BashGU
Electronic Library

     

Details

Комзалова, Светлана Сергеевна. Разработка видеокурса для подготовки к ОГЭ по английскому языку (проектная): выпускная квалификационная работа по программе магистратуры. Направление подготовки (специальность): 45.04.01 "Филология". Направленность (профиль): "Теория и практика перевода и межкультурная коммуникация" / С. С. Комзалова; Уфимский университет науки и технологий (УУНиТ),Институт гуманитарных и социальных наук, Кафедра зарубежной лингвистики ; научный руководитель И. В. Варуха. — Уфа, 2025. — 76 с. — <URL:https://elib.bashedu.ru/dl/diplom/2025/Komzalova_SS_45.04.01_mag_2025.pdf>. — Текст: электронный

Record create date: 9/4/2025

Subject: ВКР; магистратура; английский язык; дистанционное обучение; обучающие курсы; видеокурсы

Collections: Магистерские диссертации; Общая коллекция

Allowed Actions:

*^% Action 'Read' will be available if you login and work on the computer in the reading rooms of the Library

Group: Anonymous

Network: Internet

Document access rights

Network User group Action
Library BashGU Local Network Authenticated users Read
Library BashGU Local Network All
Internet Authenticated users Read
-> Internet All

Table of Contents

  • ГЛАВА 3. Разработка видео контента для подготовки к ОГЭ по английскому языку ………………………………………………………………………………..
  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. Применение дистанционных технологий для обучения иностранному языку
    • 1.1 Дистанционное обучение английскому языку
  • Дистанционное обучение, набравшее в последние годы большую популярность, имеет разные определения. Рассмотрим несколько из них:
  • В РФ существует единый документ, регламентирующий дистанционное образование. Он разработан и утверждён Государственным комитетом РФ по высшему обучению. В данном нормативно-правовом акте цитируется следующее определение: дистанционное образование – эт...
  • Как отмечает Сафаралиев Г.К., профессор и государственный деятель, дистанционное образование – это совокупность информационных технологий, которые способны обеспечить доступ к основному объему материала для изучения тому, кто обучается. Также оно хара...
  • Согласно позиции учёного, в наши дни дистанционное обучение – это один вид из заочного образования, который стал новой ступенью в процессе развития образования. Здесь предоставляется обширное использование информационных и технологичных возможностей. ...
  • К дополнению, Сафаралиев Г.К. указывает, что особенностью данного вида обучения является расстояние: дистанционное обучение – это целенаправленное и специальное регулярное обучение, осуществляемое на определённой дистанции от местонахождения учителя. ...
  • Итак, рассмотрев приведённые выше определения, можно прийти к выводу, что наиболее точным и ясным определением "дистанционное обучение" является то, которое дал российский учёный и доктор педагогических наук, Евгений Семеновна Полат: «это один вид из ...
  • Почему именно это определение понятие «дистанционное обучение» выделяем как наиболее подходящее среди остальных? Всё потому что образование – это некая процедура, при которой происходит коммуникация двух сторон, то есть обучающегося и преподавателя, и...
  • Связь и коммуникация между обучаемом и обучающем или интерактивность в прохождении и создании онлайн курса — вот, прежде всего, характеристика процесса познавания знаний. Если ссылаться на слова Е.С. Полата, профессор, доктор педагогических наук, то, ...
  • Таким образом, дистанционное обучение основывается, в основном, на свежие коммуникационные и информационные технологии, различные средства мультимедиа и видеосвязи, предполагающих немного другой вид коммуникации учащихся и преподавателей, а также учащ...
  • Итак, дистанционное образование — это набор образовательных услуг, которые доступны для широкой аудитории внутри и за пределами страны, доступ предоставляет учебная специализированная среда или платформа. Дистанционная среда включает в себя множество...
  • Среда в дистанционном обучении подразумевает, что обучающиеся изучают материалы онлайн, то есть в любом месте, и они используют различные технологии для получения учебной информации. У них существует электронная связь с учителем в любое время через ко...
  • Информационные технологические процессы, помогающие осуществлять изучение дистанционного обучения, предоставляют следующие функции:
  • 1. предоставление ученикам основного объема материала с целью изучения и исследования;
  • 2. интерактивность взаимодействия учителя и учеников, а также учебного процесса;
  • 3. предоставление потенциальной возможности обучения для учеников, как самостоятельное обучение учебного материала;
  • 4. обеспечение оценивание приобретенных знаний, полученных в учебном процессе [Поп 2020: 40].
  • Следует отметить, что форма онлайн образования не касается самих учащихся напрямую, а принадлежит учебному заведению, которое предоставляет услуги подобного рода. При этом оно связывается с определённой инфраструктурной частью обучения: методисты и ме...
  • Кроме того, дистанционное обучение определяется как метод получения знаний, который использует технологии для изучения материала без присутствия преподавателя (заочное обучение). Студенты имеют возможность связываться с преподавателем через коммуникац...
  • Что касается истории дистанционного образования, то оно началось в 90-х годах прошлого века в России посредством развития новых форм дистанционного обучения. Такой толчок был обусловлен появлением частных ВУЗов, которые активно применяли технологии ди...
  • Интернет стал второй причиной распространения дистанционного обучения, благодаря своей популярности и возможности повысить интерактивность курсов. Таким образом, он оказал для подобного вида обучения гораздо больше помощи в развитии, чем остальные тех...
  • В сфере дистанционного образования можно выделить три основных типа центров:
  • Первый тип — это чисто дистанционные университеты, которые специализируются только на разработке курсов дистанционного обучения, не используя традиционные формы преподавания. Эти университеты являются лидерами в использовании новых технологий и активн...
  • Второй тип — это традиционные частные и государственные ВУЗы, которые открывают факультеты с использованием дистанционного обучения в дополнение к существующим факультетам, используя за основу методики заочного образования. Государственные университет...
  • Третий тип — это провайдеры услуг курсов дистанционного обучения, чьи услуги не аккредитованы государством, и они не имеют права выдавать дипломы государственного образца. Однако, эти провайдеры предлагают более гибкие формы обучения и расширенные обр...
  • Самые различные формы дистанционного обучения представлены для обеспечения учебного процесса, включая видеоконференции (передача видеоизображений со звуковыми эффектами), аудио конференции (передача звуковых информаций с помощью цифровых средств), ком...
  • Все эти формы электронного образования используются как поодиночке, так и одновременно, в зависимости от наличия технических средств у общеобразовательного заведения и требований программы. Выбор технических средств существенно влияет на характер и ре...
  • Видеоконференции. Одним из популярных средств для дистанционного образования являются видеоконференции, которые позволяют установить аудио- и видеосвязь между учителем и учениками.
  • Главным достоинством таких видов виртуальных коммуникаций является возможность визуальной коммуникации в онлайн режиме. Это позволяет учителю тщательно следить понимает ли ученик материал, контролировать заинтересованность ученика и следить за сигнала...
  • Аудио конференции. Представляют собой форму дистанционных конференций, при этой форме ученики используют сотовую связь или технику для голосовой коммуникации. Они могут проводиться как в одиночку, так и в группе студентов. Благодаря простоте техническ...
  • В электронном обучении видеолекции приобретают все большую востребованность как формат представления учебного материала. Их можно сохранять как на личном гаджете, так и на сервере учебного заведения. Как правило, на экране демонстрируется запись лекци...
  • Онлайн-занятия в чате представляют собой форму удаленного образования, где преподаватель применяет электронные платформы для коммуникации – чаты. В ходе такого занятия два или более участника, подключенные к Интернету, взаимодействуют посредством текс...
  • Методы передачи информации разнообразны и лежат в основе радио- и телекоммуникационных технологий. Радиосвязь, долгое время служившая основной платформой для обучения на расстоянии, в настоящее время чаще используется как компонент комплексных решений...
  • Телевидение также не является наиболее продвинутым методом дистанционного обучения и уступает видеоконференциям. Однако благодаря визуальному контакту с учениками или аудиторией, этот метод более эффективен, чем радиотрансляции.
  • В наше время можно утверждать, что новые формы дистанционного обучения полностью заменили радио и телевидение, которые могут быть использованы только для изучения иностранных языков, просмотра новостей и live-репортажей (репортаж в реальном времени, о...
  • Сначала рассмотрим преимущества дистанционного обучения:
  • Большая гибкость. Нельзя отрицать, что подобный вид обучения позволяет и студентам, и преподавателям взаимодействовать друг с другом из разных точек мира, что делает расстояние меньшей преградой на пути к желаемому курсу или профессии. Кроме того, исп...
  • Больше свободного времени. Онлайн-формат занятий предполагает выход на них с помощью компьютера и доступа в интернет, что значит для студентов отсутствие поездок до места занятий и обратно. Это позволяет сэкономить и деньги, и время, которое потом мож...
  • Значительная экономия средств. Этот аспект взаимосвязан с предыдущим. При этом его преимущество вытекает из того, что и учебным заведениям не приходится затрачивать средства на помещения, повышенную зарплату для преподавателей и системы коммуникаций. ...
  • Проведение занятий онлайн или же полностью программы убирает расходы, связанные с работой, например, поездки или аренда квартиры. Это означает, что дистанционное обучение является экономически выгодным вариантом как для студентов, так и для родителей.
  • Формат дистанционного обучения открывает возможности для более гибкого и персонализированного усвоения учебного материала. Это особенно актуально для тех, кто совмещает образовательную деятельность с трудовой занятостью, а также для студентов, испытыв...
  • Повышенная склонность к отвлечению внимания. Студенты, обучающиеся на дистанционной форме, могут столкнуться с проблемой отвлечения внимания, так как им не хватает личного взаимодействия с преподавателями и однокурсниками, которые могут напоминать о з...
  • Многие работодатели на сегодняшний день не принимают онлайн-дипломы, считая дистанционное обучение недостаточно качественным. Это заставляет студентов оценить, подходят ли их онлайн-дипломы для желаемой работы или будущего обучения. Из-за этого многие...
  • 1.2 Электронные системы для разработки обучающих курсов
  • 1.3 Основной государственный экзамен для учащихся 9-го класса по английскому языку
  • 1.4 Анализ требований к содержанию курса по ОГЭ: раздел чтение
  • ВЫВОДЫ по Главе 1
  • Несмотря на минусы, дистанционное образование всё равно остаётся очень популярным и актуальным для учащихся, ведь оно предоставляет удобство, комфорт и гибкость во время обучения. Самое главное достоинство заключается в том, что учащиеся могут иметь д...
  • Современные платформы для дистанционного обучения предоставляют широкие возможности как для учащихся, так и для преподавателей, обеспечивая удобную среду для совместной работы, доступ к разнообразным функциям и ресурсам. Обучающиеся могут проходить об...
  • Дистанционное образование полезно для подготовки к экзаменам. ОГЭ – это обязательный этап в жизни каждого школьника. ОГЭ по английскому языку не является обязательным предметом, однако школьники, которые выбрали этот предмет по выбору для сдачи экзаме...
  • Раздел «Reading» в ОГЭ требует ежедневную практику. Благодаря различным электронным системам это возможно. Именно они дают своим пользователям хороший уровень подготовки, ведь студентам предоставляется индивидуальный подход и персональные возможности ...
  • ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ВИДЕО КУРСА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ ПО АНГЛИЙСУОМУ ЯЗЫКУ
    • 2.1 Образовательное видео: определение и роль в обучении
    • 2.2 Преимущества использования видео в процессе подготовки к ОГЭ
  • 2.3 Эффективные стратегии использования видео в обучении иностранному языку
  • ВЫВОДЫ по Главе 2
  • ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ВИДЕО КОНТЕНТА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
    • 3.1 Описание проекта: цели, задачи, целевая аудитория
  • Данный проект представляет собой видеокурс, разработанный для эффективной подготовки к Основному государственному экзамену (ОГЭ) по английскому языку, с акцентом на раздел «Чтение». В первую очередь, для обучающихся, использующих учебно-методический к...
  • Весь материал курса разработан на основе учебно-методического комплекта (УМК) "Английский в фокусе" (Spotlight 9).
  • УМК «Английский в фокусе» / «Spotlight» выбран для нашей работы, потому что он нацелен на подготовку к ОГЭ, ведь в учебнике есть разделы для изучения и проверки пройденных знаний, также весь материал разнообразен и интересен для учащихся. В УМК исполь...
  • Для начала рассмотрим учебно-методический комплекс «Английский в фокусе» для 9 класса, который состоит из несколько учебных материалов: учебника; рабочей тетради; книги для учителя; книги для контрольных заданий; аудиодорожки к учебнику, рабочей тетра...
  • Учебник Spotlight 9 является основным компонентом УМК, у которого есть своя структура: 8 модулей на разные темы, целый раздел Spotlight on Russia, справочник грамматики и словарь с выделенными активными словами.
  • У каждого модуля свое четкое и тематическое разделение:
  • Module 1: Celebrations;
  • Module 2: Life/Living;
  • Module 3: See it to believe it;
  • Module 4: Technology;
  • Module 5: Art/Literature;
  • Module 6: Town/Community;
  • Module 7: Staying safe;
  • Module 8: Challenges.
  • В свою очередь, каждый модуль разбит на 7 частей: Vocabulary, Reading, Listening, Speaking, Grammar, Writing, Progress Check.
  • В конце каждого модуля появился относительно новый раздел Grammar Check, его учителя могут интегрировать, как полный урок или как дополнительный материал для проработки навыков. Также, раздел Spotlight on Russia направлен на развитие страноведческих и...
  • Справочные материалы и словарь составлен для самостоятельной работы учеников.
  • Рассмотрев структуру УМК Spotlight, можно понять, что главной целью является развитие всех качеств и навыков, а именно коммуникативного навыка, языкового, речевого, учебно-познавательного, а также, стремление к самореализации. Эти все навыки активно в...
  • Авторы УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) Ю. Е. Ваулина, В. Эванс, Дж. Дули, О. Е. Подоляко. УМК соответствует требованиям федерального Государственного стандарта среднего общего образования. В основу данного УМК положен коммуникативно-деятельностн...
  • 3.2 Реализация проекта по созданию видео курса: этапы разработки и реализации
  • Проект представляет собой разработку видеокурса, направленного на подготовку учащихся 9 классов к выполнению заданий раздела "Чтение" ОГЭ по английскому языку. В основе курса лежит структурированный подход, разделяющий подготовку на несколько этапов, ...
  • Видеокурс состоит из четырех основных разделов, каждый из которых посвящен определенному аспекту подготовки к ОГЭ по разделу "Чтение".
  • Задания, используемые в видеокурсе для подготовки к ОГЭ по английскому языку, разработаны по разделу "Чтение". Для составления материала взяты вышеперечисленные модули и к каждому подобраны тексты и задания к ним. В таблице 1 можно детально рассмотрет...
  • Таблица 1. Содержание видеокурса по подготовке к ОГЭ (Раздел "Чтение").
  • Цель данной работы является разработка видео курса для подготовки 9 классов к экзамену на освоение навыка чтения из раздела «Reading» в бланке ОГЭ.
  • Для того, чтобы создать данный курс мы работали с УМК «Английский в фокусе», Spotlight 9, а именно с учебником, рабочей тетрадью и книгой для контрольных заданий, там взяты тексты по модулям. Материал взят из УМК, так как мы используем его не только д...
  • Так как разработанный нами материал необходим для подготовки к ОГЭ, поэтому мы не соблюдаем формат заданий, а только принцип. Это сделано для того, чтобы ускорить процесс подготовки и вызвать интерес у учащихся, потому что материал представлен в друго...
  • Основной целью данного проекта является разработка эффективного видеокурса для подготовки учащихся 9 классов к успешной сдаче раздела "Чтение" ОГЭ по английскому языку. Курс направлен на формирование и развитие навыков понимания основного содержания т...
  • Дальнейшая работа выполнялась с помощью различных программ, таких как PowerPoint, QuickTime Player, Camtasia Studio, а сам курс был запрограммирован в Google Classroom. Для данного проекта были выбраны именно эти программы, так как они обладают необхо...
  • На этапе визуализации учебного материала были разработаны презентации с использованием программы PowerPoint, в которых систематизированы ключевые элементы содержания: схемы, таблицы и ключевые лексические единицы. Эти визуальные компоненты способствую...
  • Рис 1. Презентация к вводному видеоуроку в разделе 1.
  • Рис 2. Презентация к видеоуроку по заданию №12 в разделе 2.
  • Рис 3. Презентация к видеоуроку по заданиям №13-19 в разделе 3.
  • Каждая презентация оформлена с учётом возрастных особенностей целевой аудитории: применены яркие, привлекающие внимание цветовые решения и лаконичные визуальные элементы. В среднем, в одном видеоматериале используется от 3 до 4 слайдов, а во вводных в...
  • Следующим этапом стала озвучка обучающих текстов. Для проработки навыков аудирования и чтения было решено использовать аудиоформат заданий. Генерация аудиофайлов осуществлялась с помощью сервиса Video to Text, позволяющего преобразовать англоязычные т...
  • Рис 4. Процесс преобразования текста в аудио.
  • Непосредственная запись видеоматериалов проводилась с помощью предустановленного на устройствах Apple программного обеспечения QuickTime Player. QuickTime - мультимедийная платформа, разработанная компанией Apple Inc., которая обрабатывает разные форм...
  • Кроме этого, для обеспечения чёткого звука использовался внешний микрофон, так как качество аудиодорожки существенно влияет на восприятие видеоматериала и удержание внимания.
  • После записи все видеоуроки проходили этап постобработки в редакторе Camtasia Studio, разработанном компанией TechSmith. Этот программный инструмент позволил устранить оговорки, паузы, добавить плавные переходы, вставить пояснительные титры и откоррек...
  • Одним из наиболее трудоёмких этапов стала организация пространства для размещения учебного курса. В результате сравнительного анализа различных платформ была выбрана Google Classroom. Этот выбор объясняется её доступностью (платформа бесплатна для обр...
  • Дополнительными преимуществами Google Classroom стали:
  • 1. знакомство большинства школьников и преподавателей с платформой, что минимизировало адаптационный период;
  • 2. возможность структурировать курс по тематическим разделам (например, "Введение", "Задание 1 ОГЭ") для удобной навигации;
  • 3. размещение внутри каждого раздела всех необходимых материалов - видеоуроков, презентаций, заданий, ссылок на ресурсы.
  • При этом были выявлены и некоторые ограничения платформы: минимальные возможности по кастомизации интерфейса и отсутствие встроенного функционала для проведения видеотрансляций. Эти задачи можно решить через интеграцию с Google Meet или Zoom.
  • Особое внимание в процессе проектирования было уделено разделу с ответами. Основной принцип заключался не в предоставлении учащимся готовых решений, а в формировании навыков самоконтроля и самостоятельного анализа. Ответы оформлялись в виде отдельных ...
  • Рис 5. Этап программирования видеообяснения в раздел 2.
  • Рис 6. Готовое задание 1 в разделе 1.
  • Итак, всего было создано 21 готовый материал. Первый раздел содержит одно видео, где объясняется вся структура курса. Во втором разделе представлено 9 видеоматериалов, в которых подробно рассматривается задание №12 в ОГЭ. Третий раздел содержит, так ж...
  • Рис 7. Готовый электронный образовательный курс в Google Classroom.
  • Готовый курс находится в системе Google Classroom: https://classroom.google.com/c/Nzg0NDQ3Njc0MDA2?cjc=4wcvocy3.
  • Код доступа: 4wcvocy3
  • Рис 8. QR code для доступа к курсу
  • Результатом данной работы стал онлайн-курс, позволяющий не только подготовиться к ОГЭ по английскому языку, но и развить навыки самостоятельной работы, анализа информации и критического мышления. Кроме того, курс предоставляет преподавателям мощный ин...
  • 3.3 Анализ результатов и оценка качества выполнения проекта
  • ВЫВОДЫ по Главе 3
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • Дистанционное образование внедряется в информационное общество, но всё же есть множества факторов, которые тормозят развитие. Однако уже сейчас становится очевидным, что это неотъемлемая часть образования, с помощью чего усиливается процесс совершенст...
  • Дистанционное обучение показывает новые возможности как ученикам, так и преподавателям. Ученики открывают для себя новую информацию, пространство для творчества, а также с помощью информационных технологий учащиеся познают самостоятельную работу. Преп...
  • Благодаря проделанной работе можно сделать вывод, что учащиеся и педагоги готовы интегрировать дистанционное обучение в программу, особенно для старшей ступени средней общеобразовательной школы и для старших классов, ведь подготовка к экзаменам — это ...
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Usage statistics

stat Access count: 0
Last 30 days: 0
Detailed usage statistics