BashGU
Electronic Library

     

Details

Гайфуллин, Ильшат Шайхетдинович. Правовое регулирование приватизации земель сельскохозяйственного назначения: выпускная квалификационная работа по программе магистратуры. Направление подготовки Юриспруденция. Направленность (профиль): Правовое регулирование охраны окружающей среды и природопользования / И. Ш. Гайфуллин; Башкирский государственный университет, Институт права, Кафедра финансового и экологического права ; научный руководитель Р. Р. Ямалетдинов. — Уфа, 2021. — 77 с. — <URL:https://elib.bashedu.ru/dl/diplom/Gayfullin ISH_40.04.01_MEP_mag_2021.pdf>. — Текст: электронный

Record create date: 1/27/2022

Subject: Право — Земельное право; ВКР; магистратура; приватизация земель; сельскохозяйственные земли; земельные участки

UDC: 347.243

LBC: 67.407.1

Collections: Магистерские диссертации; Общая коллекция

Allowed Actions:

*^% Action 'Read' will be available if you login and work on the computer in the reading rooms of the Library

Group: Anonymous

Network: Internet

Document access rights

Network User group Action
Library BashGU Local Network Authenticated users Read
Library BashGU Local Network All
Internet Authenticated users Read
-> Internet All

Table of Contents

  • МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
  • ИНСТИТУТ ПРАВА
  • КАФЕДРА ФИНАНСОВОГО И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА
  • ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
  • ПО ПРОГРАММЕ МАГИСТРАТУРЫ
  • ГАЙФУЛЛИН ИЛЬШАТ ШАЙХЕТДИНОВИЧ
  • ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИВАТИЗАЦИИ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
  • УФА – 2021
  • ОГЛАВЛЕНИЕ
  • ВВЕДЕНИЕ
  • Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Российская Федерация обладает самым крупным по площади земельным фондом в мире. Среди основных категорий земельных участков выделяются земли сельскохозяйственного назначения. Благодаря использованию...
  • Действующие нормативно-правовые акты российского законодательства не содержат определения «приватизация земель сельскохозяйственного назначения». Федеральный закон № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» в статье 1 дает ...
  • Следует отметить, что действие Федерального закона № 178 не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении земли, в том числе земель сельскохозяйственного назначения. Исключение составляет отчуждение земельных участков, на которых расположе...
  • На наш взгляд, приватизация земель сельскохозяйственного назначения является одной из самых актуальных и проблемных направлений земельно-правовой реформы.
  • Указанные обстоятельства свидетельствуют об актуальности избранной темы настоящей выпускной квалификационной работы и обусловили ее выбор.
  • Степень научной разработанности темы выпускной квалификационной работы. К настоящему времени имеется значительное количество научных работ – монографий, диссертационных исследований, научных статей и т.д., посвященных проблематике приватизации земель ...
  • Работы указанных, а также ряда других авторов составили теоретическую основу настоящей выпускной квалификационной работы, однако их изучение показало, что до настоящего времени многие вопросы законодательной регламентации приватизации земельных участк...
  • Объектом выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе приватизации земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения.
  • Предмет выпускной квалификационной работы составляют применимые к объекту исследования: 1) нормы и нормативные предписания Конституции РФ; 2) нормы действующего и предшествующего российского земельного и гражданского законодательства, а также подзакон...
  • Целью выпускной квалификационной работы выступает анализ законодательной регламентации приватизации земель сельскохозяйственного назначения, складывающейся на ее основе правоприменительной практики и существующих в этих сферах проблем.
  • Достижение указанной цели обусловило необходимость постановки и решения следующих задач:
  • – раскрыть правовые основы регулирования приватизации земель сельскохозяйственного назначения;
  • – сформулировать понятие приватизации земель сельскохозяйственного назначения и выявить ее правовое значение;
  • – определить правовые нормы, регулирующие приватизацию земель сельскохозяйственного назначения;
  • – охарактеризовать организационно-правовой механизм обеспечения приватизации земель сельскохозяйственного назначения;
  • – выделить актуальные правовые проблемы в сфере приватизации земель сельскохозяйственного назначения и предложить пути их решения;
  • – сформулировать предложения по совершенствованию правового института приватизации земель сельскохозяйственного назначения.
  • Методологическую основу исследования составляет совокупность общенаучных и частно-научных методов познания, в их числе: диале ктический, системно-структурный, формально-юридический, социологический, сравнительно-правовой, статистический методы.
  • Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что сформулированные в ней положения развивают и уточняют некоторые разделы теории земельного права, в частности, посвященные проблематике приватизации земель сельскохозяйст...
  • Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что вы воды, предложения и рекомендации автора могут быть использованы в законотворческом процессе и в правоприменительной практике.
  • Апробация результатов выпускной квалификационной работы. Проблемные положения настоящего исследования изложены в одной научной статье: Гайфуллин И.Ш., Ямалетдинов Р.Р. Организационно-правовой механизм приватизации земель сельскохозяйственного назначен...
  • Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.
  • 1 Правовые основы регулирования приватизации земель сельскохозяйственного назначения
  • 1.1 Понятие приватизации земель сельскохозяйственного назначения и ее правовое значение
  • Действующие нормативно-правовые акты российского законодательства не содержат определения «приватизация земель сельскохозяйственного назначения». Федеральный закон № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» в статье 1 дает ... (1)
  • Следует отметить, что действие Федерального закона № 178 не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении земли, в том числе земель сельскохозяйственного назначения. Исключение составляет отчуждение земельных участков, на которых расположе... (1)
  • В настоящее время, в определенном смысле российское сельское хозяйство, а также политико-правовая деятельность органов государственной власти в отношении земель сельскохозяйственного назначения переживают процессы, характеризующиеся маржинализацией се...
  • Земельные ресурсы, в частности, земли сельскохозяйственного назначения, представляют собой неотъемлемый компонент сельскохозяйственной экономики. Тем не менее, в определенном смысле как никогда сельское хозяйство в российском обществе остается важным ...
  • Приватизация земель сельскохозяйственного назначения не была неудачной, так как почти 70% сельскохозяйственных земель в России были переданы из государственной в частную собственность. Еще одной особенностью приватизации земель сельскохозяйственного н...
  • Приватизация земель сельскохозяйственного назначения, по-нашему мнению, представляет собой процесс перехода земель сельхозназначения из государственной собственности в частную. Понятие приватизации происходит от латинского приват что в переводе означа...
  • Как известно любые сделки с недвижимостью имеет ряд характерных правовых особенностей и юридических условий. Земельное и гражданское законодательство предусматривает ряд требований применительно к сделкам с земельными участками. Вместе с тем для осуще...
  • Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом № 101 , Земельным кодексом Российской Федерации и и...
  • Приватизации не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами. Семейное сельское хозяйс...
  • Одной из задач, стоящих перед российским государством, является превращение неэффективных крупных форм хозяйствования в эффективные. Мировой опыт показывает, что горизонтальная трансформация хозяйствующих субъектов в сельском хозяйстве просто не работ...
  • Аграрная политика России оставалась привязанной к традиционным социалистическим ценностям, в которой сельское хозяйство рассматривается как промышленность и делается упор на эффект масштаба. Эффект масштаба, который является основой промышленной консо...
  • Во всем мире сельскохозяйственной отраслью управляют опытные менеджеры, которые нанимают рабочую силу и отчитываются владельцам аграрного бизнеса. Таким образом, массовая приватизация агропромышленного комплекса делает упор на распределение акций межд...
  • Федеральные и региональные органы исполнительной власти должны поощрять и обеспечивать физическое распределение земли и активы физическим лицам с последующей реконфигурацией ресурсов на основе свободного волеизъявления человека. Необходимо поощрение, ...
  • Среди новых физических владельцев земель сельскохозяйственного назначения, которые появятся в ходе этого процесса, некоторые могут решить рисковать заниматься сельским хозяйством самостоятельно; другие могут присоединиться к своим родственникам, друзь...
  • предприимчивых людей в обмен на арендную плату или дивиденды. В процессе приватизации земель сельскохозяйственного назначения может появиться широкий спектр организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов. Некоторые из этих форм могут со временем...
  • Неприятие риска сельским населением способствовало сохранению статуса хозяйствующих субъектов в сельском хозяйстве. Однако следует подчеркнуть, что индивидуализация сельского хозяйства не обязательно означает, что каждый человек и каждое домашнее хозя...
  • Мелкие фермерские хозяйства также сталкиваются с многочисленными трудностями в рыночное сельское хозяйство, но у них есть механизмы для преодоления этих трудностей. Сельскохозяйственные кооперативы обеспечивают один из стандартных механизмов преодолен...
  • Земельные рынки должны развиваться, поддерживая свободный поток ресурсов от менее эффективных сельскохозяйственных товаропроизводителей к более эффективным. Сделки на земельном рынке также включают в себя аренду, а не только покупку и продажу земли. А...
  • услуг по аренде сельскохозяйственной техники и, конечно же, в переработке сельскохозяйственной продукции . Все это составляет существенное инфраструктуры для сельского хозяйства, и привлечение иностранного капитала в эту деятельность маловероятно, что...
  • Подводя итог, следует отметить необходимость и приоритет процесса вертикальной трансформации хозяйствующих субъектов в сельском хозяйстве. В России произошли кардинальные изменения в порядке осуществления землевладения и землепользования с момента рас...
  • Развитие рынка земель сельскохозяйственного назначения серьезно ограничивается непродуманностью административно-технической инфраструктуры приватизационного процесса. Активно развивающаяся законодательная и правовая база земельного и гражданского прав...
  • Приватизация сельхозземель позволит повысить производительность и эффективность в сельском хозяйстве. В то же время облегчая оптимизацию размеров ферм с помощью земельно-правовых механизмов, данные факты не потребуют, в последующем, вмешательства госу...
  • Бесперебойное функционирование земельных рынков земель сельхоззназначения в сельском хозяйстве должно восприниматься как должное в экономике, где сельскохозяйственные угодья традиционно находятся в частной собственности, и владельцы земель могут свобо...
  • Россия как современное государство мира, обладает крупнейшим земельным фондом. Развитие рыночных отношений в земельной сфере является следствием объективных исторических, социальных и экономических перемен, происходящих в советском обществе на протяже...
  • Одна из целей переходного периода в сельском хозяйстве - добиться повышения производительности и эффективности и, таким образом, начать сокращать пресловутый разрыв в производительности между бывшими социалистическими страны и странами с развитыми рын...
  • Таким образом, понятие приватизации земель сельскохозяйственного назначения означает переход права собственности на земли сельскохозяйственного назначения из государственной(публичной) собственности в частную. Правовое значение приватизации земель се...
  • 1.2 Правовые нормы, регулирующие приватизацию земель сельскохозяйственного назначения
  • Начало приватизации сельскохозяйственных земель было положено Законом РСФСР от 23 ноября 1990 г. № 374-1 «О земельной реформе» , в соответствии с которым земельные участки колхозов могли передаваться в коллективную, долевую или совместную собственност...
  • Земли сельскохозяйственного назначения включают:
  • - сельскохозяйственные угодья (пашня, сенокосы, пастбища, многолетние плодовые насаждения);
  • - несельскохозяйственные угодья (земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, не ...
  • Приватизация земельных участков является одним из способов их реализации и представляет собой передачу земельных участков в собственность пользователю, что является основанием возникновения частной собственности на землю у граждан .
  • Н.А. Глумнушина полагает, что под приватизацией земельных участков следует понимать юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собстве...
  • По мнению Ю.Н. Андреева , существует два вида приватизации земельных участков сельскохозяйственного назначения:
  • - бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;
  • - бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.
  • Земельные рынки выступают в качестве посредника для передачи земли сельскохозяйственного назначения от пассивных землевладельцев к активным, или от менее эффективного к более эффективному товаропроизводителю. Посредством данной экономической функции ...
  • Мораторий на куплю-продажу частных земли сельскохозяйственного назначения были снят в январе 2003 г., когда вступил в силу Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» . В практике, юридический запрет на куплю-продажу сельскохозяйственны...
  • Структура собственности на землю сельскохозяйственного назначения, показывает, что доля земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, снизилась с 100% до 1990 г. до примерно 40% к началу 2020х годов. Почти 60% з...
  • Земельные доли представляют собой удобный рыночный механизм для передачи прав на использование земельных долей без прохождения процедур сложного юридического процесса перехода права собственности. Масштабная реструктуризация хозяйств, повлекшая созда...
  • При аренде земельного участка сельскохозяйственного назначения, после достижения соглашения с собственником относительно срока аренды и оплаты, арендатор согласовывает конкретный участок напрямую с представителем сельскохозяйственного коллективного пр...
  • Смена прав собственности на землю сопровождалась соответствующими изменениями в законодательстве в сфере землепользования. Доля корпоративных хозяйств (бывших колхозов и совхозов) сократилась с 95% сельскохозяйственных земель России в 1991 г. до 68% в...
  • Сделки на земельном рынке сельскохозяйственного назначения делятся на две основных категории: сделки купли-продажи, включающие перевод юридической собственности; и лизинговые операции, которые включают передача права пользования от собственника к арен...
  • Существующие процедуры регистрации в России обеспечивают достаточно полную запись сделок с землей, находящейся в государственной собственности. Купля-продажа земельных участков сельскохозяйственного назначения между частными физическими и юридическими...
  • Доля сделок по покупке и продаже земли сельскохозяйственного назначения физическими лицами минимальна. 150 000 сделок купли-продажи земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения между частными землевладельцев в деревнях, по соо...
  • Официальная статистика сделок с землей и ограничений земельного рынка показывает, что личные подсобные хозяйства располагаются в основном на собственной земле, а аренда земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения широко распр...
  • Приватизация земель сельскохозяйственного назначения для частных собственников открывает, в последующем, широкие перспективы по активному использованию данных земельных участков. Надлежащим образом оформленные земельные участки из состава земель сельс...
  • С другой стороны, только 1% крестьянских фермерских хозяйств сдает в аренду земли - по точно таким же причинам, но наоборот: земли сельскохозяйственного назначения прибыльны, с богатыми возможностями для бизнеса . КФХ предпочитают держать землю при се...
  • На территории Российской Федерации расположены 85 субъектов, с различными аграрно-производственными характеристиками. В отдельных регионах России наблюдается повышенный спрос на землю сельхозназначения для осуществления крупномасштабного сельскохозяйс...
  • Зарегистрированные сделки с земельными участками из состава земель сельскохозяйственного назначения представляют собой совокупность разных видов сделок, но основные в категорию входят сделки, связанные с сдачей в аренду государственных земли за чертой...
  • Общее количество арендных сделок объясняется следующими независимыми переменными:
  • 1) количество потенциальных арендаторов, т.е., количество корпоративных и крестьянских фермерских хозяйств конкретного субъекта РФ. Большее количество потенциальных арендаторов положительно сказывается на динамике сделок по аренде земельных участков;
  • 2) качество сельскохозяйственных земель. Качество земли сельскохозяйственного назначения представлено двумя альтернативными характеристиками: так называемая «кадастровая цена», что является административно фиксированной величиной, отражающей определен...
  • Наличие земель сельскохозяйственного назначения является экономическим и организационным условием для количества сделок по аренде земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения. Как наличие сельскохозяйственных земель, так и кач...
  • Особое значение имеет вопрос рыночной стоимости земли, так как Закон 2003 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» требует использования рыночных цен для преобразования земельные доли в земельные участки. Согласно положениям данного зак...
  • Новое правовое положение может оказаться серьезным препятствием для разделения совместной долевой земельной собственности и выделению земельных участков для индивидуального ведения сельского хозяйства. Высокие затраты на регистрацию и сложные процедур...
  • Анализ процедур регистрации показывает, что государственные органы создали многочисленные административные и организационные ограничения на регистрацию сделок с земельными участками. Нынешняя система государственной регистрации сделок с земельными уча...
  • Следующей правовой проблемой в сфере приватизации земельных участков является многоступенчатая и абсолютно непрозрачная работа регистрационной и кадастровой палат, особенно относительно требований к документам. Данными органами разработаны внутренние ...
  • Изъятие единого земельного участка из совместной долевой собственности требует до одного года времени. Стоимость всей процедуры конвертации земельного пая в земельный участок можно оценить, сравнив рыночную цену земельной доли с рыночной ценой зарегис...
  • Крупные корпорации (обычно создаваемые несельскохозяйственными инвесторами) в данной ситуации находятся в более выгодном положении, поскольку они могут позволить себе нанять консультантов и специализированный персонал, отвечающий за регистрацию сделок...
  • Землевладельцы, крестьяне и обычные корпоративные фермы являются слабыми, в правовом отношении, игроками в этом процессе. Они тратят больше времени и денег на регистрацию. Иногда просто отказываются от своих прав или дальнейшего использования земли, к...
  • По генеральной доверенности продавец получает деньги и предоставляет право третьему лицу продать земельную долю и выполнить все необходимые процедуры. С дарением земли не возникает необходимости предлагать долю другим преимущественным покупателям (сов...
  • С правовой точки зрения, Россия выполнила необходимые условия для развития рынков земель сельскохозяйственного назначения. Земли сельскохозяйственного назначения были в значительной степени приватизирована, частным землевладельцам переданы юридические...
  • Земельные рынки положительно отреагировали на новые юридические изменения, в правовом поле появились сделки, в которых участвуют отдельные землевладельцы, и не только государство. Развитие рынка сельскохозяйственных земель, как свидетельствует статист...
  • Бюрократический аппарат создал многочисленные процедурные препятствия, затрудняющие получение земли, а субъекты фактически не имеют доступа к информации о ценах на землю или спросе и предложение земли. Все эти факторы способствуют очень высоким транза...
  • Во многих странах с переходной экономикой по всему миру правительство и государственные земельные агентства продолжают вмешиваться в рынок сельскохозяйственных земель. Например, в постсоциалистических странах частые правовые изменения затрагивают, нап...
  • Несмотря на усилия по реорганизации земельных отношений с преобладанием государства, богатые землей постсоветские страны все еще пытаются организовать распределение этого важного фактора производства. Россия юридически признала частную собственность н...
  • Таким образом, подводя итог параграфу можно сделать следующий вывод: приватизация земель сельскохозяйственного назначения осуществляется посредством реализации правовых норм как регулятивного, так и охранительного характера. Правовые нормы, регулирующ...
  • 1.3 Организационно-правовой механизм обеспечения приватизации земель сельскохозяйственного назначения
  • Россия занимает пятое место в мире по площади сельскохозяйственных угодий (после Китая, Австралии, США и Бразилии). Площадь сельскохозяйственных земель России составляет 220 миллионов гектаров, что соответствует площади всей Европы и составляет около ...
  • В России обеспеченность сельскохозяйственных земель составляет 5,5 га на одного сельского жителя, что на самом деле меньше чем в США (6,3 га на одного сельского жителя), но намного больше, чем в Китае (0,7 га на одного сельского жителя) или в Индии (0...
  • Организационно-правовой механизм обеспечения приватизации земель сельскохозяйственного назначения – это совокупность элементов, информационного, организационно-технического, организационно-управленческого характера, обеспечивающих реализацию правового...
  • После более чем семи десятилетий государственной монополии на владение землей появились первые признаки готовности к реформированию советской системы. Принципы земельных отношений законодательства СССР ослабили традиционную политику предоставления го...
  • Вслед за новаторской поправкой в ​​конституцию в декабре 1990 г. был принят Закон о крестьянских хозяйствах, который легализовал частное сельское хозяйство, разрешил распределение коллективных земель.
  • Важным представляется обеспечение конструктивных механизмов для вовлечения и поощрения частных владельцев к осуществлению устойчивого землепользования для уменьшения воздействия их деятельности на территории и за ее пределами. Бесспорно, что изменения...
  • Анализ законодательства, касающегося политики землепользования, путем исследования конкретной границы между землевладением и передачей земли в частную собственность. Поскольку большинство земель находятся в частной собственности, они не должны подпада...
  • Изучение этих вопросов через призму права собственности путем сравнения различных норм законодательства о доступе к земле на двух уровнях реализации политики: национальном и местном уровнях. Законодательные нормы, касающиеся частного землепользования ...
  • Право собственности на землю было наиболее заметным как в общественном, так и в юридическом восприятии, поскольку неприкосновенность частной собственности была краеугольным камнем экономической системы государства. Однако юридическое содержание прав с...
  • Право собственности на земли сельскохозяйственного назначения – это окончательное и исключительное право, предоставляемое законом или правом собственности, и с учетом определенных ограничений на пользование, владение, владение, аренду, продажу, исполь...
  • Пробелы в преобладающем в настоящее время законодательстве о собственности в отношении защиты земель сельскохозяйственного назначения существуют на национальном и региональном уровне. Существует шесть почвенных функций земель сельскохозяйственного наз...
  • 1. Производство биомассы, в том числе в сельском хозяйстве;
  • 2. Хранение, фильтрация и преобразование питательных веществ, веществ и воды;
  • 3. Сохранение резерва биоразнообразия, среды обитания, видов сельскохозяйственных животных и растений;
  • 4. Физическая и культурная среда для человека и человеческой деятельности в сельском хозяйстве;
  • 5. Источник сырья для сельскохозяйственного производства
  • 6. Среда геологического и археологического наследия .
  • Эффективное взаимодействие всех элементов организационно-правового механизма приватизации земель сельскохозяйственного назначения, позволит на наш взгляд, преодолеть смежные негативные процессы засорения, отравления земель сельскохозяйственного назна...
  • Приватизация земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с земельным законодательством, по-видимому, является предварительным условием для проведения жизнеспособной земельной реформы. Официальная регистрация земли не может достичь этих целе...
  • Постепенный переход от традиционной практики коллективного землевладения к более мелким семейным фермерским хозяйствам частично вызван растущей нехваткой земель сельскохозяйственного назначения из-за процессов урбанизации. Обязав индивидуальную регист...
  • В сельском хозяйстве Российской Федерации прошедшие десятилетия характеризовались в основном институциональным хаосом. В первые постсоветские годы частично были сняты ограничения и отменены постановления, которые ранее подавляли предпринимательство, п...
  • Впервые частная собственность на землю была легализована в России (тогда РСФСР) в ноябре – декабре 1990 г.; впоследствии указами были закреплены право частной собственности и прав распоряжения через продажу земель сельскохозяйственного назначения, а Г...
  • Некоторые регионы соблюдали федеральный закон и разрешили полную собственность на сельскохозяйственные земли; некоторые разрешали владение только приусадебными участками, а другие разрешали только аренду земли для мелких фермерских хозяйств. Таким обр...
  • Институциональная неразбериха после 2001 года создала препятствия для владения землей даже там, где собственность была разрешена. Например, бюрократические препятствия затрудняют понимание процесса приватизации и делают дорогостоящим преобразование зе...
  • Институциональные изменения легализовали частную собственность на землю, а также покупку и продажу сельскохозяйственных земель. Институциональная структура земельной реформы фундаментально повлияла на права собственности людей. Для частных лиц и сельс...
  • Положительные эффекты либерализации прав собственности несколько менее очевидны, чем рост доходов домохозяйств и увеличение доходов от предпринимательства. С одной стороны, в частных руках находится больше сельскохозяйственных земель, чем когда-либо в...
  • С другой стороны, члены фермерских хозяйств, получившие земельные доли, имели теоретические права собственности, но эти доли редко превращались в настоящую землю по разным причинам. На начало 2010 г. частным лицам принадлежало 123 млн га, из которых 1...
  • Различное институциональное воздействие из-за региональных факторов, касается прав собственности, выраженных в частной собственности на землю. Что касается страны в целом, частные граждане и бизнес не владели и не продолжают владеть большим процентом ...
  • Большая часть земель, находящихся в частной собственности, в России — это сельскохозяйственные земли, а из общей площади сельскохозяйственных земель, принадлежащих гражданам, 112,9 миллиона гектаров (88 процентов) в 2002 году находились в собственност...
  • После нескольких лет устойчивого экономического роста основная часть земельной собственности оставалась в руках государства. Граждане и бизнес владели только 7,8 процента земли в России в начале 2010 года, в то время как федеральные и муниципальной со...
  • В категории земель, находящихся в частной собственности, к 1 января 2010 года количество земель, находящихся в собственности граждан, незначительно увеличилось до 123,1 млн га, а предприятия - до 10,3 млн га. Как и прежде, сельскохозяйственные земли с...
  • Существенные различия в частной собственности на землю очевидны на региональном уровне. Существует региональная дифференциация владения землей гражданами и бизнесом по показателям общей земельной площади каждого федерального округа, количества земель,...
  • Рыночные механизмы землевладения возникли в результате сочетания урбанизации и земельных реформ, разработанных правительством. Государственная земельная реформа была инициирована с целью улучшения гарантий владения и доступа к кредитам и уменьшения ко...
  • После распада Советского Союза в конце 1991 г. в России произошли кардинальные изменения в землевладении и землепользовании. Земли сельскохозяйственного назначения в основном приватизированы, индивидуальные землевладельцы теперь имеют законные права н...
  • Подводя итоги, следует отметить, что организационно-правовой механизм обеспечения приватизации земель сельскохозяйственного назначения представляет собой взаимосвязанных элементов (как правило, юридических форм и правовых методов) реализации правовых ...
  • 2 Правовые проблемы в сфере приватизации земель сельскохозяйственного назначения и пути их решения
  • 2.1 Актуальные правовые проблемы приватизации земель сельскохозяйственного назначения
  • Правовые конфликты по поводу приватизации земель сельскохозяйственного назначения вызывают недовольство со стороны представителей населения сельской местности, которые настаивают на том, что земля должна быть чем-то большим, чем просто товар. Земли се...
  • Как ресурс, сельскохозяйственная земля наделена ценностью, которая меняется во времени и пространстве. Режимы землевладения заключаются в изменении социальных отношений в отношении этого ресурса, и эти отношения часто достигаются и поддерживаются с по...
  • Система сельскохозяйственных земель существует на пересечении человеческих и природных систем. Последствия изменения в использовании сельскохозяйственных земель серьезно нарушают наземные экосистемные функции, глобальный круговорот углерода и глобальн...
  • Юридическое содержание прав собственности является предметом постоянных дебатов в контексте политики землепользования и практики планирования, в связи с чем возникают вопросы о том, кто решает, как можно использовать землю, и отдают ли административны...
  • Доступ к земле и возможность владения являются основными правами, установленными национальным законодательством каждой страны. Закон о земле, учитывающий приобретение земли инвестором, который обычно является юридическим лицом, может быть реализован т...
  • Использование земли для других целей означает временное или постоянное использование, которое делает землю временно или навсегда непригодной для сельскохозяйственного использования; окончательное использование земли для других целей означает, что земл...
  • Ожидается, что к 2050 году спрос на дополнительные сельскохозяйственные земли вырастет примерно на 50 процентов, и необходимо сохранить сельскохозяйственные земли высокого качества на глобальном уровне для обеспечения продовольственной безопасности в ...
  • Исторически расширение сельскохозяйственных угодий происходило за счет водно-болотных угодий, лесов и пастбищ, причем в тропических регионах больше, чем в регионах с умеренным климатом. Помимо негативных последствий переустройства земель для сохранени...
  • Сельскохозяйственные земли включают пахотные земли и пастбища. Одной из причин сокращения сельскохозяйственных угодий является заброшенность и лесовосстановление, особенно в северных частях страны, из-за трудностей в конкуренции с регионами с более вы...
  • Причиной отнесения сельскохозяйственных земель к категории государственных земель вместо более сильных национальных интересов было то, что законодатели хотели защитить монополию муниципального планирования в отношении сельскохозяйственных земель. Сель...
  • Сельскохозяйственная земля находится в непосредственной близости от застроенной территории, например, на окраине города, или от социальных служб, таких как общественный транспорт или городская инфраструктура водоснабжения и канализации. Это аргумент, ...
  • Четвертый аргумент, заключается в том, что муниципалитеты планируют использовать определенный участок сельскохозяйственных земель, поскольку планирование расширения сводит к минимуму ущерб, нанесенный всей сельскохозяйственной земле. В некоторых плана...
  • Реформы сельскохозяйственных земель имеют решающее значение для поощрения инвестиций в устойчивое землепользование и производство продуктов питания в условиях ускоряющейся урбанизации и увеличения роста населения. Однако в литературе остаются заметные...
  • С 1991 году сельскохозяйственные земли, находящиеся в собственности колхозов и совхозов, начали распределять в форме земельных паев для физических лиц, которые затем могут отозвать свой земельный участок для создания крестьянского (фермерского) хозяйс...
  • Конституция РФ 1993 г. провозгласила, что землевладельцы имеют право свободно распоряжаться своим имуществом без нарушения прав других собственников. Однако покупка и продажа земли (кроме приусадебные участки) не было ни разрешена, ни запрещена. Некот...
  • На практике законный запрет на куплю-продажу земель сельскохозяйственного назначения обходился даже до января 2003 г. указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Данными нормативными актами разрешалась купля-продажа земельных долей (в пе...
  • Указами президента и постановлениями правительства также разрешено (с октября 1993 г.) преобразование земельных долей в физические участки для ведения личного подсобного хозяйства . После того, как право собственности на земельный участок для личного ...
  • Размер приусадебного участка на полях за пределами села таким образом может достигать несколько десятков гектаров, что сопоставимо со средним размером крестьянского хозяйства. Помимо психологического противодействия купле-продаже земли сел, существуют...
  • В отличие от стран Балтии и большинства стран Центральной и Восточной Европы, Россия предпочла приватизировать сельскохозяйственные земли путем распределения между пользователями, а не реституции бывшим владельцам. Земельное законодательство изначальн...
  • Земельная доля подтверждает право долевой собственности на сельскохозяйственную землю, переданную государством коллективу. Этот механизм создал новую категорию собственности, которая стала называться «совместной долевой собственностью». Это больше не ...
  • В результате приватизации земель сельскохозяйственного назначения в России появились 11,9 млн владельцев акций с земельными долями площадью 117,6 млн га, или 9,9 га на акцию. К 1995 г. государство приватизировало через земельные доли полностью 56% из ...
  • Распределение земельных долей предоставило владельцам земельных долей начать независимый бизнес, изъяв свою землю из коллективного владения. Сам процесс приватизации земель сельскохозяйственного назначения стал спусковым крючком для первых сделок на р...
  • Стратегия приватизации земель сельскохозяйственного назначения в России, основанная на распределении земельных долей вместо более условного (для западного наблюдателя) распределения индивидуальных земельных участков, оказало явное положительное влияни...
  • Закон о сделках с землями сельскохозяйственного назначения 2003 г. вмешался в эту установленную процесс, запретив аренду земельных долей и требуя, чтобы земельная доля была преобразована в земельный участок до сдачи в аренду. Таким образом, земельные ...
  • Основной механизм приватизации земли - распределение земельных долей с вариантом индивидуального или группового изъятия с землей, создал основу для перераспределения земли сельскохозяйственного назначения среди пользователей земельными участками.
  • По нашему мнению, Россия выполнила необходимые условия для освоения рынка земель сельскохозяйственного назначения: сельскохозяйственные земли в основном приватизированы, отдельные землевладельцы имеют законные права на большую часть сельскохозяйственн...
  • Считаем, что это не совсем так: значительная часть хозяйств в некоторых регионах на самом деле заинтересованы в расширении своих владений. Однако дальнейшее развитие зарождающегося рынка земли серьезно ограничено неадекватностью административно-технич...
  • Приведем пример из судебной практики. Решение Аургазинского районного суда Республики Башкортостан от 21 мая 2012 г. по делу № 2-448/2012 .
  • Из материалов дела: «Л.Ф. Трофимова обратилась в суд с иском к внутрихозяйственной комиссии СПК "Искра" о признании за ней права на включение в списки граждан, имеющих право на однократную бесплатную приватизацию земель сельскохозяйственного назначени...
  • В настоящее время ей стало известно, что она не имеет земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения, так как решением внутрихозяйственной комиссии СПК "Искра" не была включена в список граждан, имеющих право на однократную бесплатную...
  • Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит, что исковое заявление подлежит удовлетворению, так как оно законное и обоснованное, о чем свидетельствуют объяснения истца Л.Ф. Трофимовой, исследованная в судебном заседании ее тр...
  • На основании вышеизложенного суд принял решение удовлетворить заявление Л.Ф. Трофимовой и признать право на однократную бесплатную приватизацию земель сельскохозяйственного назначения, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования.
  • Таким образом, на наш взгляд, существует несколько актуальных правовых проблем приватизации земель сельскохозяйственного назначения:
  • 1) земли, переведенные нелегальным путем в категорию несельскохозяйственных, не могут быть вовлечены в хозяйственный оборот, следовательно, приобретатель рискует остаться и без земли, и без денег;
  • 2) частные собственники правом перевода земель из одной категории в другую не обладают. Необходимо отметить, что в случае смены землевладельца, землепользователя категория и целевое назначение земельного участка не изменяются;
  • 3) основная проблема, с которой сталкиваются сельхозпредприятия в процессе приватизации земельных участков, сводится к отсутствию необходимых для этого денежных средств и экономической неэффективности приобретения участков в собственность. Нередко сто...
  • 2.2 Предложения по совершенствованию правового института приватизации земель сельскохозяйственного назначения
  • Ускорение урбанизации, преобразование больших участков лучших сельскохозяйственных земель в использование городских земель и рост населения создают проблемы государств, стремящихся удовлетворить потребности в продовольствии своего населения. Широко ра...
  • Некоторые ученые рекомендуют государственную политику по защите сельскохозяйственных земель и признают, что расширение городов необратимо, и призывают к комплексным мерам, которые одновременно решают проблемы обеспечения продуктами питания все более у...
  • Органы исполнительной власти применяли комплексные подходы к производству продуктов питания, сочетая сельскохозяйственные реформы с продвижением сельскохозяйственных инноваций. С начала 1990-х годов они рассматривали реформу сельскохозяйственных земел...
  • Реформы, проведенные в сельской местности, проливают свет на обеспокоенность общества по поводу нехватки плодородной сельскохозяйственной земли и производства продуктов питания, конфликта из-за землевладения и увеличения возделывания экологически уязв...
  • Земельная реформа, разработанная на национальном уровне, реализуется через местные практики в конкретных полевых условиях и оказывает влияние на обеспечение продовольственной безопасности. В частности, в нем исследуется взаимосвязь между земельной реф...
  • Режимы землевладения часто формируются множеством правовых принципов и систем, что может привести к неясности относительно статуса землевладения и конфликтов из-за земельных ресурсов. Обзор практики частного землевладения показывает, как общепринятые ...
  • Эта традиционная система землевладения оставалась весьма влиятельной, при этом местные жители, имеющие давние права владения землей, по-прежнему контролируют условия поселения и землепользования домохозяйствами мигрантов . К примеру, в ряде стран мира...
  • Новые правила землепользования, созданные по образцу европейских режимов собственности, были наложены на традиционные системы землевладения, в результате чего образуется стратифицированная система землевладения, характеризующаяся множеством различных,...
  • С начала 1990-х годов органы исполнительной власти начали серию земельных реформ в сельских районах, отчасти как способ соотнести традиционные режимы с новой законодательной логикой, ориентированной на государство. Эти реформы развивались вместе с ряд...
  • В отсутствие нормативно-правового акта, регулирующего процесс приватизации земель сельскохозяйственного назначения каждая из заинтересованных сторон склонна интерпретировать и ссылаться на законодательство так, как оно соответствует их целям. Противор...
  • Органами исполнительной власти должна быть принята комплексная аграрная политика, отражающая видение сельскохозяйственного развития и продовольственной безопасности, основанное на устойчивых и конкурентоспособных семейных фермерских хозяйствах. Аграрн...
  • Использование земель сельскохозяйственного назначения в сельское хозяйство встроено в социальные отношения и по-прежнему определяется в первую очередь целями коллективного благополучия и управления рисками. Сельскохозяйственные работы и права на землю...
  • Доступ к сельскохозяйственным угодьям и оросительной воде определяется как важнейшие факторы, определяющие будущее производства продуктов питания. Необходимым представляется определение приоритетов проектных мероприятий, которые сосредоточены на наращ...
  • Последствия перехода от коллективной к индивидуальной собственности на землю показывают, что рыночные сделки с землей стали обычной практикой в ​​большинстве сельских районов. Рыночные сделки с землей сельскохозяйственного назначения активизировались ...
  • Предоставленные гражданам права пользования отдельными земельными участками из состава земель сельскохозяйственного назначения не обеспечивает им официальных титулов, подтверждающих их право собственности. Например, право землепользования в ряде случа...
  • Существует правовая проблема не зарегистрированных земель сельскохозяйственного назначения. Как того требует земельная политика, регистрация земли должна была служить способом продвижения частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения...
  • Земельная реформа предоставила возможность изъятия земельных участков для создания самостоятельного крестьянского хозяйства вне коллективистских рамок. Новый Земельный кодекс, принятый в апреле 1991 года, формализовал эти различные правовые инициативы...
  • Право собственности на землю — это важный вопрос для правовой системы России. Принятие ориентированных на реформы земельных законов сопровождалось политическими дебатами, и позиции реформаторской исполнительной власти и весьма консервативной законодат...
  • Две ветви власти не смогли прийти к консенсусу по этому поводу. Правовой тупик четко отразился в законах того периода. Конституция РФ 1993 года подтвердила право частной собственности . Гражданский Кодекс РФ приостановил действие главы по земельным от...
  • Право собственности на землю сельскохозяйственного назначения (включая покупку и продажу) были окончательно нормализовано в январе 2003 года, когда был принят Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
  • Рыночные ограничения, как правовые, так и административные, существуют во всех странах мира. Если подумать об особенностях современной аграрной экономики России, основные элементы, которые определяли советское сельское хозяйство, не соответствуют дейс...
  • Рыночные институты создают возможности и стимулы, которые приводят к увеличению предпринимательского дохода и расширению земельной собственности на сельскохозяйственные земли. Традиционные источники дохода сельских домохозяйств (труд) сочетались с воз...
  • На данном этапе земельной реформы одной из актуальнейших проблем в сфере земельных отношений является: «установление на территории ряда муниципальных образований практики запрета со стороны органов местного самоуправления по приватизации гражданами зе...
  • По первой части проблемы свою позицию органы местного самоуправления объясняют следующим образом. Согласно ст. 8 Федерального закона от 25 октября 2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до введения в действие Федеральн...
  • В соответствии с п. 4 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собстве...
  • Например, из ст. 10 Закона Волгоградской области от 17 июля 2003 г. N 855-ОД «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области" следует, что приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящи...
  • Однако является ли данная позиция убедительной, а действия органов местного самоуправления по отказу в приватизации земельных участков правомерными? Представляется, что нет в силу следующих причин.
  • 1. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (ст. 77 ЗК РФ). Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для веде...
  • 2. Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивиду...
  • Более того, специальные федеральные законы, регулирующие вопросы использования гражданами земельных участков сельскохозяйственного назначения, не содержат никаких запретов на их приватизацию. Так, Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ "О личном...
  • Согласно ст. 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, п...
  • 3. Итак, сфера действия Федерального закона от 24 июля 2002 г. "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (и соответственно принятых в соответствии с ним законов субъектов РФ) распространяется всего лишь на земельные участки, предназначенные...
  • Общую норму, касающуюся приватизации земельных участков, принадлежащих гражданам на праве пожизненного наследуемого владения, содержит ст. 21 ЗК РФ. Согласно п. 3 указанной статьи граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении,...
  • Следовательно, субъекты РФ были обязаны обеспечить его реализацию до конца января 2003 г. Между тем Закон Волгоградской области "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области" был принят только 17 июля 2003 г. Следовательн...
  • Таким образом, отказ гражданам в приватизации земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения со стороны органов местного самоуправления является незаконным, а ссылки на Закон Волгоградской области от 17 июля 2003 г. № 855-ОД "Об...
  • При перерегистрации земельных участков граждан, находящихся в их пожизненном наследуемом владении (постоянном бессрочном пользовании), право собственности должно приобретаться на весь участок независимо от его размера. Данная норма и ее такое толкован...
  • Гражданка Т.В. Близинская, проживая в поселке Косино города Москвы в жилом доме, расположенном на принадлежащем ей на праве землепользования участке площадью 0,2291 га, обратилась в префектуру с заявлением о переоформлении прав на землю. В результате ...
  • В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Т.В. Близинская оспаривала конституционность ч. 2 ст. 16 Закона города Москвы от 16 июля 1999 г. "Об основах платного землепользования в городе Москве" (в ред. от 29 сентября 1999 г.). На основ...
  • Как отметил Конституционный Суд РФ, ч. 2 ст. 16 Закона города Москвы "Об основах платного землепользования в городе Москве" не отвечает обращенному к законодателю конституционному требованию определенности правовой нормы: она допускает распространение...
  • Неопределенность нормы позволяет органам исполнительной власти квалифицировать переоформление прав на земельный участок как первичное его предоставление и в результате по собственному усмотрению определять, в каком размере он подлежит передаче в пожиз...
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
  • 1) понятие приватизации земель сельскохозяйственного назначения означает переход права собственности на земли сельскохозяйственного назначения из государственной (публичной) собственности в частную. Правовое значение приватизации земель сельскохозяйс...
  • 2) приватизация земель сельскохозяйственного назначения осуществляется посредством реализации правовых норм как регулятивного, так и охранительного характера. Правовые нормы, регулирующие приватизацию земель сельскохозяйственного назначения содержатьс...
  • 3) организационно-правовой механизм обеспечения приватизации земель сельскохозяйственного назначения представляет собой взаимосвязанных элементов (как правило, юридических форм и правовых методов) реализации правовых норм по приватизации земель сельск...
  • 4) на наш взгляд, существует несколько актуальных правовых проблем приватизации земель сельскохозяйственного назначения:
  • - земли, переведенные нелегальным путем в категорию несельскохозяйственных, не могут быть вовлечены в хозяйственный оборот, следовательно, приобретатель рискует остаться и без земли, и без денег;
  • - частные собственники правом перевода земель из одной категории в другую не обладают. Необходимо отметить, что в случае смены землевладельца, землепользователя категория и целевое назначение земельного участка не изменяются;
  • - основная проблема, с которой сталкиваются сельхозпредприятия в процессе приватизации земельных участков, сводится к отсутствию необходимых для этого денежных средств и экономической неэффективности приобретения участков в собственность. Нередко стои...
  • 5) Приватизация земель сельскохозяйственного назначения для частных собственников открывает, в последующем, широкие перспективы по активному использованию данных земельных участков. Надлежащим образом оформленные земельные участки из состава земель се...
  • Процесс приватизации земель сельскохозяйственного назначения увеличил количество собственников земель данной категории, и вместе с тем, фиксируется рост количества нарушителей и земельных правонарушений, связанных с неправильным использованием земельн...
  • 6) Приватизация земель сельскохозяйственного назначения должна осуществляться в рамках правового поля, с правильным применением норм не только земельного и гражданского права, но и норм экологического, аграрного, природоресурсного права. Нормы, регули...
  • 6. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 3 июля 2021 г. № 351-ФКЗ) «О приватизации государственного и муниципального имущества» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www....

Usage statistics

stat Access count: 0
Last 30 days: 0
Detailed usage statistics