствовать механизмы взаимодействия социальных институтов общества для формирования здорового образа жизни дошкольников;
      •  формировать практические актуальные знания, умения, навыки, рациональные приемы мышления и деятельности в сфере сохранения и совершенствования здоровья, воспитание здорового образа жизни дошкольников;
      •  предупреждать у дошкольников и родителей непонимание основных понятий здорового образа жизни;
      •  формировать у дошкольников умения и навыки самоконтроля за состоянием здоровья и соблюдения требований здорового образа жизни.
      •  развивать у дошкольника социальные эмоции (сострадание, желание помочь) и социальные действия, направленные на достижение конструктивного положительного результата (помочь, улучшить, порадовать, создать, сохранить, достичь и др.);
      •  развивать способность понимать переживания других людей, стремление приносить радость, делать им приятное, пожалеть товарища в случае потребности, поделиться игрушкой, дружно играть со всеми, откликаться на их просьбы, быть доброжелательным, проявля...
      •  учить детей основным правилам: нельзя не слушать родителей, старших людей, обманывать, глумиться над старостью, смеяться над больными, лицемерить, оскорблять других, лебезить, брать чужие вещи без разрешения, быть равнодушным к чужому горю;
      •  воспитывать уважение к родным и близким, осознанно стремится радовать старших хорошими поступками;
      •  прививать понимание, что родители нуждаются в душевной теплоте и ласке, проявлять чуткость и внимательность;
      •  предлагать родителям свои услуги и помогать в домашней работе; давать возможность уставшим родителям отдохнуть, занять младших членов семьи чем-то интересным и полезным, спрашивать старших членов семьи о настроении, делах, о том, как прошел день;
      •  учиться замечать настроение взрослых и действовать в соответствии с этим;
      •  знать больше о своих бабушках и дедушках, чествовать их в дни семейных праздников, быть причастным к совместным заботам и проблемам семьи;
      •  воспитывать любовь, уважение к родителям, желание проявлять заботу и быть благодарным за все, что родители делают для ребенка;
      •  учить создавать «семейное дерево», ориентироваться в родственных отношениях;
      •  воспитывать привязанность к родительскому дому, уважение к опыту и мудрости старших родственников, дедушек и бабушек;
      •  развивать умение проявлять чувство такта и глубокого уважения, благожелательности к родным; побуждать их к самостоятельным рассказам осебе;
      •  учить выражать свою любовь, нежность. Закрепление ласкательных обращений к отцу и матери (мама, матушка, мамочка; папа, папаша, папуля);
      •  развивать интерес к семейным праздникам; формировать умение дарить и принимать подарки;
      •  воспитывать у детей черты будущих заботливых матерей и родителей: у девочек – нежность, кротость, хозяйственность, искренность; у мальчиков –умение уважать семью и защищать ее, быть добрым, искренним, трудолюбивым хозяином;
      •  обогащать опыт общения с людьми разного возраста, пола;
      •  учить правильно реагировать в различных жизненных ситуациях, сдерживать негативные эмоции, оценивать свои поступки и поступки других людей;
      •  развивать умение ставить себя на место других людей, не выражать отрицательных суждений в адрес сверстников и младших детей; уметь видеть в детях положительные качества;
      •  расширять представления дошкольника об авторитете и человеческих качествах;
      •  учить понимать других и считаться с чужим мнением;
      •  воспитывать культуру деятельности: умение планировать, организовывать игру, занятия, свой труд, стремление добиваться положительного результата в индивидуальной и совместной деятельности;
      •  закреплять и развивать устойчивые навыки соблюдения правил вежливого поведения дома и в общественных местах и соблюдения этических принципов общения;
      •  учить адекватно реагировать на асоциальные поступки, быть справедливым, совестливым, ответственным.
      •  воспитывать добрые привычки у дошкольника: быть послушным, вежливым, настойчивым, смелым в достижении цели, признавать свои ошибки и исправлять их.
    • 2.2. Организация, ход и результаты экспериментальной работы по формированию здорового образа жизни дошкольников в процессе
    • социализации
      • Распределение старших дошкольников по уровню сформированности
      • здорового образа жизни на констатирующем этапе эксперимента
      • Изучив методическую литературу, нами был составлен перспективный план проведения занятий на формирующем этапе эксперимента, в котором освещались различные вопросы формирования здорового образа жизни у старших дошкольников. Перспективный план работы по...
      • Таблица 2.3.
      • Перспективный план работы по формированию здорового образа жизни старших дошкольников в процессе социализации
      • Распределение старших дошкольников по уровню сформированности (1)
      • здорового образа жизни на контрольном этапе эксперимента
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    • 1. Расширять социальный опыт дошкольников, формировать жизненные привычки культуры здоровья на основе положительной мотивации на ведение
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. Авчинникова С.О. Формирование здорового образа жизни как направление социальной работы // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2016. – № 6. – С. 25-28.
    • 2. Алхасов Д. С. Теория и история физической культуры (в таблицах и схемах): методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 050141 «Физическая культура». – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2014. – 100 с.
    • 3. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. – М.: Наука, 1982. – 270 с.
    • 4. Байер К. Здоровый образ жизни. – М.: Мир, 2016. – 368 c.
    • 5. Бехтерев В.М. Личность и условия ее развития и здоровья. – 2-е изд. –СПб.: К.Л. Риккер, 1905. – 43 с.
    • 6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
    • 7. Бойко В. В. Влияние занятий физической культурой на развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста // Успехи современного естествознания. – 2013. – № . 10. – С. 167-168.
    • 8. В здоровом теле – здоровый дух. Сценарии праздников, конкурсов, вечеров, посвященных здоровому образу жизни. – М.: Феникс, 2016. – 352 c.
    • 9. Григоренко В.Г. Теория мотивированных дифференциально-интегральных оптимумов педагогических факторов в физическом совершенствовании человека. – М.: Фонд социальных изобретений России, 2000. – 226с.
    • 10. Гуменюк Е.И. Будь здоров! Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. – М.: Детство–Пресс, 2016. – 162c.
    • 11. Густомясова А.Л. Воспитание социальной компетенции // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 5. – С.106-111.
    • 12. Деркунская В.А. Педагогическая поддержка социализации современных дошкольников: от диагностики к технологии // Дошкольная педагогика. – 2018. – № 2. – С. 4-7.
    • 13. Дядюнова И.А. К вопросу о социализации детей дошкольного возраста // Начальная школа плюс до и после. – 2007. – № 10. – С. 89-92.
    • 14. Елжова Н.В. Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении. – М.: Феникс, 2016. – 224 c.
    • 15. Ермакова О.А. За здоровьем в детский сад. Спортивно-оздоровительная неделя в детском саду // Дошкольная педагогика. – 2015. – № 3. – С. 7-10.
    • 16. Ефименко С.А. Влияние образа жизни на здоровье // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2017. – № 1. – С.8-14.
    • 17. Жерякова С.В. Сущность категории «здоровый образ жизни детей дошкольного возраста» и факторы формирования здорового образа жизни дошкольников в контексте педагогических исследований второй половины ХХ века // Молодой ученый. – 2015. – № 5. – С. 46...
    • 18. Зауш-Годрон Ш. Социальное развитие ребенка. – СПб.: Питер, 2004. – 122 с.
    • 19. Игнатьева Л.П. Основы гигиенического воспитания: учеб. пособие. – ГБОУ ВПО Иркутский государственный медицинский университет, кафедра коммунальной гигиены и гигиены детей. – Иркутск: ИГМУ, 2014. – 68 с.
    • 20. Исакова Е.К. Возлюби ближнего как самого себя. Формирование у детей навыков здорового образа жизни // Дошкольное воспитание. −2004. − № 3. − С. 13-16.
    • 21. Казин З.М., Заруба Н.А. Методологические и организационные основы проблемы формирования здоровья в системе промышленного региона // Валеология. – 1996. – № 2. – С. 28-35.
    • 22. Калмыкова А.С. Основы формирования здоровья детей: учебник. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2015. – 384 с.
    • 23. Касаткин В.Н. Комплексная программа здоровья в школе // Школа здоровья. – 2000. – № 3. – С. 2-15.
    • 24. Киселева Э. Р. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста // Проблемы педагогики. – 2014. – № . 1. – С. 83-86.
    • 25. КозловаС.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: учеб. пособие. – М.: Академия, 2012. – 330с.
    • 26. Королев С. А. Современные технологии ЛФК в оздоровительнокоррекционной деятельности: учеб. – метод. пособие / С. А. Королев; М-во обр. и науки РФ, ГОУВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина». Тамбов: Издательский дом ТГУ 11 им. Г. Р. Державина, 2...
    • 27. Костяк Т.В. Индивидуальная форма социализации и особенности ее становления у дошкольников и младших школьников // Журнал прикладной психологии. – 2004. – № 4/5. – C. 99-105.
    • 28. Кудрявцев В.Г., Егоров Г.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст). – М.: Линка-Пресс, 2000. – 296 с.
    • 29. Куценк Г.И. Книга о здоровом образе жизни. – М.: Профиздат,2015. – 256 c.
    • 30. Мамаева С.Б. Семинар-практикум для педагогов «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста» // Дошкольная педагогика. – 2017. – № 12. – С. 6-9.
    • 31. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: учеб. пособие. – М.: Академия, 2001. – 320 с.
    • 32. Микляева Н. В. Содружество: программа взаимодействия семьи и детского сада. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. В. Микляева, Н. Ф. Лагутина. – Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 72 с. – URL: http://biblioclub. ru/index. php?page=book&id...
    • 33. Митяева А.М. Здоровый образ жизни. – М.: Academia,2015. – 144 c.
    • 34. Морозов М.А. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний. – М.: СпецЛит, 2016. – 176 c.
    • 35. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. – М.: Академия, 2013. – 240 с.
    • 36. Мухина В.С. К проблеме социального развития ребенка // Психологический журнал. – 1980. – Том 1. № 5 (сентябрь-октябрь) 1980. – С. 46-54.
    • 37. Назаров Е.Н. Здоровый образ жизни и его составляющие. – М.: Академия, 2016. – 256 с.
    • 38. Новикова И.Л. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. − М.: Мозаика-синтез, 2010. − 96 с.
    • 39. Норбеков М.С. Эффективная методика «Я здоров в любом возрасте» – М.: АСТ, 2016. – 310 с.
    • 40. Овчинникова Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в ДОУ. − СПб: КАРО, 2006. – 176 с.
    • 41. Ожегов СИ. Словарь русского языка. – М.: Рус. яз., 1986. – 797 с.
    • 42. Пантина Н.С. Становление интеллекта в дошкольном детстве. – М.: Росспэн, 1996. – 272 с.
    • 43. Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду. Система работы в старшей группе / Л. И. Пензулаева. - Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 128 с.
    • 44. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2. 4. 1. 3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы д...
    • 45. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Академия, 2001. – 352 с.
    • 46. Психология здоровья: учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2003. – 607 с.
    • 47. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». – URL: http://www. consultant. ru/law/hotdocs/43281. html/ (дата обращения: 18.11. 2...
    • 48. Селуянов В.Н. Технология оздоровительной физической культуры. –
  • ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
    • Социологическая беседа «Расширенный разговор»
    • Неделя здоровья
    • День первый – «Человек и его здоровье»
    • День второй – «Почему люди болеют?»
    • День третий – «Вредные привычки»
    • День четвертый – «Скажи курению – нет»!
    • День пятый (заключительный) – «Мы – здоровое поколение»
      •  «Цветочек» – активность, постоянство, оригинальность идей;
      •  «Пчелка» – трудолюбие, исполнительность, фантазия при создании рисунков, проектов;
      •  «Знак вопроса» – трудности в самостоятельном выполнении заданий, потребность в помощи.

Usage statistics

stat Access count: 1
Last 30 days: 0
Detailed usage statistics