ЭБС Уфимского университета науки и технологий
фонд Заки Валиди 32, Карла Маркса 3/1 и Достоевского 131

     

Детальная информация

Хоменко, Виолетта Дмитриевна. Деятельность ОБСЕ по предотвращению конфликтов и урегулированию кризисных ситуаций: выпускная квалификационная работа по программе бакалавриата. Направление подготовки: Международные отношения. Направленность (профиль): Международные отношения и внешняя политика / В. Д. Хоменко; Башкирский государственный университет, Институт права, Кафедра международного права и международных отношений ; научный руководитель Т. К. Демидова. — Уфа, 2022. — 60 с. — <URL:https://elib.bashedu.ru/dl/diplom/2022/Homenko_VD_41.03.05_Mejdubarodnie_otnosheniya_bak_2022.pdf>. — Текст: электронный

Дата создания записи: 22.09.2022

Тематика: Политика. Политология — Международные организации, конференции, конгрессы, совещания; ВКР; бакалавриат; ОБСЕ; региональные конфликты; региональная безопасность; борьба с международной преступностью ; проектные работы

УДК: 327.7

ББК: 66.4(0),6

Коллекции: Квалификационные работы бакалавров и специалистов; Общая коллекция

Разрешенные действия:

Действие 'Прочитать' будет доступно, если вы выполните вход в систему и будете работать на компьютерах в читальных залах Библиотеки

Группа: Анонимные пользователи

Сеть: Интернет

Права на использование объекта хранения

Место доступа Группа пользователей Действие
Локальная сеть Библиотеки Аутентифицированные пользователи Прочитать
Локальная сеть Библиотеки Все
Интернет Аутентифицированные пользователи Прочитать
-> Интернет Все

Оглавление

  • МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
  • Институт права
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБСЕ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ КОНФЛИКТОВ И УРЕГУЛИРОВАНИЮ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ
  • УФА – 2022
  • ВВЕДЕНИЕ
  • Актуальность проекта может быть обоснована рядом обстоятельств:
  • - во-первых, обеспечение региональной безопасности сегодня как никогда актуально. В эпоху постоянно растущего напряжения в обществе, информационной войны и дезинформации вопрос обеспечения национальной безопасности выходит на новый уровень, когда его ...
  • - во-вторых, растущие темпы мирового интеграционного процесса уже превратили мир в одну общую экономическо-политическую систему, в которой каждая страна связана со всеми остальными, ввиду чего региональные конфликты несут угрозу не только национальной...
  • - в-третьих, в предметы ведения ОБСЕ входят не только вопросы разрешения конфликтов и споров, но и борьба с международной преступностью (например, торговлей людьми), соблюдение прав человека и гражданина в регионе и т.д., что делает ОБСЕ не только сис...
  • По прогнозам Доклада Всемирного экономического форума «Глобальные риски 2018: противоречия, опасения и неудачи» негативные тенденции, связанные с масштабной неопределенностью в международных отношениях, нестабильностью и уязвимостью миропорядка, продо...
  • Цель выпускной квалификационной работы – выработать проекты рекомендаций по реформированию Центра ОБСЕ по предотвращению конфликтов и сопроводительного письма к нему.
  • Достижение указанной цели обусловило необходимость постановки и решения следующих задач:
  • 1) изучить историю становления ОБСЕ и ее структуру как теоретических основ дальнейшей разработки проекта;
  • 2) проанализировать нормативно-правовую базу деятельности Организации;
  • 3) рассмотреть меры доверия и безопасности действующие в рамках ОБСЕ;
  • 4) выявить актуальные проблемы использования миссий как одного из основных средств урегулирования конфликтов;
  • 5) составить проект Рекомендаций по реформированию Центра ОБСЕ по предотвращению конфликтов;
  • 6) составить проект Сопроводительного письма к рекомендациям, адресованное действующему председателю ОБСЕ.
  • Методы реализации проекта:
  • Представление проекта рекомендаций по реформированию Центра ОБСЕ по предотвращению конфликтов вместе с сопроводительным письмом действующему председателю ОБСЕ – министру иностранных дел Польши Збигнев Рау.
  • География проекта. Проект, при условии его внедрения, может быть реализован на всем пространстве ОБСЕ, так как Центр по предотвращению конфликтов влияет на деятельность всей организации, а также при успешной реализации проекта может послужить примером...
  • Целевые аудитории проекта. Проект предназначен для использования в работе Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе при проведении комплекса мер по предотвращению конфликтов и урегулированию кризисных ситуаций преимущественно на местах в р...
  • Необходимые ресурсы для реализации проекта. Проведение ряда реформ с учетом предложенных рекомендаций по совершенствованию Центра ОБСЕ по предотвращению конфликтов.
  • Результаты и критерии эффективности проекта. Внедрение проекта рекомендаций по реформированию Центра по предотвращению конфликтов в современных условиях позволит усовершенствовать механизм разработки, финансирования, развертывания и непосредственно ра...
  • Все вышеизложенное формирует общественную пользу, которая может быть достигнута в результате реализации проекта.
  • Выгоды, которые могут быть достигнуты в результате реализации проекта. Итогом комплекса мер по созданию среды, способствующей своевременно и в полном объеме ОБСЕ реагировать на кризисные ситуации, может стать не только уменьшение региональных конфликт...
  • ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
  • 1 Этапы разработки проекта
  • Календарный план проекта.
  • 1 этап (сентябрь-ноябрь 2020 года):
  • – изучение теоретических основ будущего проекта и выявление проблем, связанных с комплексностью понятия «коллективная безопасность»;
  • 2 этап (декабрь 2020 года -май 2021 года):
  • – исследование структуры и нормативно-правовой базы ОБСЕ;
  • 3 этап (сентябрь-ноябрь 2021 года):
  • – анализ деятельности ОБСЕ в сфере предотвращения конфликтов и урегулирования кризисных ситуаций (мер доверия и опыт миссий Организации);
  • 4 этап (декабрь 2021 года – январь 2022 года):
  • – разработка проекта рекомендаций по реформированию Центра ОБСЕ по предотвращению конфликтов.
  • 1.1 История становления ОБСЕ и ее структура
  • ОБСЕ, она же Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, одна из самых крупнейших региональных организаций по безопасности, основная цель которой поддержание стабильных отношений в регионе, разрешение конфликтов и урегулирование кризисных с...
  • Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе начала свое существование 1 августа 1975г. В этот день 35 государств, включая США, Канаду и СССР, в городе Хельсинки подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе...
  • В целом, «Хельсинский акт был предопределен теми процессами, что протекали в Европе и мире до него, начиная с 1968 г., когда был открыт и подписан договор о нераспространении ядерного оружия» . Этот договор можно считать первым шагом мировых держав к ...
  • Отдельно стоит выделить роль, так называемой, «разрядки» в отношениях двух сверхдержав СССР и США. В рамках этого процесса были заключены такие договоры, как ПРО и ОСВ-1 сроком на 5 лет, в 1974 г.; договор об ограничении подземных ядерных испытаний, и...
  • Совещание с небольшими перерывами проходило с 3 июля 1973 года по 21 июля 1975 года. В ходе Совещания перед его участниками выступил Генеральный Секретарь Организации Объединенных Наций, Генеральный директор ЮНЕСКО и Исполнительный секретарь Европейск...
  • Таким образом, Хельсинский Заключительный акт 1975 г. является своего рода логическим итогом зарождающегося сотрудничества и сближения двух соперничающих между собой антагонистических блоков.
  • С этого момента начинает свое развитие деятельность СБСЕ в сфере решения проблем континента. В ее рамках стали проводиться встречи представителей стран-участниц хельсинского совещания. Данный механизм решения проблем на основе «10 заповедей» функциони...
  • Парижская хартия для новой Европы включала в себя договоренность 32 стран о масштабном сокращении вооруженных сил НАТО и ОВД. В рамках Парижского совещания была намечена программа международного сотрудничества, показана поддержка стран-участниц демокр...
  • Продолжением хартии можно считать подписание ДОВСЕ полномочными представителями 16 государств-участников НАТО и 6 государств-участников ОВД, который вступил в силу 9 ноября 1992 года. Данный договор устанавливал равновесие обычных вооруженных сил стра...
  • Стоит отметить, что основные положения Хельсинского Заключительного акта и Парижской хартии были продублированы в Астанинской юбилейной декларации на пути к сообществу безопасности, которая была принята на последнем саммите ОБСЕ, прошедшем в 2010г. в ...
  • В это же время в рамках деятельности СБСЕ проходила Конференция по человеческому измерению СБСЕ. Всего прошло три совещания (первое – в Париже в 1989г., второе – в Копенгагене в 1990г., третье – в Москве в 1991г.), на последнем из которых был принят д...
  • Еще больше расширились полномочия СБСЕ с принятием в 1992 году «вызова времени перемен». Этот документ ознаменовал собой становление СБСЕ трансрегиональной организацией, целью которой являлось поддержание военно-политической стабильности и развитие со...
  • В целом на стыке 1980-1990-х годов мы можем заметить уже некоторые результаты непосредственной деятельности СБСЕ в стабилизации обстановки в Европейском регионе и установлении и дальнейшем развитии общеевропейского сотрудничества. Так, одним из итогов...
  • Распад СССР и роспуск ОВД, объединение Германии и другие значимые события в мире в конце ХХ века стали отправной точной для появления вопроса о создании новой системы безопасности. Разрабатывались многочисленные планы создания данной системы с учетом ...
  • Немаловажным является и расширение круга государств-участников ОБСЕ. В состав Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе вошли все постсоветские государства, а также страны территории бывшей Югославии. Таким образом, на сегодняшний день ОБС...
  • ОБСЕ, как всеобъемлющая организация по безопасности в Европе, имеет огромное значение, которое обусловлено множеством факторов. Во-первых, для реализации любой концепции, особенно концепции безопасности, необходимы общие отправные точки. В принципах О...
  • Во-вторых, один из основных принципов ОБСЕ – равноправие для всех стран-участниц. Данный принцип обеспечивает равное положение всех стран, что в свою очередь позволяет государствам идти к диалогу по разным вопросам, несмотря на уровень их экономическо...
  • В-третьих, военные союзы, в которые раньше объединялись государства для защиты своих интересов, на данном этапе развития изжили себя, и они уже не могу в полной мере обеспечить безопасность. Во многом потому, что участие в военном союзе не способствуе...
  • В-четвертых, кроме ОБСЕ в мире больше нет организаций, занимающихся непосредственной безопасностью на столь обширных территориях. Более того, после 1990 года в структуре Организации произошли изменения, расширился список органов, позволяющих ОБСЕ дейс...
  • 1. «Настоящий Устав ни в коей мере не препятствует существованию региональных соглашений или органов для разрешения таких вопросов, относящихся к поддержанию международного мира и безопасности, которые являются подходящими для региональных действий, п...
  • 2. «Члены Организации, заключившие такие соглашения или составляющие такие органы, должны приложить все свои усилия для достижения мирного разрешения местных споров при помощи таких региональных соглашений или таких региональных органов до передачи эт...
  • Стоит отметить, что сам термин «региональное соглашения», используемый для характеристики ОБСЕ, говорит о том, что с точки зрения международного права она не является Организацией в полном смысле этого слова. Данная загвоздка находит свое отражение и...
  • Говоря об ОБСЕ, нельзя не рассмотреть структуру Организации. В целом структуру ОБСЕ можно поделить на две объемные части: 1) органы, занимающиеся переговорами и выработкой решений и 2) рабочие структуры и учреждения. Рассмотрим каждую из этих составля...
  • Органы переговоров и выработки решений.
  • К этим органам относят Саммит, или Встреча на высшем уровне, Совет министров иностранных дел, Постоянный совет, Форум по сотрудничеству в области безопасности.
  • Саммит – это встреча глав государств и правительств государств, на которых участники Организации устанавливают приоритеты ОБСЕ и утверждают ориентиры деятельности на следующий временной отрезок, который обычно включает в себя несколько лет. «Никаких о...
  • Однако саммит не начинается сразу, ему предшествует подготовительный этап, в рамках которого проводятся конференции по обзору. Их целью является рассмотрение всех сторон деятельности Организации и «подготовке ориентированного на принятие решений докум...
  • Совет министров - центральный директивный и руководящий орган ОБСЕ. Он состоит из министров иностранных дел всех стран-участниц Организации. Встречи министров проходят ежегодно в стране, которая председательствует в ОБСЕ. Дополнительные же встречи, вк...
  • Стоит отметить, что в руках Постоянного совета есть ряд неформальных вспомогательных органов, по одному на каждое измерение концепций ОБСЕ – военно-политическое, экономико-экологическое и человеческое. В рамках этих измерений органы изучают вопросы, с...
  • Рабочие структуры и учреждения ОБСЕ
  • К ним относят Секретариат ОБСЕ – отвечает за оперативную поддержку ОБСЕ, находясь под постоянным руководством Генерального секретаря ОБСЕ; Парламентскую ассамблею ОБСЕ – обеспечивает участие парламентов в реальной деятельности Организации; Бюро по дем...
  • Среди персоналий особую роль играют Действующий председатель ОБСЕ – координирует и несет ответственность за непосредственную деятельность Организации (в 2022 году председательство получила Польша, соответственно действующий председатель – Министр инос...
  • Особую роль в поддержании мира и стабильности в рамках ОБСЕ играет Центр по предотвращению конфликтов, который базируется в Секретариате ОБСЕ. Данный Центр был создан в 1990 году в соответствии с Парижской хартией новой Европы в целях оказания помощи ...
  • Однако необходимо отметить, что и в работе столь важного органа все не столь гладко. Нередко эксперты отмечают необходимость реформирования ЦПК, его совершенствования. Так, ряд исследователей считают необходимым расширить состав членов Центра военными...
  • Таким образом, ОБСЕ является необходимой структурой в международной среде, включающей в себя 57 стран и действующей на основе трех базовых документов: Хельсинского заключительного акта (1975г.), Парижской хартии для новой Европы (1990г.) и Хартии евро...
  • 1.2 Правовая база деятельности ОБСЕ
  • Являясь региональной организацией, пользующейся большим влиянием во всем мире, ОБСЕ обладает развитой нормативно-правовой базой.
  • Основным документом организации является Хельсинский заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Данный документ был подписан и ратифицирован 35 государствами в 1975 году. Он содержал следующие основные положения:
  • 1. Установление нормированных взаимоотношений между странами, подписавшими Заключительный акт;
  • 2. Сотрудничество в области народного хозяйства, экологии и научных исследований;
  • 3. Права человека .
  • Что касается выстраивания отношений между странами, то данный раздел содержал 10 пунктов, или заповедей, о которых упоминалось в предыдущем параграфе. Подробнее остановимся на них и раскроем содержание каждого:
  • 1. Суверенное государство предполагает равенство всех стран между собой, наличие у каждой из них своего личного суверенитета и независимости;
  • 2. Неприменение силы и угрозы силой. Точная формулировка данного пункта говорит о том, что страны будут стараться воздерживаться от применения силы, но они не отказываются от этих методов полностью;
  • 3. Нерушимость границ;
  • 4. Территориальная целостность государств. Границы каждого государства целостны и неприкосновенны, любое посягательство на них запрещено. Более того, в Заключительном акте осуждались любые действия, связанные с военной и любой другой оккупацией;
  • 5. Мирное урегулирование конфликтов. Страны должны разрешать конфликты только минными способами; ели они не справляются, то на помощь приходят третьи страны;
  • 6. Невмешательство во внутренние дела. Данный принцип запрещал любые вмешательства во внутренние дела государства;
  • 7. Уважение прав и свобод человека;
  • 8. Право народов на самоопределение. «Каждый европейский народ имеет право определять внешний и внутренний политический статус» ;
  • 9. Сотрудничество государств. Европейски государства должны сотрудничать друг с другом в рамках соглашений ООН;
  • 10. Соблюдение норм международного права.
  • Во втором разделе речь идет преимущественно о двух направлениях деятельности стран, подписавших договор: торговля и промышленность. Однако кроме этих направлений внимание уделялось и вопросам развития науки и техники. «В частности хельсинский заключит...
  • Следующий по важности документ, определяющий деятельность ОБСЕ, это Парижская хартия для новой Европы 1990 года. О ней уже упоминалось в предыдущем параграфе, однако здесь мы подробнее остановимся на ее основных положениях. Данный документ представляе...
  •  Человеческое измерение (человек рассматривается как первопричина и главная ценность, а также цель политики);
  •  Безопасность (сотрудничество по защите суверенитета, нацбезопасности, осуждение всех актов, методов и практик терроризма, а также борьба с незаконным оборотом наркотических средств);
  •  Экономическое сотрудничество (выделяются основные области сотрудничества: энергетика, транспорт, туризм; признается важная роль Европейского сообщества в развитии Европы в экономической и политической сферах; сюда же входит координация деятельности ...
  •  Окружающая среда (комплексная деятельность по защите и восстановлению окружающей среды; регулярная оценка соблюдения взятых государствами на себя обязательств, а также разработка новых, далекоидущих обязательств по защите окружающей среды) ;
  •  Культура («приверженность свободе творчества, а также защите и развитию культурного и духовного наследия во всём его богатстве и разнообразии» );
  •  Рабочие – мигранты (признание государствами-участниками ОБСЕ проблемы мигрантов, в частности их экономические, социальные и культурные аспекты; защита прав и свобод мигрантов, а также выполнение международных обязательств в данной сфере);
  •  Средиземноморье («укрепление безопасности и сотрудничества в Средиземноморье как важного фактора стабильности в Европе, сокращение разрыва в благосостоянии между Европой и её средиземноморскими соседям...
  •  Неправительственные организации (комплексное содействия международным неправительственным организациям по выполнению ряда положений Хельсинского Заключительного акта).
  • Парижская Хартия новой Европы ознаменовала окончание конфронтации и раскола, также она определила концепции будущего Европы, положив начало институционализации СБСЕ, что в свою очередь привело к созданию ОБСЕ и ряда ее постоянных органов.
  • Последним в плеяде наиболее важных документов ОБСЕ является Стамбульский документ – хартия европейской безопасности. Саммит в Стамбуле был проведен 18-19 ноября 1999 г. для обсуждения пересмотра Договора об обычных вооруженных силах в Европе, который ...
  • Среди других определяющих деятельность ОБСЕ документов можно выделить:
  •  Хельсинкский документ «Вызов времени перемен» (1992 г.);
  •  Будапештский документ «На пути к подлинному партнерству в новую эпоху» (1994 г.);
  •  Лиссабонская декларация «О модели общей и всеобщей безопасности для Европы XXI века» (1996 г.);
  •  Астанинская юбилейная декларация: на пути к сообществу безопасности (2010 г.).
  • Однако необходимо учитывать, что деятельность ОБСЕ опирается не только на внутренние акты. Так, большую роль в работе Организации имеет Устав ООН, на который ссылаются страны-участники в Заключительном акте («Выражая свою общую приверженность принципа...
  • Таким образом, деятельность ОБСЕ строится на обширной нормативно-правовой базе, включающей в себя многие международно-правовые акты, в том числе и общепризнанные декларации и конвенции (Декларация прав и свобод человека, Женевские конвенции, Гаагские ...
  • 1.3 Реализация мер укрепления доверия и безопасности в рамках ОБСЕ как один из механизмов по предотвращению конфликтов
  • Предотвращение кризисов находится в фокусе приоритетного внимания ведущих государств, несущих прямую ответственность за поддержание международного мира и безопасности согласно Уставу ООН. Однако, несмотря на периодические зачистки очагов конфликтов, с...
  • Укрепление мер доверия и безопасности является основным направление деятельности ОБСЕ. Однако, говоря об укреплении мер доверия, стоит определиться, что это такое, как появилось данное понятие, в каких исторических реалиях оно было сформулировано. Впе...
  • Как известно, за последние десятилетия ОБСЕ разработала целый комплекс мер доверия, регулирующий ключевые сферы межгосударственного сотрудничества – Хельсинский акт 1957 г., Парижская Хартия для новой Европы 1990 г., Хельсинский документ 1993 г., Доку...
  • Однако стоит различать такие понятия, как укрепление мер доверия в сфере образования, науки и культуры и укрепление мер доверия и безопасности, что применимо к военной сфере и направлено на снижение напряженности между государствами, в особенности во ...
  • Согласно положениям итогового документа Стокгольмской конференции, необходимо обеспечить соблюдение «10 заповедей» Заключительного акта, что могло бы стать хорошей базой для создания международной конвенции, которая бы обеспечивала международную инфор...
  • Такой принципиальный подход к мерам доверия не означает, что государства должны в любой кризисной ситуации брать все обязательства на себя, не считаясь со своим национальным законодательством, национальными и внешними интересами, внешнеполитическими о...
  • Вместе с тем, существует и другой подход к понимаю мер укрепления доверия «как формы международных отношений государств в сфере безопасности» . Многие мировые эксперты сходятся во мнении, что подобные меры должны проводиться под эгидой и от лица ООН и...
  • Все, что происходит в ОБСЕ в области международной информационной безопасности, относится к сфере мер доверия и безопасности, то есть все это по определению должно быть отнесено к военной сфере. Из сказанного следует реальное признание государствами О...
  • Многие государства вкладывают средства в развитие наступательных и оборонительных навыков использования ИКТ, чтобы усложнить межгосударственные отношения. Такие возможности могут варьироваться от интеллектуальных и информационных операций до критическ...
  • Специфика ИКТ значительно расширила диапазон возможностей для недопонимания, неверных суждений и даже напряженности между государствами при попытке решить вопросы намерений, атрибуции, правил и норм.
  • Поэтому государства-участники ОБСЕ работают над мерами укрепления доверия (МДБ), чтобы снизить риск конфликта за счет использования ИКТ. Эти меры призваны сделать киберпространство более предсказуемым и избежать путаницы с определенными инструментами ...
  • В вышеупомянутом документе Стокгольмской конференции по осуществлению мер доверия и безопасности механизм обзора предусмотрен как обязательный. Это означает, что это должно быть указано в соответствующем соглашении, которое распространяет меры доверия...
  • Если обратиться к мерам доверия, пакет которых был принят Постоянным советом ОБСЕ в 2013 году, то в Решении № 1106 их нет. Следует отметить, что во внесенном постановлением списке неоднократно подчеркивается добровольный характер принимаемых мер. Одна...
  • Так, «государства-участники будут на добровольной основе делиться своими соображениями по различным аспектам национальных и транснациональных угроз в сфере ИКТ и их использования. Степень детализации такой информации будет определяться представляющими...
  • Последний пакет мер по укреплению доверия в области ИКТ, одобренный ОБСЕ в феврале 2016 года, затрагивает, пожалуй, самый труднодостижимый вопрос: критическую инфраструктуру. Обмен информацией об инцидентах на объектах критической инфраструктуры - это...
  • Подобные предложения (создание единой или распределенной базы данных, системы свободного обмена информацией и т. д.) неоднократно звучали на других торговых площадках в контексте вопросов нераспространения и борьбы с терроризмом. Однако экспертной под...
  • Кризис доверия, охвативший ОБСЕ, привел к тому, что Организация не смогла согласовать на заседании Совета министров иностранных дел ОБСЕ (СМИД ОБСЕ) 7 декабря 2017 г. крайне важный в контексте нынешней напряжённой ситуации проект об укреплении стратег...
  • В условиях, когда наработанный ОБСЕ комплекс мер доверия практически не выполняет свою роль из-за глубоких разногласий по линии Россия – Запад, следовало бы в качестве промежуточного шага пойти на оперативное согласование нескольких мер, которые бы не...
  • Подводя итог, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что меры доверия и безопасности во всех областях предотвращения конфликтов и мирного сосуществования государств не могут быть принудительными и должны основываться на учете национальных интересов, суверен...
  • 1.4 Миссии ОБСЕ как средство предупреждения конфликтов и урегулирования кризисных ситуаций
  • Главное выражение работы ОБСЕ – миссии и другие представительства организации в тех или иных регионах. Миссии направляются в страны, нуждающиеся, по мнению ОБСЕ, в помощи для реализации политических решений. Большая часть этих структур размещена в пол...
  • • Поддержание деятельности правоохранительных органов;
  • • Поддержка прав национальных меньшинств;
  • • Пересмотр законодательства;
  • • Обеспечение верховенства закона и свободы СМИ;
  • • Продвижение «тем терпимости и недискриминации» и др.
  • Однако задачи и цели миссий могут различаться в зависимости от региона, событий, происходящих в стране, что подчеркивает гибкость данной структуры. При этом все миссии имеют несколько одинаковых задач, обычно они касаются социальных вопросов, вопросов...
  • «Руководствуясь соответствующими мандатами, некоторые полевые операции ведут также мониторинг развития событий на местах и представляют отчеты» . Такой способ решения задач позволяет регулировать кризисы и, что особенно важно, выполнять ключевую роль ...
  • Миссии направляются решением Постоянного совета и с согласия принимающей страны. Они развертываются вначале на шесть месяцев или год, затем возобновляются или же продлеваются по мере необходимости. Большая часть членов полевых операций назначается стр...
  • Стоит отметить, что полевые операции не действуют обособленно. Они налаживают партнерские связи со многими институтами государства, а именно: с административными органами, объединениями гражданского общества, учреждениями и ведомствами местного и обще...
  • Особую роль играет Центр ОБСЕ по предотвращению конфликтов (ЦПК). В его функции входят:
  • • Планирование процесса учреждения;
  • • Его реструктуризация;
  • • Закрытие полевых операций.
  • Более того, ЦПК координирует деятельность ОБСЕ на местах. В рамках этой задачи Центр ОБСЕ по предотвращению конфликтов ведет аналитическую работу, предоставляет разнообразные политические рекомендации, обеспечивает связь полевых операции друг с другом...
  • Первые миссии появились в конце ХХ века, а точнее в 1990-х. Это было связано с большими геополитическими изменениями в Восточной Европе (крах социалистической системы и всего социалистического лагеря, распад Советского Союза и, как следствие, появлени...
  • Миссии докладчиков, а также миссии по установлению фактов состоят из поездок специальных экспертов и представителей государств ОБСЕ в определенные регионы для собирания необходимой информации и выработки возможных рекомендаций для руководства ОБСЕ. Да...
  • В последние годы наиболее пристальным вниманием ОБСЕ пользуются страны Юго-Восточной Европы. Сегодня действует 15 миссий, присутствий и представителей. Все они преследуют общую цель: обеспечение всеобщей безопасности. Вот некоторые из них:
  • Миссия в Косово является одной из крупнейших операций ОБСЕ. Спектр деятельности данной миссии разнороден. Он заключает в себе и работу по развитию демократических институтов, и расширение участия населения в процессе принятия государственных решений, ...
  • На сегодняшний день проблемы региона постепенно решаются, хотя предпринятые действия трудно назвать активными. Постоянный представитель РФ А.К. Лукашевич 15 октября 2020 года заявил: «Очередная смена лиц в так называемом «правительстве» Косово не прив...
  • Наиболее важными шагами сейчас являются установление открытого и продуктивного диалога, выполнение сторонами своих обязательств (в первую очередь это касается представителей Приштины, которые уже на протяжении нескольких лет отказываются обсуждать соз...
  • Миссия в Молдове, в первую очередь, направлена на разрешение приднестровского конфликта, который берет свое начало еще с конфликта 1992 года между центральным правительством в Кишиневе и приднестровскими властями. В ходе ожесточенных столкновений поги...
  • Однако Миссия работает и по другим направлениям: продвижение прав человека, национальных и других меньшинств, культуры терпимости; поддержание демократических преобразований, в рамках чего проводится укрепление принципов верховенства закона. Глава Мис...
  • Данный координатор направляется в страну пребывания для помощи в преодолении вызовов кризиса. Координатор предлагает свои проекты, которыми вносит огромный вклад в решение существующих проблем в разных сферах жизни общества. Его проекты имеют во мно...
  • Свою работу Специальная мониторинговая миссия (СММ) начала 21 марта 2014 года. Ее создание было вызвано обращением правительства Украины в ОБСЕ. Появление СММ в Украине было поддержано всеми странами-участницами. Специальная мониторинговая миссия – эт...
  • Для успешного осуществления поставленных задач и получения наиболее объективных данных Миссия ОБСЕ имеет в своем распоряжении широкий арсенал технических средств. Так, для обеспечения наблюдения за соблюдением режим прекращения огня в рамках вторых Ми...
  • Серьезной проблемой СММ является ее в первую очередь лишь формальный характер, о чем свидетельствуют функции, возложенные на нее. Однако само руководство ОБСЕ пристально отслеживает деятельность данной Миссии, отдавая ей предпочтение на фоне остальных...
  • В феврале-марте 2022 года в связи с обострением ситуации на территориях СММ все члены Миссии были эвакуированы из страны пребывания. По последним отчетам СММ можно увидеть, что никаких реальных сдвигов в сторону улучшения ситуации на регионе не происх...
  • Таким образом, ОБСЕ всесторонне участвует в деле предотвращения, предупреждения и урегулирования конфликтов, а также в постконфликтном восстановлении стран. Миссии и присутствия ОБСЕ являются реальным инструментом решения многих споров, однако они не ...
    • 1.5 Выводы и предложения, направленные на решение проблем функционирования ОБСЕ
  • В современном мире вопросы безопасности стоят достаточно остро, и мы можем наблюдать на мировой арене попытки государств обеспечить национальную безопасность, исходя из сугубо личных интересов. Однако сегодня реалии таковы, что достижение безопасности...
  • Так, ОБСЕ является необходимой структурой в международной среде, включающей в себя 57 стран и действующей на основе трех базовых документов: Хельсинского заключительного акта (1975г.), Парижской хартии для новой Европы (1990г.) и Хартии европейской бе...
  • Деятельность ОБСЕ строится на обширной нормативно-правовой базе, включающей в себя многие международно-правовые акты, в том числе и общепризнанные декларации и конвенции (Декларация прав и свобод человека, Женевские конвенции, Гаагские конвенции и т.д...
  • Проблема включения пункта о критической инфраструктуре в пакеты мер по укреплению доверия является одной из самых сложных проблем, и к ней следует подходить с осторожностью, поскольку в первую очередь решаются вопросы национальной безопасности. Подвод...
  • ОБСЕ всесторонне участвует в деле предотвращения, предупреждения и урегулирования конфликтов, а также в постконфликтном восстановлении стран. Миссии и присутствия ОБСЕ являются реальным инструментом решения многих споров, однако они не всегда могут бы...
  • В современных условиях кризисная дипломатия продолжает опираться на такие традиционные инструменты, как раннее предупреждение, кризисное урегулирование, операции по поддержанию мира и постконфликтное восстановление. К этому разряду инструментов следуе...
  • 2 Результаты проекта
  • Рекомендации по реформированию Центра ОБСЕ по предотвращению конфликтов
  • В современных реалиях Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе регулярно сталкивается с необходимостью быстрого принятия решений, касающихся разрешения локальных кризисов и конфликтов. Одним из основных средств разрешения споров на местах...
  •  включить в состав работников Центра военных специалистов. Данное предложение строится на том, что наличие военных специалистов, учет их мнения и опыта при планировании миссии позволят усилить возможности и потенциал планирования полевых операций ОБСЕ;
  •  создать под эгидой Центра по предотвращению конфликтов постоянно действующую платформу для проведения консультаций, в том числе и чрезвычайных, и принятия оперативных решений, что позволить ускорить процесс принятия решений в критических ситуациях. ...
  •  расширить каналы взаимодействия ОБСЕ с ООН, НАТО и ЕС для взаимного обмена информации и укрепления коммуникационных линий;
  •  увеличение числа и роли комплексных миссий, которые включают компоненты вооруженных подразделений и гражданских полицейских сил;
  •  создать резервы по предотвращению конфликтов и управлению кризисами с двумя подразделениями: 1) финансовый фонд для быстрого решения вопросов финансирования миссий и 2) резерв физических лиц (персонала миссии), в число которых будут входить гражданс...
  •  задействовать предусмотренный Венским Документом 2011г. механизм консультаций в связи с необычной военной деятельностью и в отношении опасных инцидентов военного характера в целях снижения рисков военной конфронтации;
  •  уделять особое внимание укреплению кибербезопасности на пространстве ОБСЕ и снижению потенциальных рисков военных конфликтов в результате неправомерного использования информационных и коммуникационных технологий, а также информационных войн.
  • Мы считаем, что данные рекомендации при принятии их к сведению помогут Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе повысить эффективность деятельности полевых операций и, как следствие, улучшат обстановку в регионе.
  • Сопроводительное письмо
  • Действующему Председателю ОБСЕ
  • Министру иностранных дел Польши
  • Г-ну Збигнев Рау
  • Уважаемый Г-н Рау
  • Мы, молодые исследователи Башкирского Государственного Университета России, разработали возможные пути и направления реформирования деятельности Центра ОБСЕ по предотвращению конфликтов. В их число входят: включение в состав работников Центра военных ...
  • С уважением,
  • Обучающиеся Башкирского Государственного Университета, Россия
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • I. Основные выводы по результатам выполнения проектной ВКР.
  • 1. В процессе изучения истории развития Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе мы смогли понять суть и принципы работы организации, обусловленные историческим контекстом ее создания, ввиду чего были заложены определенные противоречия, к...
  • 2. Проанализировав нормативно-правовую базу ОБСЕ, мы выявили, что деятельность ОБСЕ строится на основе многих международно-правовые актов, в том числе и общепризнанных декларациях и конвенциях (Декларация прав и свобод человека, Женевские конвенции, Г...
  • 3. В результате оценки пакета по укреплению мер доверия на пространстве ОБСЕ был выявлен ряд проблем. Так, включение пункта о критической инфраструктуре в подобные пакеты представляет собой одну из самых сложных проблем, и к ней следует подходить с ос...
  • 4. Рассмотрев эффективность и роль миссий ОБСЕ как механизм по урегулированию конфликтов, мы убедились, что миссии и присутствия ОБСЕ являются реальным инструментом решения многих споров, однако они не всегда могут быть успешными. Как мы смогли убедит...
  • II. Результаты по проекту и рекомендации по его использованию.
  • На основе авторский изысканий в рамках этапов 1-4 разработаны представленные в основной части ВКР:
  • 1) Проект рекомендаций по реформированию Центра ОБСЕ по предотвращению конфликтов;
  • 2) Проект Сопроводительного письма к Рекомендациям по реформированию Центра ОБСЕ по предотвращению конфликтов.
  • Подготовленные проектные документы позволят усовершенствовать механизм разработки, развертывания и проведения миссий и присутствий ОБСЕ в зонах конфликта и, как следствие, снизить уровень напряженности и преступности, связанной с политической нестабил...
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
  • I. Нормативные правовые акты и иные официальные документы
  • 1.1 Международные акты
  • 1. Устав ООН // Официальный сайт Организации Объединённых Наций [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/charter-united-nations/ (дата обращения: 10.11.2022).
  • 3. Helsinki Final Act OSCE of 1 August 1975 // Официальный сайт Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе [Электронный ресурс]. URL: https://www.osce.org/helsinki-final-act (дата обращения: 11.11.2022).
  • 4. Astana Commemorative Declaration: Towards a Security Community of 1 December 2010 // Официальный сайт Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе [Электронный ресурс]. URL: https://www.osce.org/mc/74985 (дата обращения: 16.12.2022).
  • 5. Charter of Paris for a New Europe of 21 November 1990 // Официальный сайт Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе [Электронный ресурс]. URL: https://www.osce.org/mc/39516 (дата обращения: 15.12.2022).
  • 6. Istanbul Document of 19 November 1999 // Официальный сайт Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе [Электронный ресурс]. URL: https://www.osce.org/mc/39569 (дата обращения: 16.12.2022).
  • II. Материалы практики
  • III. Специальная литература

Статистика использования

stat Количество обращений: 0
За последние 30 дней: 0
Подробная статистика