ЭБС Уфимского университета науки и технологий
фонд Заки Валиди 32, Карла Маркса 3/1 и Достоевского 131

     

Детальная информация

Мухаметова, Г.В. Лексико-семантическое поле «Profession» как средство пополнения словарного запаса старшеклассников в процессе обучения английскому языку: выпускная квалификационная работа по специальности Иностранный язык [Электронный ресурс] / Г.В. Мухаметова; Уфимский университет науки и технологий, Сибайский филиал ; к.пед.наук Р.Р. Исхакова. — Сибай, 2024. — 59 с.: ил. — <URL:https://elib.bashedu.ru/dl/diplom/2024/MukhametovaGV_44.03.01_inyaz_bak_2024.pdf>.

Дата создания записи: 25.06.2024

Тематика: Иностранный язык; бакалавриат; ВКР; лексика; обучения; фонетика

УДК: 811.111

ББК: 81.2

Коллекции: Квалификационные работы бакалавров и специалистов; Общая коллекция

Разрешенные действия:

Действие 'Прочитать' будет доступно, если вы выполните вход в систему и будете работать на компьютерах в читальных залах Библиотеки

Группа: Анонимные пользователи

Сеть: Интернет

Права на использование объекта хранения

Место доступа Группа пользователей Действие
Локальная сеть Библиотеки Аутентифицированные пользователи Прочитать
Локальная сеть Библиотеки Все
Интернет Аутентифицированные пользователи Прочитать
-> Интернет Все

Оглавление

  • 1.1 Лексико-семантическое поле как способ описания языковых явлений……………………………………………………………………………….8
  • 1.2 Лексико-семантическая группа наименований лиц по профессии в обучении иностранному языку………………………………………………………………..12
  • 1.3 Возрастные особенности обучающихся старшей ступени общеобразовательной школы………………………………………………….......17
  • 2. Опытно-экспериментальная работа по пополнению лексики старшеклассников посредством лексико-семантического поля “Profession” на уроках английского языка…………………………………………………………22
  • 2.1 Выявление уровня сформированности лексических навыков у старшеклассников на уроках английского языка…………………………….......25
  • 1.1 Лексико-семантическое поле как способ описания языковых явлений
  • 1.2 Лексико-семантическая группа наименований лиц по профессии в обучении иностранному языку
  • 1.3 Возрастные особенности обучающихся старшей ступени общеобразовательной школы
  • Усвоение иноязычного материала осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, что является одним из главных принципов обучения иностранным языкам в школе. Как известно, у каждого ученика есть базовые навыки владения англ...
  • К старшему звену общеобразовательной школы относятся учащиеся 10-11 классов в возрасте 16-18 лет, у которых существуют свои психологические особенности. Можно заметить изменения в отношении к учебным дисциплинам. Например, если у обучающихся 8-9 класс...
  • Психологическая подготовка к профессиональному и личностному самоопределению является важным этапом в жизни и развитии учеников. Благодаря этому формируется система мировоззрений и ценностная ориентация, профессиональная ориентация, самовоспитание .
  • В данный период происходит расширение горизонтов познания мира, других людей. Каждый подросток проявляет свое отношение к людям, каким-либо вещам, пытается обрести свое место в обществе и определить жизненные цели. В старшей школе происходит завершающ...
  • В данном возрасте подростки испытывают необходимость в самовыражении, появляется желание быть самостоятельным, независимым. Старшеклассники вовлекаются в общественные проблемы, практическую деятельность, творчество, спорт. В большей степени они ответс...
  • Увлечения и профориентация являются индивидуализацией обучения. В научных трудах Л.И. Божович отмечает заметный рост интеллектуальных особенностей в данном возрасте. На уровне мыслительной деятельности у обучающихся развивается умение рассуждать, пони...
  • В данном возрасте подростки склонны к самокритике и самоанализу, что может иметь как положительные, так и негативные последствия . Излишняя самокритика может привести к снижению самооценки, в результате чего снижается концентрация и работоспособность ...
  • До сих пор актуальной остается работа парная или групповая вместе с преподавателем, который направляет учеников как режиссер, из чего следует, что преподавателю необходимо стать для учеников партнером в процессе обучения. Необходимо опираться на созна...
  • В научных трудах Я.А. Коменского описывается любовь к делу. Необходимо возбудить у учеников любовь к учебной дисциплине, приведя пользу и положительные аспекты данного предмета .
  • Схожее мнение высказал К.Д. Ушинский в своих научных трудах, объясняя, что ученье без интереса тушит всякую охоту обучаться . На преподавателя возлагается большая ответственность не только в обучении определенной дисциплине, но и вовлечении учеников в...
  • Многие преподаватели в своих научных трудах также описывают важность в заинтересованности к дисциплине. Чем больше у обучающихся будет интереса познать предмет, тем разносторонне проявляется их стремление к самообразованию .
  • Преподавателю необходимо вместе с пробуждением интереса к учебной дисциплине передавать свой опыт, содействовать в овладении навыкам, умениям и укреплять веру в свои возможности, содействовать в раскрытии творческого потенциала более слабых учащихся, ...
  • Исходя из вышесказанного, можно подвести итог, что существует несколько особенностей у старшеклассников, которые оказывают влияние на организацию процесса обучения: стремление к самостоятельности, активность в процессе обучения, способность к проявлен...
  • 2. Опытно-экспериментальная работа по пополнению лексики старшеклассников посредством лексико-семантического поля “Profession” на уроках английского языка
  • 2.1 Выявление уровня сформированности лексических навыков у старшеклассников на уроках английского языка
  • В контрольной группе 2 человека из 15 (13%) полностью справились с заданием, 8 человек (53%) справились частично. Ими были допущены незначительные ошибки в произношении. 5 человек (33%) не справились с заданием.
  • Исходя из характерных особенностей приемов обучения старшеклассников, а именно – профессиональной ориентированности, профессионального самоопределения, данная тема является важной составляющей ступенью для обучения старшеклассников. Данную тему мы выб...
  • На первом этапе внимание уделялось такому компоненту лексико-семантического поля, как полисемия. После рассмотрения всевозможных значений слов, ученикам были предложены задания на закрепление материала:
  • - слово artist имеет в английском языке два значения – «артист» и «художник»:
  • e.g. Today, the artists showed an amazing performance. Van Gogh became an artist at the age of 27.
  • - слово conductor также имеет два значения – «дирижер» и «кондуктор»:
  • e.g. The famous conductor taught at the university today. The conductor checked my ticket engineer.
  • - слово chef переводится как «шеф-поваp» (здесь есть отличие от chief –руководитель, начальник):
  • e.g. The famous chef has published a new recipe.
  • - слово mayor переводится как «мэр города» (есть отличие от major «майор»):
  • e.g. The mayor of the city was chosen by another candidate.
  • В последних выражениях нужно обратить внимание на chef и chief, mayor и major. Они отличны в написании и произношении.
  • При введении следующих близких по значению слов необходимо также дать наряду с толкованием значения примеры употребления, поскольку существуют трудности в дифференциации приведенных слов:
  • Следует обратить внимание учащихся на выбор слов: job, work, post, position, occupation, profession, career, business, trade. Job – это работа, которую вы регулярно выполняете, чтобы заработать деньги, особенно когда вы работаете в компании или общест...
  • e.g. I worked in a movie studio. I finally got a job with the police.
  • Слово work используется в более общем смысле, когда речь идет о деятельности, которую вы делаете, чтобы заработать деньги, работая в компании или на себя:
  • e.g. Will you come back to work after maternity leave? I first started working at the age of 16.
  • Также следует обратить внимание учеников на конструкцию вопросов: вместо “What is your job?” и “What is your work?” лучше сказать “What do you do?” или “What do you do for a living?” Слово position звучит более формально, обозначая работу в компании ...
  • e.g. Many graduates applied for this position.
  • Следует также объяснить значение слова career: продвижение в какой-либо сфере деятельности; достижение популярности, славы, выгоды; обозначение рода занятий, профессии:
  • e.g. A professional career as a lawyer is a great experience accumulated over a lifetime.
  • e.g. I am interested in a career as an artist.
  • e.g. His career takes the first place in his life, his family has receded into the background. Is the type of work that you do, such as buying and selling a particular type of things.
  • На последующем этапе обучающимся были предложены слова, относящиеся к лексико-семантическому полю “Profession”. Задача заключалась в распределении слов по тематическим группам “school”, “travelling”, “entertainment”, “food”: guide, conductor, painter,...
  • Этап тренировки начинается с дифференцировочных упражнений. Задачи этапа дифференцировки – выявить особенности формы, значения и употребления слова. Работа над формой слова включает следующие упражнения:
  • 1. Сгруппировать слова из списка по ударениям (например, слова с ударением на первый слог, слова с ударением на третьем слоге и т.д.).
  • 2. Вставить в слова недостающие буквы: brickl - - er, j - - rnalist, ac - - untant, ar - - itect, me - - anic, surg - - n, l - w - er, musi - - an, desi - - er, car - - r.
  • 3. Привести примеры названий профессий с суффиксами -er, -or, -ist, -an.
  • Умение дифференцировать слова на уровне словообразования необходимо для развития языковой догадки (логики). Целесообразно будет направление на осознание формальных и семантических особенностей лексики.
  • 4. Опишите род деятельности предлагаемых профессий: electrician, accountant, lawyer, bricklayer, lecturer, scientist, designer, librarian.
  • Учащиеся должны указать, что названия профессий могут быть связаны с действием, которое выполняет представитель профессии (accountant, bricklayer, designer), с местом работы (librarian) и т.д.
  • Дифференцировка на этапе употребления может быть представлена следующими упражнениями:
  • 1. Сопоставить друг с другом сочетаемые слова. Предлагаются слова, непосредственно имеющие отношение к профессии, работе, деятельности профессиональной и общеупотребляемые фразы.
  • 2. Предложить обучающимся вспомнить слова, которые используются со словом “career”: He worked as a pharmacologist for a long time. Five years later, he began working as a translator and remained in this position for the rest of his career.
  • She moved up the career ladder as a writer. And one year later, she was at the peak of her career. Philological education contributed to its development.
  • He has built two successful careers in his life. His first career growth began when he worked as a manager. After that, he was offered the position of director. He worked as a director for a long time, but there was no career growth in his life anymore.
  • 3. Перед выполнением упражнения предложить учащимся вспомнить, какие слова могут использоваться со словом confidence: Find a phrase with the word confidence in the text and compare it with “confidence in the future”, pay attention to the words that ca...
  • Словесное окружение или контекст позволяет слову прочнее закрепиться в памяти, поэтому обучающимся были предложены слова лексико-семантического поля “Profession” в контексте:
  • 1. Найти эквиваленты следующих пословиц в русском языке:
  • No bees, no honey; no work, no money.
  • A bad workman blames with his tools.
  • As is the workman, so is the work.
  • Не works best who knows his trade.
  • They brag most who can do least.
  • A Jack of all trades is master of none.
  • Many hands make light work.
  • 2. Найти эквиваленты следующих пословиц в английском языке:
  • Наименования профессий встречаются в составе английских идиом. Идиомы способствуют пополнению словарного запаса обучающихся лексическими единицами в переносном смысле, благодаря которым достигается образность речи. Старшеклассникам было предложено най...
  • Таким образом, на формирующем этапе нашей работы по пополнению словарного запаса старшеклассников словами лексико-семантического поля “Profession”, мы использовали упражнения, отобранные в соответствии с возрастными и психологическими особенностями уч...
  • 2.3 Оценка эффективности работы по пополнению словарного запаса обучающихся старших классов посредством лексико-семантического поля “Profession” на уроках английского языка
  • Таблица 4. Задания для контрольного этапа эксперимента
  • Исходя из статистики, нам удалось выявить, что 73% учеников справились со всеми заданиями (Приложение В). В первом задании, который заключался в проверке знаний слов по теме «Профессии», в экспериментальной группе 5 человек из 15 (33%) полностью справ...
  • В контрольной группе 2 человека из 15 (13%) полностью справились с заданием, 9 человек (60%) справились частично. Ими были допущены незначительные ошибки в произношении. 4 человека (27%) не справились с заданием.
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • На формирующем этапе нашей работы по пополнению словарного запаса старшеклассников словами лексико-семантического поля “Profession” мы использовали упражнения, отвечающие требованиям ФГОС и соответствующие возрастным и психологическим особенностями уч...
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Статистика использования

stat Количество обращений: 0
За последние 30 дней: 0
Подробная статистика