ЭБС Уфимского университета науки и технологий
фонд Заки Валиди 32, Карла Маркса 3/1 и Достоевского 131

     

Детальная информация

Рахматуллина, Илюза Рустамовна. Анализ формирования налоговых доходов федерального бюджета: выпускная квалификационная работа по специальности 38.03.01 Экономика. Программа: «Финансы и кредит» [Электронный ресурс] / И. Р. Рахматуллина; Башкирский государственный университет, Стерлитамаксий филиал; научный руководитель Г. М. Ибрагимова. — Стерлитамак, 2021. — 71 с.: прил. — <URL:https://elib.bashedu.ru/dl/diplom/SF/2021/EF/RakhmatullinaIR_38.03.01_bak_2021.pdf>.

Дата создания записи: 21.07.2021

Тематика: Экономика ; Финансы и кредит; бакалавриат; ВКР; налоговые доходы; федеральный бюджет; государственные финансовые ресурсы

УДК: 336

ББК: 65.26

Коллекции: Квалификационные работы бакалавров и специалистов; Общая коллекция

Разрешенные действия:

Действие 'Прочитать' будет доступно, если вы выполните вход в систему и будете работать на компьютерах в читальных залах Библиотеки

Группа: Анонимные пользователи

Сеть: Интернет

Права на использование объекта хранения

Место доступа Группа пользователей Действие
Локальная сеть Библиотеки Аутентифицированные пользователи Прочитать
Локальная сеть Библиотеки Все
Интернет Аутентифицированные пользователи Прочитать
-> Интернет Все

Оглавление

  • 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ
    • 1.1 Экономическая сущность и функции налогов
    • Любое государство для выполнения своих функций перед населением, должно располагать достаточным количеством денежных и материальных ресурсов. Этим ресурсом выступает поступление в бюджет государства части национального дохода, в процессе его перераспр...
    • В Налоговом кодексе понятие «налог» трактуется следующим образом: «Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведени...
    • Л.А. Крамаренко в учебнике «Налоги и налогообложение» рассматривает налог как часть национального дохода, мобилизуемая государством в централизованные фонды денежных средств (бюджеты) всех уровней бюджетной системы и бюджеты государственных внебюджетн...
    • Экономист и автор множества учебников по экономической теории Л. Н. Лыкова дает понятие налогов как обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с физических и юридических лиц, установленные органами законодательной власти с определени...
    • Автор учебника «Налоги и налогообложение» Н.В. Миляков объясняет термин «налог» следующим образом. Налог – это платеж, связанный с переходом права собственности от частного субъекта к публичному. Плательщик налога расстается со своим имуществом и лиша...
    • Общим у всех этих понятий является безвозмездность изъятых средств у физических и юридических лиц. Исходя из этого, можно сформулировать своё определение налога. Налог – это изъятие государством в свою пользу определенной части валового национального ...
    • Для полного определения сущности налоговых доходов стоит рассмотреть основные признаки налогов и сборов. Отразим признаки налогов на рисунке 1.1
    • Рисунок 1.1 – Признаки налога*
    • *Выполнено автором по [35, c. 70]
    • Рассмотрим приведенные признаки подробнее:
    • 1. Императивность.
    • Данный признак свидетельствует об обязательной уплате налогов своевременно и в полном объеме. Следовательно, у налогоплательщика нет прав отказаться от их уплаты, а так же он не имеет права распоряжаться той суммой, которая должна быть перечислена в...
    • 2. Индивидуальная безвозмездность.
    • Имеется в виду, что оплатив налог, налогоплательщик не получит взамен эквивалентную выгоду со стороны государства. Также, установленный к уплате налог является индивидуальным, то есть, становится невозможным перенесение его уплаты на других лиц.
    • 3. Законность.
    • Взимание налогов с граждан является полностью законной деятельностью государства, что закреплено в государственных законодательных актах. А именно, об этом говорится в 57 ст. Конституции РФ, что каждый обязан платить установленные налоги и сборы.
    • 4. Уплата в целях финансового обеспечения деятельности государства
    • Как уже было сказано ранее, налоговые доходы составляют более 60% от всего объема доходов государства. А значит, в большей степени от налоговых поступлений будет зависеть степень выполнения государством своих функций: социальных, политических, экономи...
    • 5. Абстрактность.
    • Означает распределение поступивших в бюджет налоговых доходов на все уровни бюджетной системы. Взимаемые с населения налоги перенаправляются в централизованный фонд, по-другому именуемый как бюджетный фонд. Государство само решает целевую направленнос...
    • 6. Относительная регулярность.
    • Подразумевает собой уплату налогов точно в срок, предусмотренный законом.
    • В налоговые доходы так же входит такое понятие как сбор. Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с юридических и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами...
    • Рисунок 1.2 – Признаки сборов*
    • *Выполнено автором по [35, c. 72]
    • В соответствии с рисунком 1.2 раскроем данные принципы подробнее:
    • 1. Императивность. (1)
    • Данный признак свидетельствует об обязательной уплате сборов своевременно и в полном объеме. Следовательно, у плательщика нет прав отказаться от их уплаты, так как в ином случае ему не будут предоставлены какие-либо услуги. Об этом свидетельствует с...
    • 2. Возмездный характер.
    • Уплата сбора подразумевает собой получение взамен каких-либо услуг со стороны государства (получение водительских прав, заключение брака и так далее).
    • 3. Единовременность уплаты.
    • Отсутствует регулярность платежей. Уплата взноса имеет место быть только в случае возникновения необходимости в получении какой-либо услуги у государства.
    • 4. Законность.
    • Взимание сборов происходит на полностью законных основаниях, которые закреплены в законодательных актах.
    • Таким образом, общим между налогом и сбором является то, что они являются обязательными к уплате и имеют юридическое обоснование.
    • К участникам налоговых отношений относят [28, c. 54]:
    • 1. Организации и физические лица – те, кто непосредственно осуществляет платежи в бюджет в виде налогов.
    • 2. Налоговые органы – орган исполнительной власти, имеющий полномочия вести контроль и надзор за исполнением обязанностей налогоплательщиками и нижестоящими территориальными органами.
    • 3. Таможенные органы – орган исполнительной власти, имеющий полномочия вести контроль и надзор в области таможенного дела.
    • Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по следующим признакам [10, c. 108]:
    • 1. По уровню управления:
    • - федеральные;
    • - региональные;
    • - местные.
    • 2. По способу взимания:
    • - прямые;
    • - косвенные.
    • 3. По источникам уплаты:
    • - доходы физических лиц;
    • - выручка от продажи продукции (услуг, работ);
    • - доход или прибыль;
    • - себестоимость продукции;
    • - прочие расходы.
    • 4. По применяемым ставкам:
    • - фиксированные;
    • - прогрессивные.
    • Раскроем подробно каждую из классификационных групп:
    • 1. По уровню управления.
    • Федеральные налоги находятся под управлением федеральных органов власти, являются обязательными на всей территории Российской Федерации. Федеральные налоги – источник дохода федерального бюджета.
    • К федеральным налогам относятся [11, c. 359]:
    • 1. Налог на добавленную стоимость (НДС).
    • 2. Акцизы.
    • 3. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ).
    • 4. Налог на прибыль организаций.
    • 5. Водный налог.
    • 6. Сбор за пользование объектами животного мира и объектами биологических ресурсов.
    • 7. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
    • 8. Государственная пошлина.
    • 9. Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.
    • Региональные налоги вводятся компетентными органами отдельных субъектов Российской Федерации только на территории данного субъекта. Региональные налоги – источник дохода бюджетов субъектов Российской Федерации.
    • Органы власти субъектов РФ имеют право вводить в пределах своей территории только те налоги, которые предусмотрены Налоговым Кодексом РФ.
    • К региональным налогам относятся:
    • 1. Налог на имущество организаций.
    • 2. Транспортный налог.
    • 3. Налог на игорный бизнес.
    • Местные налоги и сборы вводятся и прекращают действовать на территории муниципальных образований в соответствии с Налоговым Кодексом РФ и нормативно правовыми актами органов муниципального образования о налогах и сборах. Местные налоги – источник дохо...
    • 1. Земельный налог.
    • 2. Налог на имущество физических лиц
    • 3. Торговый сбор.
    • 2. По способу взимания налога
    • Прямые налоги – платежи, взимаемые с конкретного налогоплательщика (физ. лица, юр. лица). К примеру: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, транспортный налог, водный налог и так далее.
    • Косвенные налоги – они входят в стоимость готовой продукции. Таким образом, оплачивает ее покупатель, но исчисляет их в бюджет продавец. Таким налогом являются: налог на добавленную стоимость и акцизы.
    • 3. Источники уплаты налога.
    • Налоги, включаемые в себестоимость готовой продукции – земельный налог, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых
    • Налоги, относимые на выручку от реализации готовой продукции – налог на добавленную стоимость и акцизы.
    • На прибыль – налог на прибыль организации.
    • Налоги, взимаемые за счет доходов физических лиц – НДФЛ.
    • 4. В зависимости от применяемых ставок.
    • Фиксированные налоги. Налоги, уровень ставок которых не изменяется в зависимости от изменения величины налоговой базы. Например, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организация.
    • Прогрессивные налоги. Налоги, уровень ставок которых изменяется в зависимости от изменения величины налоговой базы. Например, акцизы – чем выше процент спирта в алкогольной продукции, тем выше уровень ставки акциза, и наоборот. Также с 2021 г. статус...
    • Функции налоговых доходов так же отражают их экономическую сущность. Можно выделить 3 основные функции: фискальную, регулирующую и контрольную [6, с. 565].
    • 1. Первоначальной функцией налогов является фискальная. Она заключается в изъятии части доходов организаций и граждан для формирования бюджета всех уровней. Именно от уровня организации данной функции зависит степень выполнения государством своих осно...
    • 2. Регулирующая функция налогообложения означает, что оно влияет на процесс воспроизводства, накопления капитала и уровень платежеспособного спроса через фискальную политику государства. Чтобы чрезмерные налоги не препятствовали предпринимательской д...
    • 3. С регулирующей и фискальной функцией тесно связана контрольная функция налогов. В условиях конкуренции, присущей рыночной экономике, налогообложение стало одним из важнейших инструментов независимого контроля финансово-экономической деятельности эк...
    • Существуют также и дополнительные функции. Дополнительные функции – это функции, уточняющие основные цели, реализуемые государством путем исполнения основных функций [15, c. 104].
    • 1. Распределительная (социальная). Данная функция реализуется с целью распределения общественных доходов между различными социальными слоями, что в дальнейшем приводит к сглаживанию неравенства в обществе, гарантирует социальную стабильность в обществе.
    • 2. Стимулирующая. Реализация данной функции оказывает стимулирование развития определенного направления в экономике, путем установления налоговых льгот. К примеру, льготы для физических и юридических лиц , такие как понижение налоговых ставок, целевые...
    • 3. Дестимулирующая. Данная функция является обратной стимулирующей. Реализуется путем установления налогового бремени на конкретный вид деятельности, с целью сглаживания неблагоприятных последствий для страны. Как правило, эта функция реализуется чере...
    • Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что налог – это изъятие государством в свою пользу определенной части валового национального дохода в виде обязательного взноса для финансового обеспечения своих функций. Сбор – это обязательный взнос, вз...
    • Выделяют три основные функции налогов: фискальная, регулирующая и контрольная. Основной функцией является фискальная, так как экономическая сущность налогов заключается в формировании денежных доходов. Также имеются дополнительные функции: распредели...
    • 1.2 Правовые основы формирования налоговых доходов федерального бюджета
    • Бюджетная система Российской Федерации, согласно ст. 10 БК РФ, состоит из бюджетов следующих уровней:
    • 1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов.
    • 2. Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.
    • 3. Местные бюджеты, в том числе:
    • Федеральный бюджет – это основной финансовый план государства, который утверждается Федеральным Собранием в виде федерального закона. Через Федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, которые нужны для регулирования экономического и социальног...
    • Функции Федерального бюджета:
    • – финансирование общегосударственных органов власти и управления;
    • – финансирование мероприятий, связанных с развитием научной деятельности в стране;
    • – обеспечение обороноспособности государства.
    • Средства федерального бюджета – это основной источник для финансирования перестройки экономики, развития прибыльных и перспективных направлений в сфере производства, освоения новых комплексов для производства.
    • Бюджеты субъектов РФ – это центральное звено территориальных бюджетов, которые служат для финансового обеспечения задач, лежащих на государственных органах субъектов РФ [15, c. 103].
    • Средства региональных бюджетов направлены на:
    • – обеспечение функционирования органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ;
    • – обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;
    • – проведение выборов и референдумов в субъектах РФ;
    • – обеспечение реализации региональных целевых программ;
    • – формирование государственной собственности субъектов РФ;
    • – осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ.
    • Бюджеты муниципальных образований – это третий уровень бюджетной системы, средства которого предназначены для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления [15, c. 104].
    • Функции местных бюджетов:
    • – формирование денежных фондов, являющиеся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;
    • – распределение и использование этих фондов между отраслями хозяйства;
    • – контроль над финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, учреждений, которые подведомственны этим органам власти.
    • Доходная часть бюджетов всех уровней бюджетной системы формируется в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ. Так, бюджет каждого уровня имеет следующую структуру [20, c. 36]:
    • 1. Налоговые доходы;
    • 2. Неналоговые доходы;
    • 3. Безвозмездные поступления.
    • К налоговым доходам федерального бюджета относят:
    • – федеральные налоги и сборы, перечень и ставки указаны в налоговом законодательстве;
    • – государственная пошлина в соответствии с законодательством РФ;
    • – таможенные пошлины, таможенные сборы и т.д.;
    • В состав неналоговых доходов входят:
    • – доходы от государственной собственности;
    • – доходы от внешнеэкономической деятельности;
    • – доходы от продажи имущества, которое принадлежит государству;
    • – доходы от продажи запасов государства.
    • Налогообложение в Российской Федерации регламентируется следующими законодательными актами: Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), Бюджетный кодекс Российской Федерации (НК РФ).
    • Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) – это кодифицированный законодательный акт, устанавливающий систему налогов и сборов, общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, виды налогов и сборов, совокупность институтов, обладаю...
    • Первая часть Налогового Кодекса Российской Федерации устанавливает правила применения закона о налогах и сборах, определяет основные положения налога, права и обязанности участников налоговых отношений, а также раскрывает основные понятия и определени...
    • Вторая часть Налогового кодекса Российской Федерации призвана раскрыть сущность видов налогов, а также характер особого налогового режима, действующего на территории Российской Федерации. Данный кодекс определяет концептуальный подход к регулированию ...
    • В состав налогов, зачисляемые в федеральный бюджет в соответствии с НК РФ входят [12, c. 143]:
    • – налог на прибыль организаций;
    • – налог на добавленную стоимость;
    • – акцизы;
    • – налог на добычу полезных ископаемых;
    • – сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов;
    • – водный налог;
    • – государственная пошлина;
    • – налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья;
    • В статье 18 Налогового кодекса РФ устанавливаются специальные налоговые режимы, включающие особые правила исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов на один (единый налог).
    • Специальные налоговые режимы:
    • 1. Упрощенная система налогообложения (УСН).
    • 2. Единый сельскохозяйственный налог для производителей с сфере сельского хозяйства (ЕСХН).
    • 3. Патентная система налогообложения (ПСН).
    • 4. Налог на профессиональный доход (НПД).
    • Согласно ст. 17 Налогового Кодекса РФ налог может устанавливаться, если указаны налогоплательщики и элементы налогообложения.
    • 1. Субъект налога – это лицо, которое обязано уплачивать налоги в государственный бюджет. Ими могут быть: физические лица, юридические лица, индивидуальные предприниматели.
    • 2. Объект налогообложения – это то, что облагается налогом.
    • 3. Налоговая база – это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.
    • 4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    • 5. Налоговый период – это промежуток времени, по истечении которого рассчитывается и исчисляется налог.
    • 6. Порядок расчета налогов, сроки уплаты налогов и составления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.
    • Бюджетный кодекс Российской федерации (БК РФ) – кодифицированный нормативно-правовой акт, устанавливающий общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое ...
    • Согласно ст. 50 Бюджетному кодексу РФ, вышеперечисленные налоги зачисляются в федеральный бюджет по следующим нормативам [1]:
    • Налог на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (далее - Федеральный закон «О соглашениях о разделе п...
    • 2. Налог на добавленную стоимость – 100 %.
    • 3. Акцизы:
    • – Акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенног...
    • – Акцизы на табачную продукцию – 100%.
    • – Акцизы на автомобили легковые и мотоциклы – 100 %.
    • – Акцизы на автомобильный бензин прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации – 12 %;
    • – Акцизы на средние дистилляты, производимые на территории Российской Федерации – 50 %.
    • – Акцизы по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации – 100 %.
    • 4. Налог на добычу полезных ископаемых:
    • – Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) – 100 %.
    • – Налог на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых, в отношении которых при налогообложении установлен рентный коэффициент, отличный от 1, полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенны...
    • – Налог на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации – 100 %.
    • 5. Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов – 20 %.
    • 6. Водный налог – 100 %.
    • 7. Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья – 100 %.
    • 8. Налог на доходы физических лиц в отношении доходов в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории Российской Федерации – 100 %.
    • – Налог на доходы физических лиц в отношении доходов в виде процента (купона, дисконта), полученных по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях и эмитированным после 1 января 2017 года, а также доходов в виде суммы проце...
    • – Налог на доходы физических лиц в части суммы налога, превышающей 650 тысяч рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 миллионов рублей – 13 %.
    • Все виды налогов взимаются непосредственно на основе положений, а именно принципов налогообложения, которые установлены ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации [2]. Данные принципы приведем в таблице 1.1.
  • Таблица 1.1 – Принципы налогообложения*
    • *Выполнено автором по [2]
    • Установление, взимание налогов и сборов должно основываться на данных основных принципах, приведенных в таблице 1.1. Иные действия, не являются законными.
    • Таким образом, налоговые доходы являются основным источником формирования федерального бюджета. От уровня организации системы налогообложения зависит степень выполнения государством своих обязанностей перед населением, а именно обеспечение достойной ж...
    • Система взимания налогов и сборов осуществляется по нормам Налогового кодекса РФ и Бюджетного кодекса РФ. Нормы бюджетного законодательства устанавливают нормативы распределения федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъе...
  • 2 АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
    • 2.1 Анализ состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета
  • Таблица 2.1 – Доля налоговых доходов в общей сумме доходов федерального бюджета за 2018–2020 г.г.*
    • *Рассчитано автором по [Приложение А]
    • Рисунок 2.1 – Динамика доли каждого элемента в доходах федерального бюджета за 2018–2020 г.г.*
    • *Выполнено автором на базе расчетов.
    • Рисунок 2.2 – Динамика доли каждого элемента в доходах федерального бюджета за 2018–2020 г.г.*
    • *Выполнено автором на базе расчетов. (1)
  • Таблица 2.2 – Анализ структуры каждого элемента в общем объеме налоговых доходов федерального бюджета за 2018 – 2020 г.г.*
    • *Рассчитано автором по [Приложение А]
    • Для наглядности результатов анализа, представим данные в виде диаграммы. На рисунке 2.3 отразим структуру налоговых доходов за 2018-2020 г.г.
    • Рисунок 2.3 – Структура каждого элемента налоговых доходов федерального бюджета за 2018–2020 г.г.*
    • *Выполнено автором на базе расчетов.
    • 2.2 Анализ динамики налоговых доходов федерального бюджета
  • Таблица 2.3 – Анализ динамики доходов федерального бюджета за 2018 – 2020 г.г.*
    • *Рассчитано автором по [Приложение А]
    • Рисунок 2.4 – Динамика доходов федерального бюджета за 2018–2020 г.г.*
    • *Выполнено автором на базе расчетов.
    • Рисунок 2.5 – Уровень доходов федерального бюджета по элементам за 2018–2020 г.г.*
    • *Выполнено автором на базе расчетов. (1)
    • Рисунок 2.6 – Изменение уровня доходов федерального бюджета за 2018–2020 г.г.*
    • *Выполнено автором на базе расчетов. (2)
  • Таблица 2.4 – Анализ динамики налоговых доходов федерального бюджета за 2018 – 2020 г.г.*
    • *Рассчитано автором по [Приложение А]
    • Рисунок 2.7 – Изменение уровня доходов федерального бюджета за 2018–2020 г.г.*
    • *Выполнено автором на базе расчетов.
  • 3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
    • 3.1 Проблема собираемости налоговых доходов федерального бюджета РФ
    • Как уже не раз говорилось, налоги – основной доход государства, оказывающий значительное влияние на финансовые отношения по всей стране в целом. Объем поступивших налогов и сборов в федеральный бюджет напрямую зависит на формирование расходной базы ст...
    • В последнее время экономика страны столкнулась с такой проблемой, как пандемия коронавируса. Экономическая безопасность страны была под угрозой. Правительство было вынуждено всеми возможными способами поддержать население страны [8, c. 266]. В частности:
    • – были предоставлены кредитные каникулы, льготные займы для компаний и предпринимателей;
    • – малым и средним предприятиям были снижены страховые взносы;
    • – был снижен налог на прибыль IT-компаний с 20% до 3%;
    • – введение инвестиционных льгот для поддержания развития предприятий. Таким образом, предприятия могли уменьшить свой налог на прибыль на ту сумму, которую предприятие затратило на приобретение или усовершенствование производственного оборудования.
    • Только на эти мероприятия по поддержки экономически активных субъектов, бюджет страны потерял больше 1 трлн. руб. Всё это привело к тому, что к концу 2020 г. бюджет страны был исполнен с дефицитом в размере 4 294,2 млрд. руб., что составило 4,0% к ВВП.
    • Так же, перед экономикой России стоят такие проблемы как введенные против нашей страны экономические санкции, неустойчивость цен на нефть и привязанность российской экономики к зарубежным валютам, бегство капитала за границу и «утечка мозгов» [16, c. ...
    • В связи с этим, главная задача, стоящая перед органами государственной власти и органами местного самоуправления – это поиск резервов роста доходов бюджетов. А так, как бюджет страны в большей степени пополняется за счет налоговых доходов, то целесооб...
    • Фактором, влияющим на динамику налоговых доходов, является объем доходов экономически активных субъектов страны. Главными аспектами являются [17, c. 2]:
    • – объем производства;
    • – деловая активность физических и юридических лиц;
    • – инвестиционная активность;
    • – качество налогового и таможенного администрирования.
    • В качестве направлений увеличения налоговых доходов в федеральном бюджете должны учитываться все вышеперечисленные факторы, посредством изменений в бюджетном и налоговом законодательстве или же путем развития экономики, реализации инвестиционных проек...
    • Одной из важных причин снижения собираемости налоговых доходов является уклонение физических и юридических лиц от уплаты налогов, то есть недостаточная работа контрольных органов. Таким образом, совершенствование качества налогового и таможенного адми...
    • Проанализировав налоговые доходы федерального бюджета за 2018–2020 г.г. было выявлено ряд проблем в формировании налоговых доходов, а также основные проблемы налоговой системы в целом.
    • Рассмотрим основные из них:
    • 1. Сокращение поступлений акцизов
    • Акциз – это косвенный налог, уплачиваемый за производство и реализацию определенного вида товара. Данный налог является обязательным к уплате для производителей, переработчиков и импортеров подакцизных товаров. В структуре акцизов преобладающую долю з...
    • Как уже было сказано, акциз является косвенным налогом, таким образом, динамика поступления акцизов напрямую зависит от поведения конечного потребителя. То есть, на объем поступающих в бюджет акцизов влияет объем реализованной подакцизной продукции. П...
    • При анализе динамики налоговых доходов федерального бюджета (табл. 2.3), было выявлено, что величина акцизов с 2018 г. по 2020 г. сокращалась. В 2019 г. сокращение составило 30 805, 9 млн. руб. по сравнению с 2018 г. В 2020 г. поступления акцизов сост...
    • 2. Несовершенная система налогового администрирования. К ним относится: проблема механизма принуждения к уплате налогов; проблема взыскания налоговой задолженности; проблема «фирм-однодневок»; проблема отсутствия индексации ряда экономических показате...
    • 3. Проблема высокого социального неравенства в доходах населения страны, благодаря плоской шкале НДФЛ до 2021 г.
    • С момента перехода России к рыночной экономике, стала набирать обороты такая проблема как неравноправное распределение общенародной собственности в ходе приватизации. Такая ситуация с каждым годом влечет все большее недовольство и обеспокоенность со с...
  • Таблица 3.1 – Пример социального неравенства в доходах граждан РФ*
    • *Рассчитано автором по [36, c. 4]
    • Проанализировав данный пример, можно сделать вывод, что плоская ставка НДФЛ, которая существовала до 2021 г. приводила к сильному неравенству в доходах.
    • С 2021 г. налог на доходы физических лиц приобрел статус прогрессивного налога. При прогрессивном налогообложении с увеличением налоговой базы растет ставка налога. Это дает возможность получения конкретной экономической выгоды (к примеру, увеличение ...
    • 4. Незаконное уклонение от уплаты налогов.
    • Как правило, большинство хозяйствующих субъектов ставят цель – минимизировать свои расходы, в том числе и налоговые платежи. Пути достижения этой цели могут быть легальными и нелегальными. На практике всё чаще наблюдается уклонение от уплаты налогов н...
    • Негативное влияние налоговой задолженности на государство следует рассматривать как серьезный ущерб интересам государства и общества в целом, так как потерянные денежные средства снижают объем финансирования социальных программ и не позволяют своеврем...
    • Также, сокрытие от уплаты налогов и сборов налогоплательщиками приводит к следующим негативным последствиям:
    • *Выполнено автором на базе расчетов.
    • *Выполнено автором на базе расчетов. (1)
    • 3.2 Разработка мероприятий по увеличению поступлений налоговых доходов в федеральный бюджет
    • 1. Усилить контроль над поступлением налоговых платежей в федеральный бюджет. А именно:
    • А) Усилить контроль над поступлением акцизов.
    • Представляется, что дальнейшее ужесточение контроля будет не только способствовать регулированию рынка алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции, но и позволит увеличить поступления в федеральный бюджет [33, c. 493].
    • 1. Усилить контроль над поступлением налоговых платежей в федеральный бюджет, а именно:
    • – усилить контроль над поступлением акцизов;
    • – взять под контроль повышение уровня налоговой грамотности всех участников налоговых отношений;
    • – необходимо усовершенствовать работу налоговых специалистов в регионах;
    • – выводить предприятия из теневой экономики;
    • – усилить контроль над уплатой НДФЛ;
    • –усилить контроль над поступлением НДС в федеральный бюджет.
    • 2. Ужесточить ответственность за неуплату налогов.
    • Предлагается увеличить размер штрафов в несколько раз, а также отстранять от должности уполномоченных лиц. А в случае большой просрочки налоговых платежей, передать материалы налоговой проверки в правоохранительные органы с последующим возбуждением уг...
    • Налог – это изъятие государством в свою пользу определенной части валового национального дохода в виде обязательного взноса для финансового обеспечения своих функций. Наряду с налогом есть такое понятие как сбор. Сбор – это обязательный взнос, взимаем...
    • Существуют три основные функции налогов: фискальная, регулирующая и контрольная. Основной функцией является фискальная, так как экономическая сущность налогов заключается в формировании денежных доходов. Также имеются дополнительные функции: распреде...
    • 1. Налоговые доходы.
    • 2. Неналоговые доходы.
    • 3. Безвозмездные поступления.
    • Система взимания налогов и сборов осуществляется по нормам Налогового кодекса РФ и Бюджетного кодекса РФ. Нормы бюджетного законодательства устанавливают нормативы распределения федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъе...
    • Как правило, большинство хозяйствующих субъектов ставят цель – минимизировать свои расходы, в том числе и налоговые платежи. Пути достижения этой цели могут быть легальными и нелегальными. На практике всё чаще наблюдается уклонение от уплаты налогов н... (1)
    • При анализе динамики налоговых доходов федерального бюджета, было выявлено, что величина акцизов с 2018 г. по 2020 г. сокращалась. Данное изменение связано с ежегодным увеличением ставки налогообложения акцизов, и последующим сокрытием объемов оборо...
    • 1. Усилить контроль над поступлением налоговых платежей в федеральный бюджет, а именно:
    • А) Усилить контроль над поступлением акцизов:
    • Б) Взять под контроль повышение уровня налоговой грамотности всех участников налоговых отношений, внедрив в учебную программу дисциплины по финансовой грамотности. Это позволит свежие умы изначально настроить на развитие партнерских связей между госуд...
    • В) Необходимо усовершенствовать работу налоговых специалистов в регионах;
    • Г) Выводить предприятия из теневой экономики:
    • – установить онлайн-касс для контроля налоговыми органами всех поступлений на счет налогоплательщиков;
    • – сократить оборот наличных средств, например, запретить выдачу зарплат в конвертах;
    • – создать единый регистр населения страны, в котором будут все данные гражданина, а также все его счета и доходы.
    • Д) Усилить контроль над уплатой НДФЛ;
    • Предлагается внести изменения в систему налогообложения доходов физических лиц РФ, а именно увеличить ранжирование доходов граждан и применить к ним соответствующие налоговые ставки. В связи с этим

Статистика использования

stat Количество обращений: 2
За последние 30 дней: 0
Подробная статистика