BashGU
Electronic Library

     

Details

Нижельская, Екатерина Сергеевна. Ценностные ориентации и социально-психологические установки старшеклассников в период профессионального самоопределения: выпускная квалификационная работа по программе бакалавриата. Направление подготовки 37.03.01 "Психология". Профиль "Практическая психология" [Электронный ресурс] / Е. С. Нижельская; БашГУ, Фак. психологии, Каф. общей психологии ; науч. рук. И. Ф. Нурмухаметова. — Уфа, 2019. — 69 с.: ил. — <URL:https://elib.bashedu.ru/dl/diplom/NigelskayaES_370301_psihologia_bak_2019.pdf>.

Record create date: 10/15/2019

Subject: Психология — Социальная психология; Психология — Психология личности; ВКР; бакалавриат; старшеклассники; профессиональное самоопределение; ценностные ориентации; самоопределение личности; социальные установки

UDC: 159.923; 159.9:316.6

LBC: 88.37; 88.5

Collections: Квалификационные работы бакалавров и специалистов; Общая коллекция

Allowed Actions:

*^% Action 'Read' will be available if you login and work on the computer in the reading rooms of the Library

Group: Anonymous

Network: Internet

Document access rights

Network User group Action
Library BashGU Local Network Authenticated users Read
Library BashGU Local Network All
Internet Authenticated users Read
-> Internet All

Table of Contents

  • Выводы по первой главе
  • II. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций и социально-психологических установок старшеклассников в период профессионального самоопределения
  • 2.1 Характеристики выборки и методик исследования
  • 2.2 Анализ результатов эмпирического исследования
  • Рассмотрим результаты, полученные с помощью методики «Ценностные ориентации» М. Рокича в 1 группе.
  • Таблица 1
  • Результаты описательной статистики по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича для 1 группы (терминальные ценности)
  • Таким образом, благодаря полученным средним показателям по каждой из 18-ти терминальных ценностей, мы можем расположить их в порядке убывания, начиная от самых значимых для старшеклассников и заканчивая наименее важными.
  • Рис.1. – Выраженность терминальных ценностей в 1 группе
  • Сравним полученные результаты в 1 группе с результатами, полученными во 2 группе.
  • Таблица 2
  • Результаты описательной статистики по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича для 2 группы (терминальные ценности)
  • Таким образом, благодаря полученным средним показателям по каждой из 18-ти терминальных ценностей, мы можем расположить эти ценности в порядке убывания, начиная с самых значимых для учащихся 9-х классов и заканчивая наименее важными для них.
  • Рис.2. – Выраженность терминальных ценностей во 2 группе
  • Рис.3. – Выраженность терминальных ценностей в 1 и 2 группе
  • Первые пять ценностей в диаграмме связаны с профессиональной самореализацией. Наиболее выраженное различие можно увидеть по шкале «Интересная работа», данная ценность более выражена в группе старшеклассников.
  • Последующие пять ценностей относятся к личной жизни. Наиболее выраженным отличием обладает шкала «Наличие хороших и верных друзей», эта ценность более значима также для старшеклассников.
  • Далее следуют конкретные и абстрактные ценности. Среди конкретных ценностей самым явным отличием обладает шкала «Материально обеспеченная жизнь», данная ценность более значима для старшеклассников. Среди абстрактных ценностей различия можно выделить ...
  • Ниже в таблице 3 приведены результаты описательной статистики инструментальных ценностей старшеклассников.
  • Таблица 3
  • Результаты описательной статистики по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича для 1 группы (инструментальные ценности)
  • Благодаря полученным средним показателям по каждой из 18-ти инструментальных ценностей, мы можем расположить эти ценности в порядке убывания, начиная с самых значимых и заканчивая наименее важными.
  • Рис.4. – Выраженность инструментальных ценностей в 1 группе
  • Рассмотрим подробнее значимые для старшеклассников инструментальные ценности (1-6 ранг).
  • По шкале «Эффективность» мода, или самое часто встречающееся значение, – 17 баллов, медиана, или центральное значение, – 16 баллов. Средний показатель по шкале – 14,4 балла. Стандартное отклонение составляет 3,8 балла, то есть показатели около 67% рес...
  • Согласно интерпретации методики данная ценность занимает 1 ранг и является значимой для участников исследования.
  • По шкале «Ответственность» мода, или самое часто встречающееся значение, – 18 баллов, медиана, или центральное значение, – 16 баллов. Средний показатель по шкале – 13,8 балла. Стандартное отклонение составляет 5 баллов, то есть показатели около 67% ре...
  • Согласно интерпретации методики данная ценность занимает 2 ранг и является значимой для участников исследования.
  • По шкале «Воля» мода, или самое часто встречающееся значение, – 18 баллов, медиана, или центральное значение, – 13 баллов. Средний показатель по шкале – 11,5 балла. Стандартное отклонение составляет 5,3 балла, то есть показатели около 67% респондентов...
  • Согласно интерпретации методики данная ценность занимает 3 ранг и является значимой для участников исследования.
  • По шкале «Широта взглядов» мода, или самое часто встречающееся значение, – 14 баллов, медиана, или центральное значение, – 11 баллов. Средний показатель по шкале – 10,8 балла. Стандартное отклонение составляет 4,4 балла, то есть показатели около 67% р...
  • Согласно интерпретации методики данная ценность занимает 4 ранг и является значимой для участников исследования.
  • По шкале «Рационализм» мода, или самое часто встречающееся значение, – 7 баллов, медиана, или центральное значение, – 10 баллов. Средний показатель по шкале – 10,2 балла. Стандартное отклонение составляет 4,5 балла, то есть показатели около 67% респон...
  • Согласно интерпретации методики данная ценность занимает 5 ранг и является значимой для участников исследования.
  • По шкале «Честность» мода, или самое часто встречающееся значение, – 7 баллов, медиана, или центральное значение, – 11 баллов. Средний показатель по шкале – 10 баллов. Стандартное отклонение составляет 4,4 балла, то есть показатели около 67% респонден...
  • Согласно интерпретации методики данная ценность занимает 6 ранг и является значимой для участников исследования.
  • В таблице 4 приведены результаты описательной статистики инструментальных ценностей для учащихся 9-х классов.
  • Таблица 4
  • Результаты описательной статистики по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича для 2 группы (инструментальные ценности)
  • Таким образом, благодаря полученным средним показателям по каждой из 18-ти инструментальных ценностей, мы можем расположить эти ценности в порядке убывания, начиная с самых значимых и заканчивая наименее важными для участников исследования.
  • Рис.5. – Выраженность инструментальных ценностей во 2 группе
  • Рассмотрим подробнее значимые для учащихся 9-х классов инструментальные ценности (1-6 ранг).
  • По шкале «Независимость» мода, или самое часто встречающееся значение, – 18 баллов, медиана, или центральное значение, – 16 баллов. Средний показатель по шкале – 14,9 балла. Стандартное отклонение составляет 3,7 балла, то есть показатели около 67% рес...
  • Согласно интерпретации методики данная ценность занимает 1 ранг и является самой значимой для участников исследования.
  • По шкале «Смелость» мода, или самое часто встречающееся значение, – 17 баллов, медиана, или центральное значение, – 16 баллов. Средний показатель по шкале – 14,5 балла. Стандартное отклонение составляет 3,7 балла, то есть показатели около 67% респонде...
  • Согласно интерпретации методики данная ценность занимает 2 ранг и является значимой для участников исследования. (1)
  • По шкале «Жизнерадостность» мода, или самое часто встречающееся значение, – 14 баллов, медиана, или центральное значение, – 12,5 балла. Средний показатель по шкале – 11,3 балла. Стандартное отклонение составляет 5,2 балла, то есть показатели около 67%...
  • Согласно интерпретации методики данная ценность занимает 3 ранг и является значимой для участников исследования. (1)
  • По шкале «Честность» мода, или самое часто встречающееся значение, – 13 баллов, медиана, или центральное значение, – 11 баллов. Средний показатель по шкале – 11,1 балла. Стандартное отклонение составляет 4,4 балла, то есть показатели около 67% респонд...
  • Согласно интерпретации методики данная ценность занимает 4 ранг и является значимой для участников исследования. (1)
  • По шкале «Рационализм» мода, или самое часто встречающееся значение, – 7 баллов, медиана, или центральное значение, – 10 баллов. Средний показатель по шкале – 10,4 балла. Стандартное отклонение составляет 4,5 балла, то есть показатели около 67% респон...
  • Согласно интерпретации методики данная ценность занимает 5 ранг и является значимой для участников исследования. (1)
  • По шкале «Широта взглядов» мода, или самое часто встречающееся значение, – 7 баллов, медиана, или центральное значение, – 10,5 балла. Средний показатель по шкале – 9,9 балла. Стандартное отклонение составляет 4,2 балла, то есть показатели около 67% ре...
  • Согласно интерпретации методики данная ценность занимает 6 ранг и является значимой для участников исследования. (1)
  • Рис.6. – Выраженность инструментальных ценностей в 1 и 2 группе
  • Первые семь ценностей являются ценностями дела. Наиболее выраженное различие можно увидеть по шкалам «Смелость» и «Эффективность». Первая ценность выражена в большей мере среди учащихся 9-х классов, а вторая – среди старшеклассников.
  • Последующие пять ценностей относятся к этическим ценностям. Наиболее выраженное отличие выявлено по таким шкалам как «Ответственность» и «Независимость». Первая ценность выражена в большей мере среди старшеклассников, вторая – среди учащихся 9-х классов.
  • Далее следуют шесть ценностей общения. Наиболее выраженными являются различия по шкалам: «Воспитанность», «Жизнерадостность», «Непримиримость». Первая ценность выражена больше у старшеклассников, последующие две – у учащихся 9-х классов.
  • Рассмотрим результаты, полученные с помощью методики «Диагностики социально – психологических установок личности в мотивационно – потребностной сфере» О.Ф. Потёмкиной.
  • Таблица 5
  • Результаты описательной статистики по методике «Диагностики социально – психологических установок личности в мотивационно – потребностной сфере» О.Ф. Потёмкиной для 1 группы
  • Рис.7. – Выраженность социально – психологических установок в 1 группе
  • Рассмотрим показатели по каждой шкале более подробно.
  • По шкале «Ориентация на процесс» мода, или самое часто встречающееся значение, – 7 баллов, медиана, или центральное значение, – 6 баллов. Средний показатель по шкале – 5,4 балла. Стандартное отклонение составляет 2 балла, то есть показатели около 67% ...
  • По шкале «Ориентация на результат» мода, или самое часто встречающееся значение, – 9 баллов, медиана, или центральное значение, – 7,5 балла. Средний показатель по шкале – 7,1 балла. Стандартное отклонение составляет 2,1 балла, то есть показатели около...
  • Согласно полученным данным, в первой группе ориентация на результат более выражена, чем ориентация на процесс.
  • По шкале «Ориентация на альтруизм» мода, или самое часто встречающееся значение, – 9 баллов, медиана, или центральное значение, – 7,5 балла. Средний показатель по шкале – 6,9 балла. Стандартное отклонение составляет 2,2 балла, то есть показатели около...
  • По шкале «Ориентация на эгоизм» мода, или самое часто встречающееся значение, – 6 баллов, медиана, или центральное значение, – 4 балла. Средний показатель по шкале – 4,5 балла. Стандартное отклонение составляет 2,3 балла, то есть показатели около 67% ...
  • Согласно полученным данным, у старшеклассников ориентация на альтруизм более выражена, чем ориентация на эгоизм.
  • По шкале «Ориентация на труд» мода, или самое часто встречающееся значение, – 10 баллов, медиана, или центральное значение, – 8 баллов. Средний показатель по шкале – 7,3 балла. Стандартное отклонение составляет 2,6 балла, то есть показатели около 67% ...
  • По шкале «Ориентация на деньги» мода, или самое часто встречающееся значение, – 5 баллов, медиана, или центральное значение, – 5 баллов. Средний показатель по шкале – 5,6 балла. Стандартное отклонение составляет 2,1 балла, то есть показатели около 67%...
  • Согласно полученным данным, ориентация на труд больше выражена по сравнению с ориентацией на деньги.
  • По шкале «Ориентация на свободу» мода, или самое часто встречающееся значение, – 7 баллов, медиана, или центральное значение, – 6,5 балла. Средний показатель по шкале – 6,1 балла. Стандартное отклонение составляет 2,3 балла, то есть показатели около 6...
  • По шкале «Ориентация на власть» мода, или самое часто встречающееся значение, – 4 балла, медиана, или центральное значение, – 4 балла. Средний показатель по шкале – 3,9 балла. Стандартное отклонение составляет 1,4 балла, то есть показатели около 67% р...
  • Согласно полученным данным, ориентация на свободу более важна для респондентов, чем ориентация на власть.
  • Таким образом, у старшеклассников в большей мере выражена ориентация на результат, чем на процесс. Это обуславливает их направленность на реализацию отдаленных целей и планов, а не на получение удовольствия и сиюминутные увлечения. Также у них в больш...
  • Таблица 6
  • Результаты описательной статистики по методике «Диагностики социально – психологических установок личности в мотивационно – потребностной сфере» О.Ф. Потёмкиной для 2 группы
  • Рис.8. – Выраженность социально – психологических установок во 2 группе
  • Рассмотрим показатели по каждой шкале более подробно. (1)
  • По шкале «Ориентация на процесс» мода, или самое часто встречающееся значение, – 10 баллов, медиана, или центральное значение, – 7,5 балла. Средний показатель по шкале – 7,4 балла. Стандартное отклонение составляет 2,2 балла, то есть показатели около ...
  • По шкале «Ориентация на результат» мода, или самое часто встречающееся значение, – 3 балла, медиана, или центральное значение, –5 баллов. Средний показатель по шкале – 5,1 балла. Стандартное отклонение составляет 2,7 балла, то есть показатели около 67...
  • Согласно полученным данным, во второй группе ориентация на процесс более выражена, чем ориентация на результат.
  • По шкале «Ориентация на альтруизм» мода, или самое часто встречающееся значение, – 8 баллов, медиана, или центральное значение, – 8 баллов. Средний показатель по шкале – 7,2 балла. Стандартное отклонение составляет 2,5 балла, то есть показатели около ...
  • По шкале «Ориентация на эгоизм» мода, или самое часто встречающееся значение, – 4 балла, медиана, или центральное значение, – 4 балла. Средний показатель по шкале – 4,7 балла. Стандартное отклонение составляет 2,4 балла, то есть показатели около 67% р...
  • Согласно полученным данным, во второй группе ориентация на альтруизм более выражена, чем ориентация на эгоизм.
  • По шкале «Ориентация на труд» мода, или самое часто встречающееся значение, – 8 баллов, медиана, или центральное значение, – 8 баллов. Средний показатель по шкале – 7,2 балла. Стандартное отклонение составляет 2,3 балла, то есть показатели около 67% р...
  • По шкале «Ориентация на деньги» мода, или самое часто встречающееся значение, – 4 балла, медиана, или центральное значение, – 4 балла. Средний показатель по шкале – 4,8 балла. Стандартное отклонение составляет 2,4 балла, то есть показатели около 67% р...
  • Согласно полученным данным, ориентация на труд больше выражена по сравнению с ориентацией на деньги. (1)
  • По шкале «Ориентация на свободу» мода, или самое часто встречающееся значение, – 7 баллов, медиана, или центральное значение, – 7 баллов. Средний показатель по шкале – 7,3 балла. Стандартное отклонение составляет 2,1 балла, то есть показатели около 67...
  • По шкале «Ориентация на власть» мода, или самое часто встречающееся значение, – 2 балла, медиана, или центральное значение, – 4 балла. Средний показатель по шкале – 4 балла. Стандартное отклонение составляет 2,2 балла, то есть показатели около 67% рес...
  • Согласно полученным данным, ориентация на свободу более важна для респондентов, чем ориентация на власть. (1)
  • Рис.9. – Выраженность социально – психологических установок в 1 и 2 группе
  • У старшеклассников более выраженными оказались следующие социально – психологические установки: «Ориентация на результат», «Ориентация на труд», «Ориентация на деньги».
  • У учащихся 9-х классов более выражены такие социальные установки как: «Ориентация на процесс», «Ориентация на альтруизм», «Ориентация на эгоизм», «Ориентация на свободу» «Ориентация на власть».
  • При этом наибольшие различия обнаружены по следующим шкалам: «Ориентация на процесс» (более выражена у старшеклассников), «Ориентация на результат» (в большей мере выражена у учащихся 9-х классов) и «Ориентация на свободу» (в большей мере выражена у ...
  • Статистическое исследование было проведено при помощи t - критерия Стьюдента для независимых выборок, а также факторного анализа.
  • Рассмотрим результаты, полученные с помощью t - критерия Стьюдента.
  • Таблица 7
  • Результаты статистического исследования особенностей ценностных ориентаций и социально – психологических установок
  • Таким образом, исходя из полученных данных в 1 группе значимо выше показатели по следующим шкалам: «Интересная работа», «Любовь», «Материально обеспеченная жизнь», «Ответственность», «Воля», «Эффективность», «Ориентация на результат».
  • Во 2 группе значимо выше показатели по следующим шкалам: «Познание», «Развитие», «Счастье других», «Уверенность в себе», «Аккуратность», «Жизнерадостность», «Независимость», «Непримиримость», «Смелость», «Ориентация на процесс», «Ориентация на свободу».
  • Рассмотрим также результаты факторного анализа.
  • Таблица 8
  • Результаты факторного анализа для 1 группы
  • Таким образом, было выявлено существование 3 факторов. В первый вошли: «Жизненная мудрость» (r = 0,77), «Интересная работа» (r = 0,78), «Материально обеспеченная жизнь» (r = 0,81), «Продуктивная жизнь» (r = 0,79), «Непримиримость» (r = -0,77), «Отве...
  • Во 2 фактор вошли: «Воля» (r = 0,72), «Ориентация на труд» (r = 0,78), «Ориентация на результат» (r = 0,89). Фактор был назван «Готовность к профессиональной деятельности».
  • В 3 фактор вошли: «Любовь» (r = 0,89), «Счастливая семейная жизнь» (r = 0,95), «Счастье других» (r = 0,76). Фактор был назван - «Семейные отношения».
  • Таблица 9
  • Результаты факторного анализа для 2 группы
  • Таким образом, было выявлено 3 фактора. В первый вошли: «Активная деятельная жизнь» (r = 0,72), «Познание» (r = 0,71), «Продуктивная жизнь» (r = 0,83), «Развитие» (r = 0,74). Этот фактор был назван «Ценности обучения и развития».
  • Во 2 фактор вошли: Уверенность в себе» (r = 0,97), «Независимость» (r = - 0,81), «Непримиримость» (r = - 0,76), «Ориентация на свободу» (r = 0,82). Фактор был назван «Формирование самостоятельности».
  • В 3 фактор вошли: «Красота природы и искусства» (r = 0,79), «Наличие хороших друзей» (r = 0,8), «Счастье других» (r = 0,87), «Жизнерадостность» (r = 0,7), «Ориент. на процесс» (r = 0,78). Фактор был назван «Ценности дружбы и межличностного общения».
  • В 1-й группе 2 фактора отражают профессиональные ценности старшеклассников и один – ценность создания семьи. Во 2-й группе факторы посвящены в большей мере ценностям обучения, обретения независимости через протест, а также ценностям дружбы и межлично...
  • Выводы по второй главе
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • Существенные изменения социально-политических и экономических условий жизни нашего общества обуславливают необходимость изучения такого важного аспекта жизни как профессиональное самоопределение старшеклассников. Так проблема профессионального самоопр...
  • Определение старшеклассников с будущей профессией является одной из форм личностного самоопределения и характеризуется процессом анализа личных возможностей, способностей в сопоставлении с требованиями профессии. Процесс профессионального самоопределе...
  • Именно личностное и профессиональное самоопределение является основной линией психического развития в старшем подростковом возрасте. Самоопределение подразумевает определение человеком своего места в обществе и жизни, выбор ценностных ориентиров, обре...
  • Целью нашего исследования стало изучение ценностных ориентаций и социально – психологических установок старшеклассников в период профессионального самоопределения.
  • Также нами была сформулирована гипотеза исследования: существуют особенности ценностных ориентаций и социально – психологических установок старшеклассников в период профессионального самоопределения.
  • Для проверки гипотезы были сформированы две группы, в первую вошли старшеклассники, во вторую – учащиеся 9-х классов. После этого нами было проведено эмпирическое исследование при помощи методик: «Ценностные ориентации» М. Рокича; «Диагностика социаль...
  • Результаты эмпирического исследования позволили выявить, что у старшеклассников наиболее значимыми являются следующие терминальные ценности: «Наличие хороших и верных друзей», «Любовь», «Развлечения», «Интересная работа», «Общественное признание», «Ма...
  • Наиболее значимыми инструментальными ценностями оказались: «Эффективность», «Воля», «Рационализм», «Широта взглядов», «Ответственность», «Честность».
  • По сравнению с учащимися 9-х классов у старшеклассников более выражены следующие социально – психологические установки: «Ориентация на результат», «Ориентация на труд» и «Ориентация на деньги».
  • Статистическое исследование было проведено при помощи t-критерия Стьюдента для независимых выборок и позволило выявить, что у старшеклассников по сравнению с учащимися 9-х классов значимо выше показатели по следующим шкалам: «Интересная работа», «Л...
  • Факторный анализ позволил выявить у старшеклассников существование трех независимых факторов: «Ценности профессиональной самореализации», «Семейные отношения», «Готовность к профессиональной деятельности».
  • Таким образом, мы можем заключить, что гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, верна и действительно существуют особенности ценностных ориентаций и социально – психологических установок старшеклассников в период профессионального самоопределе...
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Usage statistics

stat Access count: 2
Last 30 days: 0
Detailed usage statistics