BashGU
Electronic Library

     

Details

Хабибуллина, З.Н. Современные проблемы философии: монография / З.Н. Хабибуллина; Башкирский государственный университет ; научный редактор А.В. Лукьянов. — Уфа: РИЦ БашГУ, 2019. — Электронная версия печатной публикации. — Доступ возможен через Электронную библиотеку БашГУ. — <URL:https://elib.bashedu.ru/dl/corp/HabibullinaZN_Sovremen.probl.filosof_mon_2019.pdf>. — Текст: электронный

Record create date: 6/9/2022

Subject: философия; человек; космическое мышление; информационное общество; философская школа

Collections: Общая коллекция

Allowed Actions:

*^% Action 'Read' will be available if you login and work on the computer in the reading rooms of the Library

Group: Anonymous

Network: Internet

Document access rights

Network User group Action
Library BashGU Local Network All Read
Internet Authenticated users Read
-> Internet All

Table of Contents

  • Обложка,Хабибуллина.pdf
  • тлХ.pdf
  • оборот тл.pdf
  • Монография декабрь 2019.pdf
    • Древнейшим способом воздействия на умы людей являются мифы. Из века в век, сильные мира сего, опираясь на сочетание разных нравственных и информационных установок, создавали мифы, которые приживались в определенной социальной среде, окутывая обществен...
    • В контексте философского осмысления понятие мифологизации рассматривается как сложное и противоречивое образование, имеющее взаимосвязь с другими формами культуры. Его отличительной особенностью является способность проявляться на разных уровнях масс...
    • Мифы способны менять представления человека об окружающем мире, результатом чего могут быть как положительные, так и отрицательные проявления. В современном обществе наблюдается тенденция распространения и преобладания различных мифологических предст...
    • Мифологизация, присущая обществу, является некой призмой, сквозь которую воспринимается действительность. Как известно, данное явление является массовым, поскольку любые мифы, появляющиеся среди народа, обволакивают его сознание практически полностью....
    • Отсюда вытекает существование мифосознания, то есть, особенного духовного восприятия мира, представляющего собой различные идеи и чувства, связанные с пониманием непознанных явлений и событий. Ему характерно упрощенное восприятие окружающего мира, что...
    • Подняться над обыденностью и понять смысл своего существования, едва ли не для каждого человека является насущной задачей. Возможность реализовать ее при помощи объяснения процессов, происходящих в действительности, помогает создание мифа. Миф, как та...
    • Главным фактором, обуславливающим возможность и продуктивность мифологизации информационного общества, является повсеместное насаждение массмедиа и телевидением далеких от жизненных реалий представлений, что не способствует формированию подлинных цен...
    • Постепенная тенденция дерационализации сознания ведет к опредмечиванию коллективных страхов, ценностной девальвации, а иногда и изживанию надежд. Все это в совокупности является проявлением современной мифологии, которая может выражаться либо в форме ...
    • Современному сознанию россиян присуще некоторое погружение в советскую коллективную мифологию, которая пришла на смену дореволюционной. Она строилась благодаря активной работе СМИ, общественных организаций, политических партий, системы образования. З...
    • Мифологизация сознания затрагивала также массу других сфер. Сюда можно отнести миф о технологическом риске, способствующем увеличению числа аварий и катастроф, экологический миф, который, по сути, оправдан, но, все же, он привел к ненужному уничтожен...
    • Мифологическое мышление присутствует не только в культуре с диалогическими взглядами, также, оно присутствует и сегодня, когда понятийный аппарат находится на достаточно высоком уровне развития. Воспроизведение мифических представлений, как правило, п...
    • Сегодня, мифологизация массового сознания довольно обширна. Современные мифы затрагивают не только культурную и социальную, а и политическую сферу. Политические мифы имеют большую популярность. По мнению немецкого философа Э. Кассирера, они не возника...
    • Все мифы распространяются при помощи средств массовой информации, где главную и особую роль занимает телевидение. Оно, по мнению С. Кара-Мурзы, при помощи сочетания образов и текста, оказывает на зрителя особый успокаивающий и убаюкивающий эффект, выз...
    • На сегодняшний день, процессы связанные с мифологизацией сознания, происходящие в нашей стране, привели к неоднозначным последствиям. Из-за отсутствия опыта реформирования, на смену социальным мифам о коммунизме, пришли новые. Например, о необходимост...
    • В результате проявления мифологизации, появилась креативная напряженность, которую можно было смягчить лишь при помощи совмещения различных культурных и социальных явлений.
    • Мифологизация представляет, на сегодняшний день, реальную угрозу. Переходной период в обществе довольно сильно затянулся. Идеи, которые могли бы сплотить народ, до сих пор не выработаны. Поэтому, создаются различные новые мифы. В мир приходит астроло...
    • Тем не менее, процессу мифотворчества можно противостоять. Однако, для этого должны создаваться особые культурно-нравственные условия. Здесь существует необходимость в построении системы социального воспитания, формирующая определенные качества лично...
    • Как мы видим, мифологизация проявляется на всех уровнях сознания, и является отражением понимания человеком действительности. Вместе с тем, она выполняет регулятивную, коммуникативную и этиологическую функции. Главными ее характеристиками является иде...
    • Между основными понятиями в данной области существует взаимная обусловленность. При помощи массового сознания мы можем увидеть степень распространенности мифов, в то время как массовая культура является средой их обитания. Сам миф входит в состав масс...
    • Мифологизация существует на протяжении всей истории человечества, ввиду того, что общество существует весь этот период времени. Она всегда влияла на сознание людей, поэтому, можно предположить, что так будет и в будущем. Возможно, мифотворчество буде...
    • Таким образом, феномен массового сознания неразрывно связан с мифологизацией и манипулированием; массовому человеку чуждо конструирование собственного мировоззрения, он довольствуется готовыми представлениями, господствующими в обществе или внедряемым...
    • Все это в совокупности является проявлением современной мифологии, которая может выражаться либо в форме определенной идеологии, либо как структура сознания, основанная на архетипах времени и пространства. В современном обществе, где дальнейшее развит...
    • 3. Кассирер Э. Философия символических форм. Т. 2. Мифологическое мышление. М.; СПб.: Университетская книга, 2002. - 280 с.
    • 7. Хабибуллина З.Н. Антропокосмическая мысль отечественной философии. Монография. Уфа: РИЦ БашГУ. 2016. 250 с.
    • 1.6 Размышления о новых путях развития философии
    • Постижение и освоение единого мира во всем многообразии его проявлений возможно только при эффективном сочетании различных способов, методов, подходов, средств самых различных областей и сфер культуры. И только разнообразие воззрений, представлений, к...
    • Философская мысль человечества своей социальной основой имеет общечеловеческие приоритеты и ценности - гуманизм и гуманистическое развитие человека, всех его способностей и дарований, социальную справедливость и демократические права всех людей, неза...
    • Постижение истины – прежде всего личностный процесс, связанный с саморазвитием познающего субъекта; существует момент истины, время ее откровения, которое, правда, может никогда не наступить, если к нему не стремиться. Позитивная роль философии проявл...
    • Было бы просто глупо отвергать научное знание лишь на том основании, что это знание относительно, что научная истина не может быть представлена во всей своей полноте и определенности. Рациональные методы мышления вооружают нас способностью и дают нам ...
    • Гипотетическая возможность ошибки расчищает путь для новых озарений, создает предпосылки для восприятия новой информации и воспитывает мудрость и терпимость даже к тем, с кем мы категорически не согласны. Поэтому, в первую очередь философ (преподавате...
    • Основная опасность, перед которой сейчас стоит человечество, связана с распространяющимся по всему миру кризисом нравственности, порожденном расплывчатостью моральных норм и фанатизмом; и эта опасность настолько велика, что философия может внести неиз...
    • Вопрос о том, чему и как учить, в любой системе образования всегда будет оставаться актуальным, потому что это процесс «живой» и неоднозначный, независимо от предмета преподавания. Конечно, каждая дисциплина имеет свою специфику, что обязательно отраж...
    • Сознание человека не успевает ассимилировать происходящие изменения, вскрывать истинные смыслы реальности. Умение переосмысливать свои целевые установки, ценностные ориентации, находить нетривиальные решения возникающих задач – важнейшая составляющая ...
    • Сама сущность философии – ее обращенность к предельным основаниям мира, человека, познания, а также теоретический способ постановки проблем и поиска их решений накладывает определенные особенности на построение философии как учебной дисциплины. Эффект...
    • Философия занимается постановкой разума у человека. Но она не вливает в его голову мысли, научить философии, как заметил еще И.Кант, нельзя. Восхождение к философии требует серьезных усилий. Истина не транслируется. “Мудрость не передаваема”, - говори...
    • Полученные знания нужно поднимать до уровня самосознания, когда они самостоятельно продуманы, соотнесены с имеющимся жизненным опытом, прочувствованы, «выстраданы». Надо постоянно проводить тонкую, подвижную и почти всегда ускользающую границу между у...
    • Задача преподавателя философии, в связи с этим, состоит в переосмыслении сущностных нравственных озарений и фундаментальных моральных принципов, которые всей долгой историей человечества доказали их субстанциональную значимость для человеческой жизни ...
    • Для того чтобы думать и поступать правильно, каждый должен обладать качествами рационального самопознания, чистотой мышления, умением думать критически. Обучение лучше всего воспринимается, когда оно преподносится в контексте жизненной ситуации и реал...
    • Это нагляднее всего достигается использованием примеров из жизни людей, воплощающих собой те нравственные принципы, которые мы пытаемся привить. И таких примеров множество – в повседневной жизни, в истории, в деяниях святых и пророков, в учениях велик...
    • Всегда нужно помнить, что философия есть мировоззрение, выражающее смыслы предельного и качественного характера, возникающие в человеческом мышлении на основе сомнения и свободомыслия. Смыслы, по своему характеру, очень многообразны. Философия констру...
    • Требования, предъявляемые философией к тому, кто ее преподает, в обобщенном виде могут быть названы искусством преподавания, в изначальном смысле этого слова, как владения, умения, опыта. Действительно, заронить в слушателя ощущение вовлеченности его ...
    • Современная цивилизация все чаще сталкивает человека с такими проблемами, решение которых отсутствует, которые предполагают применение нестандартных методов. В этой ситуации философия не может ограничиться обучением только знаниям, навыкам и умениям. ...
    • Умение выносить нравственные и политические суждения, аргументировать свою позицию, предвидеть последствия своих действий и осуществить разумный выбор между разными альтернативами – все это важнейшие составляющие успеха и ученого, и политика, и бизнес...
    • Хочется надеяться, что современный человек, как человек творческий и гуманный, сумеет мобилизовать свои силы и потенциал для решения многих назревших кризисных проблем нашей цивилизации. К качествам, необходимым для человека цивилизованного общества м...
    • Человек всегда стремился составить обобщенное представление о мире в целом и о своем месте в нем. Мировоззренческие взгляды дают человеку путеводную нить в его духовной и практической деятельности, формируют его ценностные установки.
    • Постижение и освоение мира во всем многообразии его проявлений осуществляется только тогда, когда эффективно сочетаются различные способы, методы, подходы, средства самых различных областей, сфер культуры. Если попытаться услышать, понять другого чело...
    • Выработка нового мировоззрения и его укоренение в жизнь - сложная и трудная работа. То, что сейчас происходит в культуре, в наших поисках и в дискуссиях, во многом связано с попытками создать элементы и структуры нового мировидения. Работа эта идет не...
    • Философская мысль человечества должна основываться на общечеловеческих приоритетах и ценностях: гуманизме и гуманистическом развитии человека, всех его способностей и дарований, социальной справедливости и демократических правах всех людей независимо ...
    • Философия, на наш взгляд, является объединяющим, координирующим и общеориентационным началом в духовной жизни, в культуре. Она играет важнейшую роль в сведении воедино различных наук и отраслей знания, в преодолении разобщенности естественных и гумани...
    • Каждая культура, любая познавательная система, чтобы расширить горизонт своего собственного опыта должна считаться с другими подобными системами. Как отмечает В.А. Лекторский “самые интересные идеи в истории философии и науки возникали как раз при сто...
    • Каждый новый шаг, каждый прорыв к новым идеям в философии связан с критическим осмыслением предшествующего ее развития. Однако философская мысль развивается не только, а может быть, и не столько через конфронтацию и конфликт различных философских сист...
    • Не случайно И.А. Гобозов в работе, посвященной кризису современной эпохи, отмечает необходимость толерантности в решении современных проблем, акцентируя внимание на человеческом факторе. В обществе действуют люди, цели которых не только совпадают, а ч...
    • Значимость толерантности, поиска согласия и ненасильственного развития становится сегодня все более очевидным условием выживания человечества. Главной мировоззренческой установкой, думается, должна стать ориентация на диалог, учитывающий разнообразие ...
    • 2.1 Некоторые историко-культурные аспекты развития образования
    • Массовое образование и тотализация образовательного процесса, вовлекающего индивида с самых ранних лет и продолжающегося едва ли не на протяжении всей жизни, является спецификой современных обществ. Однако образование имеет давнюю историю, в ходе кото...
    • Необходимые для жизни в обществе знания и навыки, как и содержание систем верований, передавались индивидам в ходе непосредственного осуществления различных видов деятельности – хозяйственной или ритуальной. Усложнение структуры общества и возникновен...
    • Благодаря письменности коммуникация стала возможной не только для людей, пространственно удаленных друг от друга, но и для людей, разделенных временем. Письменность и вызванное ею усложнение форм мышления и познания породили более сложные религиозные ...
    • Овладение грамотой во многих древних цивилизациях, например, в Египте и Китае, открывало путь к восходящей социальной мобильности. Появление письменности и формирование культуры, основанной на письменности и грамотности, привело к культурному неравенс...
    • Помимо усвоения навыков грамотности, образование в древних цивилизациях служило и передаче наиболее значимых культурных смыслов, поскольку изучались важные для данной культурной традиции тексты. Но сама по себе проблема трансляции этих наиболее важных...
    • Следует отметить, что в эпоху древних цивилизаций появляется и идея образования как формирования человека. Наиболее ярким примером может служить греческая пайдейя. Таким образом, уже достаточно рано была осознана и поставлена задача целенаправленного ...
    • Античная пайдейя, например, воспитывала идеального гражданина полиса, который участвовал в его религиозной жизни, ритуалах, театральных представлениях, носивших эстетический и катарсический характер. Она имела своей целью поддержание социального поряд...
    • Модернизация сопровождалась усложнением социальной структуры и разрушением устойчивых социальных связей и традиционных сообществ. Домохозяйства утрачивали производственные функции, передача профессиональных знаний в рамках семей и даже профессиональны...
    • Усложнение производства, появление новых сфер профессиональной деятельности за пределами производства – все это требовало новых механизмов массового обучения – от элементарной грамотности до профессиональной подготовки разного уровня. Возникали предпо...
    • Система ценностей при переходе к модерну претерпела значительные изменения, общества нуждались в новых интегративных механизмах. Образование стало одним из важнейших институтов, выполняющих функцию культурной интеграции современных обществ. Эта функци...
    • Именно через преподавание гуманитарных дисциплин происходило и еще происходит сейчас формирование коллективных идентичностей, представлений о национальной общности. Преподавание истории в школе выстраивает определенную картину социальной реальности, к...
    • В различных вариациях, связанных с культурным и национальным контекстом, эта общая модель университета существовала в западном мире до того момента, когда под вопросом оказалась сама мировоззренческая система модерна и многие составляющие модерновой о...
    • Кризисные факторы функционирования образования в современном глобализирующемся мире Информатизация вызвала к жизни процессы взрывного роста объема информации и быстрого ее обновления, связанные с использованием новых технологий. Рост и быстрое устарев...
    • В условиях доступности практически любой информации образовательные учреждения утрачивают функцию монополиста в обеспечении доступа к знанию, что в какой-то степени подрывает их престиж и авторитет. Но процессы, связанные с информатизацией, – лишь час...
    • Таким образом, Лиотар говорит об усилении прикладной функции образования в ущерб культурной и мировоззренческой. Этой тенденции благоприятствуют процессы глобализации, вовлекающие и образовательные институты, особенно университеты. Успешные университе...
    • Студенты глобализированных университетов приезжают из разных стран мира, чтобы получить универсально необходимое знание. В такой ситуации функции формирования и укрепления национальных культур теряют смысл, перестают быть востребованными те области зн...
    • Таким образом, в современном глобальном мире образование утрачивает обретенную в эпоху классического модерна функцию формирования и поддержания национальной культуры и воспитания гражданина определенного национального государства. В упадок приходит вт...
    • Однако означает ли это, что ценностный фундамент образования окончательно подорван и его задачи чем дальше, тем больше будут сводиться лишь к решению функциональных и прикладных задач? На наш взгляд, это не совсем так, и образование, даже коммерчески ...
    • Под возрождением старых ценностей мы имеем в виду возвращение в новой форме к средневековой модели универсального образования, не связанного национальными границами, которых тогда практически не существовало. Сообщество средневековых интеллектуалов бы...
    • Если, глобализируясь, университеты и утрачивают национальный колорит, переставая быть хранилищами национальных культур, они по-прежнему способствуют сохранению и распространению иных ценностей модерна – свободомыслия, рационализма, стремления к научно...
    • Другой ценностью модерна, которую продолжает сохранять и укреплять образование сегодня, является ценность человеческой личности как самостоятельного, критически мыслящего и ответственного субъекта. Если сама идея субъекта и подвергается критике в рамк...
    • 2.2 Образование в России: ценностная характеристика
    • Нельзя не сказать о том, что происходит в пространстве современного российского образования, качество которого стремительно снижается. При этом угрозы качеству образования в нашей стране можно разделить на три группы: общекультурные – связанные с ради...
    • Российское образование, как среднее, так и высшее, в последние десятилетия находится в процессе постоянного реформирования, при этом цели этого реформирования далеко не очевидны ни для населения страны, ни для профессионального сообщества, а результат...
    • Наблюдается странная тенденция: при явном и постоянном стремлении ограничить расходы на образование и сократить количество организаций, работающих в этой сфере (постоянное сокращение числа школ, средних специальных учебных заведений, вузов), как и кол...
    • Сокращая свои обязательства, государство постоянно увеличивает требования, при этом требования отнюдь не всегда рациональны. Одним из последних управленческих решений, например, является привязка зарплаты школьного учителя к количеству учеников в клас...
    • Однако критика на государственную политику в сфере образования никак не влияет, мнение профессионалов не имеет значения для государственной бюрократии. Помимо негативных последствий реформирования, качество российского образования оказывается под угро...
    • В российском обществе сложилась ситуация, когда без диплома о высшем образовании невозможно найти работу, но при этом практически не имеет значения качество знаний и специальность. Исследования потребностей работодателей показывают, что они ждут от пр...
    • Разрушение гуманитарного образования ведет к подрыву основ национальной культуры, препятствует развитию навыков рационального критического мышления, способствует распространению в обществе лженаучных идей и архаизации общественного сознания. В совреме...
    • Кризис современного российского образования носит системный характер и ставит под угрозу будущее страны. Потому вполне целесообразно говорить об угрозе национальной безопасности. И критично важно для оценки понимания этой опасности осознание того факт...
    • Речь идет о влиянии вызовов информационной эпохи. Стоит признать, что информационное общество – это не просто продукт технологической эволюции человеческой цивилизации, та данность, в которой человечеству предстоит развиваться в длительной историческо...
    • Прежние ценности и устои, традиционные паттерны организации общественной жизни проходят проверку на прочность в информационном обществе, что порождает конфликт ценностей, культурный разрыв и социокультурные риски, а некоторые из них находятся под угро...
    • Таким образом, созданное господством информации и ее тотальным влиянием на сознание и поведение индивидов современное информационное общество обладает высочайшим потенциалом научного и технологического развития, но в то же время содержит в себе столь ...
    • Поразительно, что значительные перспективы позитивного воздействия информационных технологий как направленного на утверждение гуманистических ценностей в современном мире человечеством не реализуются, и в итоге развитие информационных технологий обора...
    • Современная информационная цивилизация, оснащенная невиданными прежде коммуникационными и информационными технологиями, сталкивается со специфическими рисками, связанными с использованием и распространением информации, в связи с чем и возникает необхо...
    • Практически именно медиа формируют картину мира современного человека, задают темы для размышлений и общественных дискуссий, определяют интересы массовой аудитории. Медиа являются важнейшим каналом-посредником между всеми социальными институтами и общ...
    • Медиатизация институтов означает, что их образ, их форма деятельности во многом определяется необходимостью учитывать посредническую роль СМИ. Политики учитывают, как они выглядят на экране, и следят за рейтингами, войны превращаются в зрелища, религи...
    • В СМИ конструируется образ общества, которое, в свою очередь, воспринимает себя таким, каким видит себя в медийном пространстве. Последнее обрело такие полномочия, что даже наделяет реальностью те или иные объекты или события, ибо то, о чем умалчивает...
    • Таким образом, СМИ помогают поддерживать позитивный образ общества, национальной идентичности в условиях изменяющейся реальности, что было бы весьма затруднительно без использования медийного потенциала. С самого начала своего существования СМИ играли...
    • Современные медиа формируют безграничное информационное пространство, в котором человек может блуждать бесконечно, оставив узкий мир национальной культуры далеко позади. Формируется специфическая «двумирность» современного человека, когда физически на...
    • Кругозор человека расширяется, что является несомненным плюсом, однако такая ситуация проблематична в контексте национальной идентичности. Медиа становятся каналом мощного культурного влияния, и особенно опасными с точки зрения сохранения национальной...
    • В современную эпоху глобализации возникают транснациональные медиакомпании, которые, будучи западными по происхождению и контенту, вещают на глобальную аудиторию, далеко выходящую за пределы западной цивилизации. Обращаясь к аудитории на национальных ...
    • В этом процессе есть несомненные позитивные стороны, но есть и негативные. Размывание четкой национальной идентичности и собственной культуры – одно из них. Незападные общества в процессе такого массивного влияния со стороны западных медиа постепенно ...
    • Нередко возникает дисбаланс между реальными условиями жизни людей и миром, который открывают им СМИ. С одной стороны, такой дисбаланс может быть мотивирующим, но с другой – весьма травматичным, так как не все люди имеют ресурсы для реального изменения...
    • Все эти процессы, происходящие в сфере национальных культур, попытки отстоять свою идентичность явно относятся к проблематике информационной безопасности и ее защиты. Важно отметить, что насильственное перекрытие каналов чуждой информации не может при...
    • Итак, в современном глобальном мире, где наблюдается взрывной рост культурной информации и свободное ее распространение, национальные культуры теряют замкнутость и вступают во взаимодействие с элементами других культур.
    • С одной стороны, это способствует расширению духовных горизонтов человека, с другой – усилению неопределенности, размыванию прежних культурных идентичностей. Образование должно решать одновременно две задачи – воспроизводить национальную культуру и го...
    • Таким образом, кризис ценностей образования классического модерна не сводится лишь к размыванию прежних ценностей, но, как это всегда бывает в истории, порождает новые ценности и заставляет переосмысливать прежние. Перед незападными обществами и Росси...
    • 2.3 «Общество знания»: за и против
    • Современное время, можно охарактеризовать, как время глубоких социальных трансформаций. Поэтому неудивительно, что существует много новых моделей общественного развития. Наряду с этим многообразием, одним из самых привлекательных, как в международной,...
    • Ядром «общества, основанного на знаниях», можно сказать, является современное высшее образование, которое невозможно представить без новейших информационных технологий, позволяющих адаптировать ресурсы глобальной сети к местным потребностям и интегрир...
    • Современные информационно-коммуникационные технологии служат не только средством хранения и переработки существующей информации, но и являются средством получения новых знаний и средством их внедрения. Существенно расширяются возможности человека в сф...
    • Если в недалеком прошлом многие проблемы общества и личности были связаны с незнанием, то человек начала XXI в. больше обеспокоен своей неспособностью справиться с огромным потоком информации. Проживая свою жизнь в медиаперегруженном обществе, человек...
    • Положение науки по мере становления «общества знания» приобретает парадигмальный характер. Наука становится мощным фактором, который влияет как на сознание научного сообщества, так и на общество в целом. Общество знания отражает возрастающее значение ...
    • Сегодня общепризнано, что знание превратилось в предмет колоссальных экономических, политических и культурных интересов настолько, что может служить для определения качественного состояния общества, основанного, в первую очередь, на знаниях. Современн...
    • Мы видим, что все изменения в современном обществе неразрывно связаны со знанием и информацией. Используя знания, в течение столетий люди совершенствовали технику, чтобы обезопасить себя от случайностей природной среды, а в результате выросли опасност...
    • Для осуществления своей социальной миссии современный ученый должен выходить в сферу публичности. Воспроизводство определенных форм духовных и исследовательских практик требует активного участия ученого в современном социальном конструировании. Это не...
    • Преодолевая стереотипные форм общественного сознания, современный ученый должен бороться со всеми формами манипулятивной информации, создавая гуманитарные и социальные ценности. Такая жизненная позиция в деятельности ученого должна оказывать влияние н...
    • В современном «обществе знания» возрастает потребность в ученых и инженерах, обладающих развитым эвристическим мышлением. Обязательным становится развитие коммуникационных навыков, ораторского мастерства, т. е. умения ученого увлекательно изложить сут...
    • Современная риторика как наука и как учебная дисциплина попадает в новую социально-коммуникативную ситуацию. Ее исследование и учет в академической деятельности требует, помимо прочего, усиления тесных связей риторики и теории коммуникации. Она должна...
    • Настораживают некоторые опасности в процессах коммуникативно-речевого развития современной России. Например, диалогизм, который обычно вызывает только положительные отзывы, превращается в квази-диалогизм, где коммуникация остается диалогической по фор...
    • Современное общество знания нуждается в ученых, обладающих развитым творческим воображением, эвристическим мышлением. Навыки эвристического мышления необходимы любому современному специалисту, связанному с интеллектуальным трудом (Хабибуллина З.Н. Гум...
    • Процесс глобализации привносит новые коммуникативные технологии в сферу научных исследований и в сферу образования. Этот процесс сопровождается интернализацией науки, среди которых особо можно отметить создание единой системы высшего образования, инте...
    • В «обществе знания» объективность научного знания обретает новое звучание: она выступает не как единственно верное отражение действительности, соответствие знания об объекте самому объекту (копия, фотография), а предстает как «общая субъективная реаль...
    • И именно знания и наука являются главным источником растущей неопределенности и рисков в современном обществе. Наука не всегда ассоциируется с истиной, она может дать им только более или менее обоснованные гипотезы и вероятностные выводы. Поэтому обще...
    • В современном техногенном обществе, где морально-нравственные ценности вытесняются на второй план, проблема воспитания молодежи тоже претерпевает изменения. Философия и другие гуманитарные дисциплины могут внести неизмеримо более значительный вклад в ...
    • Современная система образования, которая должна готовить высокого уровня интеллектуальный капитал, не может обойтись без или вне философии как интегральной формы научных знаний об обществе, природе, человеке, культуре. Подход ко всем явлениям и общест...
    • Современная система образования в России имеет ряд существенных проблем, препятствующих формированию «общества знания» с хорошими традициями. Исследование особенностей и закономерностей развития образования в мире, в том числе, в России, связано с нео...
    • 2.6 Инновационная деятельность в системе образования
    • На современном этапе развития общества большой резонанс вызывает обсуждение вопросов, связанных с кризисными явлениями в современной культуре и проблем, обусловленных «информационной революцией». Научное сообщество представляет собой весомую силу, име...
    • Радикальные перемены, происходящие в научном познании тесно связаны с порождением новых коммуникативных систем, который происходит на фоне постоянно усложняющихся инновационных тенденций. Стремительное развитие науки обусловило её всеобъемлющее влияни...
    • В настоящее время проблема внедрения полученных новых знаний в практику осуществляется как никогда в широких масштабах. Однако же инновационная деятельность, без которой трудно представить этот процесс, не всегда дает ожидаемый результат. На этом фоне...
    • В России, с ее исторически сложившейся моделью традиционного общества, ценностная гуманитарная парадигма инновационной образовательной стратегии должна сочетать в себе целенаправленное формирование российской идентичности в сознании современного мол...
    • Проблема изменчивости мира, взаимосвязь старого и нового, стереотипы мышления и действия, многообразие форм и методов деятельности человека – отражение всего этого можно увидеть в современной системе образования. Динамика этих тенденций в современном ...
    • Современное модернизирующееся общество, нацеленное на воспитание всесторонне развитого, востребованного обществом специалиста, способного успешно функционировать во всех сферах деятельности не может развиваться вне инновационной деятельности, в том чи...
    • Историко-философский экскурс позволяет проследить длительный путь развития европейской науки и образования в недрах философии и философских школ. Расцвет эпохи Античности, отчасти, был связан с интегративной и инновационной ролью философии в культуре ...
    • Реализация концепции инновационного образования включает качественное изменение структуры и содержания образовательных программ, форм и методов организации учебного процесса. Учебные планы вузов трудно представить вне инновационных форм коммуникации, ...
    • В современном динамичном обществе с присущим ему мировоззренческим поиском (См.: Хабибуллина З.Н. Некоторые аспекты преподавания философии на современном этапе // Методика преподавания социально-гуманитарных дисциплин в ВУЗах. Материалы республиканско...
    • Инновационный процесс предъявляет новые требования к индивидуальному человеческому потенциалу, где определяющим являются психологические особенности и способности личности, обусловливающие успешность инновационной деятельности, творческий характер мыш...
    • В.Ж. Келле, например, обосновывает необходимость создания национальной инновационной системы для обеспечения инновационной деятельности в масштабах страны. Он убежден, что такая система создаст условия для генерирования инноваций и полноценного компле...
    • Им рассматриваются такие основные свойства инфраструктуры как исследовательская и социально-экономическая. Первая является частью технологического процесса создания инноваций. Социально-экономическая инфраструктура обслуживает процесс создания инновац...
    • Успешное решение многообразных проблем и задач модернизации предполагает переход вузов на более высокий уровень функционирования, связанного с инновационным развитием, обеспечивающим подготовку конкурентоспособных специалистов. Формирование современно...
    • Инновационное мастерство — это уровень максимального использования средств педагогической деятельности, а также собственного личностного потенциала. Реализация этих целей требует от педагога раскрытия творческих способностей, направленных на поиск бол...
    • Инновационный процесс тесно связан с созиданием нового гуманитарного знания. Эффективность функционирования инновационной системы во многом определяется готовностью и подготовленностью общества к инновационной деятельности. Педагог, выбирая новые, бол...
    • ГЛАВА 3 ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЛАНЕТАРНО-КОСМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
    • Особенности идей учения русского космизма
    • Ценность научных идей русских космистов состоит не только в изучении взаимодействий человечества и космоса, но главным образом, в формировании антропокосмического мировоззрения, определяющего особое отношение к природе Земли и самого человека. Еще Н.Ф...
    • Идея космичности человека, космическая установка во взгляде на мир - одна из наиболее привлекательных черт русского космизма для наших современников. Созвучными им являются такие идеи русского космизма, как вера в космический прогресс, в могущество че...
    • Среди фундаментальных проблем, разрабатываемых русскими космистами, - идея активной эволюции. Под активной эволюцией понимается необходимость нового, сознательного этапа развития мира, определяемого разумом и нравственным чувством. Особый интерес проя...
    • По прошествии времени можно сказать, что многие замыслы космистов остаются нереализованными. Именно отсутствие цельной системы социальных действий откладывает на неопределенный срок реализацию проектов русских космистов. В их учениях мы видим конечную...
    • В современном мире с его глобальными проблемами, грозящими человечеству необратимыми последствиями, надо полагать, следует, в первую очередь, исходить в решении этих проблем с позиций гуманизма и интересов человека, основываясь на признании человека в...
    • В настоящее время научные идеи космистов получают все большее признание как в среде отечественных, так и зарубежных ученых. Научные идеи русского космизма способствуют разработке программы становления целостного человечества, сознающего динамику и си...
    • Космистов упрекают в том, что они отдавали приоритет будущему перед настоящим, в нелюбви к реальному человеку и невнимании к проблемам повседневного существования. Но без «отдаленного прогноза» будущего может и не быть. После того как сформировались ...
    • Человек и жизнь на земле рассматриваются как результат космической эволюции. Но развитие человека и его разума на определенном этапе эволюции начинает оказывать всевозрастающее влияние на природные процессы, что позволило русским космистам отстаивать ...
    • Многие из этих идей близки представлениям о человеке и мире, развитым в традиционных восточных культурах. Но в восточных культурах ценность природы доминирует над ценностью человека. Вектор человеческой активности ориентирован не столько вовне, скольк...
    • А в западной культуре ценность человеческой личности доминирует над ценностью природы. Человек рассматривается как особая одухотворенная часть природы. Вектор человеческой активности направлен вовне, на преобразование окружающего мира и подчинение его...
    • Философия русского космизма не разделяет целиком ни первое, ни второе понимание. Русские философы настаивают на том, что чисто технологическое отношение к природе имеет свои границы. Но вместе с тем предлагаемые русскими философами проекты будущего от...
    • Космизм возвращает нас к целостному видению мира как единства человека и космоса. Он в состоянии сыграть позитивную роль в соединении идей западноевропейской культурной традиции и восточных философских систем, где человек изначально рассматривался как...
    • У России есть уникальный шанс предложить всему человечеству концепцию ноосферного развития цивилизации третьего тысячелетия, которая может гарантировать устойчивое и динамичное развитие. С позиции Н.Моисеева, которого всегда волновали острейшие вопр...
    • Русский космизм не был закреплен организационно, а существовал именно как сфера идей, составляя целое, по словам Н. Бердяева, “в духе, а не в природе”. Человек современного общества мечтает о свободе на всех уровнях: от политического (свобода от самод...
    • Русский космизм ощущает себя “благой вестью” и говорит на всех языках -науки, религии, искусства, -чтобы “научить все народы”. Идеи русского космизма не только не устарели, но в свете новых открытий в области науки, техники и развития космоса стали ещ...
    • Многие идеи, касающиеся попыток управления процессами окружающей природы, освоения космического пространства, находят свое подтверждение в сегодняшних реалиях. Однако использование научно-технического подхода в области социальных проектов часто оказыв...
    • Однако же актуальность идей русского космизма не вызывает сомнений, так как рассмотрение разных утопических проектов построения и реализации идеального социума и идеальных отношений между людьми способствует выработке долговременных целей, формировани...
    • Представители космизма выделяли главное из того, что нужно современному социуму: глобальное целостное понимание проблем, необходимое ответственное соучастие человечества в жизненных процессах. Исходным пунктом как естествознания, так и науки в целом, ...
    • Идеал, который пронизывает практически все направления русского космизма, - это выход человечества на такой уровень своего развития, когда оно, объединившись в планетарном масштабе, сможет управлять природой как целостным организмом. Конечно, в услови...
    • 3.2 Потенциал идей русского космизма
    • На современном этапе повышается интерес к различным философским учениям (особенно к недоступной для нас ранее русской религиозной философии), к религии и мистике, в том числе к их восточным формам, расширение влияния идей русского космизма и учений те...
    • Сегодня на путях поиска новых возможностей цивилизационного развития и новых мировоззренческих ориентиров еще более актуальным становится диалог культур, интенсивное взаимодействия различных философских идей. Может быть, это и есть начало эпохи ...
    • Долгое время научная рациональность и стратегия технологической деятельности, составляющие доминанту западной цивилизации, противостояли восточному типу мышления и действия. Но во второй половине нашего столетия в недрах техногенной культуры ста...
    • Речь идет о тех принципиально новых идеях современной научной картины мира, которые касаются представлений о природе и взаимодействии с ней человека. В современной науке сформировалось новое видение природной среды, в которой протекает жизнедеят...
    • В современной ситуации перед лицом экологического кризиса, поиск “общего дела” как регуляции отношений человека и остального мира приобретает уже приоритетное значение. Особо стоит подчеркнуть совпадение главных принципов философии космизма и многих ...
    • С формированием представлений о живой природе как сложном взаимодействии экосистем, после становления и развития идей В.И.Вернадского о биосфере как целостной системе жизни, после развития современной экологии, это новое понимание непосредственной с...
    • Все эти новые мировоззренческие идеи, возникшие в западной культуре второй половины ХХ века и опирающиеся на современные научные представления об окружающей человека природной среде, перекликаются с мировоззренческими установками восточных культ...
    • В поиске новой системы ценностей, в становлении планетарного мышления, основанного на толерантности и диалоге культур, важную роль может сыграть не только восточная, но и русская философская традиция и, в частности, идеи русского космизма.
    • В философии космизма, развивавшей идеи единства человека и Космоса выделяют как религиозное (Н.Ф.Федоров, В.С.Соловьев, С.Н.Булгаков), так и естественнонаучное направление (Н.Г.Холодный, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский, В.И.Вернадский). И хотя в ...
    • Человек и жизнь на земле рассматриваются как результат космической эволюции. Но развитие человека и его разума на определенном этапе эволюции начинает оказывать всевозрастающее влияние на природные процессы, что позволило русским космистам отстаивать ...
    • Многие из этих идей близки представлениям о человеке и мире, развитым в традиционных восточных культурах. Но в восточных культурах ценность природы доминирует над ценностью человека. Вектор человеческой активности ориентирован не столько вовне, скольк...
    • А в западной культуре ценность человеческой личности доминирует над ценностью природы. Человек рассматривается как особая одухотворенная часть природы. Вектор человеческой активности направлен вовне, на преобразование окружающего мира и подчинен...
    • Философия русского космизма не разделяет целиком ни первое, ни второе понимание. Русские философы настаивают на том, что чисто технологическое отношение к природе имеет свои границы. Но вместе с тем предлагаемые русскими философами проекты будущ...
    • Космизм возвращает нас к целостному видению мира как единства человека и космоса. Он в состоянии сыграть позитивную роль в соединении идей западноевропейской культурной традиции и восточных философских систем, где человек изначально рассматривался ка...
    • Велик вклад в сокровищницу отечественной мысли Н.Н. Моисеева, которого всегда волновали острейшие вопросы существования человечества, глобальный эколого-цивилизационный кризис и возможные пути выхода из него. Развивая теорию цивилизаций, он раз...
    • Идеал, который пронизывает практически все направления русского космизма, - это выход человечества на такой уровень своего развития, когда оно, объединившись в планетарном масштабе, сможет управлять природой как целостным организмом. Конечно, в ...
    • Четкое уяснение специфики новой реальности бытия заставляет по-новому взглянуть на ближайшие перспективы и отдаленное будущее человечества, в широком контексте социоприродной истории определить направления развития науки, техники, производства, общест...
    • В русской философии и науке отношение к природе было неоднородным. С одной стороны, представлены западнические традиции как потребительско-индустриальное отношение к природе, основывающееся на механической модели мира. С другой стороны, для российской...
    • В философском наследии мыслителей религиозного возрождения выделяется линия, близкая пафосу идей русского космизма, именно здесь ставятся “проблемы о космосе и человеке”, разрабатывается активная, творческая эсхатология, смысл которой, по словам Бер...
    • Человек-микрокосм ответственен, по мнению Бердяева, за весь строй природы, более того, на своем пути к Богочеловеку он призван к продолжению творения. Природа должна быть им освобождена, оживлена и одухотворена. Иными словами, человек разделяет судьб...
    • Два противоположных эмоциональных потока – оптимизм как ощущуение интеллектуального и технического величия современной эпохи и горький пессимизм как осознание надвигающегося антропологического “Апокалипсиса”, кризиса духа и плоти человека – сливаясь в...
    • Идея космичности человека, космическая установка во взгляде на мир - одна из наиболее привлекательных черт русского космизма для наших современников. Созвучными им являются такие идеи русского космизма, как вера в космический прогресс, в могущество че...
    • Становление общества, а теперь и отдельного конкретного человека мощной геологической силой, способной оказывать заметное влияние на глобальные планетарные процессы, влиять на бытие и ход эволюции биосферы Земли, коренным образом меняют традиционное п...
    • Космическая философия предполагает принципиально новое качество мироотношения, которое можно выразить через идею активной эволюции, то есть необходимости нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую...
    • Особый интерес проявляет русский космизм к человеку, к проблеме его места и роли во Вселенной. Характерным является то, что речь идет не о человеке вообще, а о человеке, нацеленном на творчески активную деятельность по преобразованию своей настоящей и...
    • В русском космизме самобытные ценности отечественной истории и культуры органически соединяются с научными концепциями о мире. Исходной посылкой русского космизма является учение об отношении Творца и творения, представление о Космосе как живом органи...
    • Русский космизм ощущает себя “благой вестью” и востребован сегодня повсеместно: в науке, в религии и в искусстве. Идеи русского космизма не только не устарели, но в свете новых открытий в области науки, техники и развития космоса стали еще убедительне...
    • Человек - кульминация спонтанной, бессознательной эволюции, но вместе с тем и некое начало, вырабатывающее в себе предпосылки для нового, разумно направленного этапа самой эволюции. С первой мысли человека о мире и о себе, с первого самого малого пр...
    • Созданная на Земле новая искусственная оболочка - биосфера, радикально преобразованная трудом и творчеством человека, притом преобразованная не всегда по-настоящему разумно, зачастую носило хищнический, неукротимо и жадно потребляющий природу, ее ресу...
    • Человек в своих антропологических, социальных, исторических гранях - существо еще далеко не совершенное, в определенном смысле “кризисное”. Вместе с тем существует идеал и цель высшего, духовного Человека, тот идеал, который и движет им в стремлении п...
    • По прошествии времени можно сказать, что многие замыслы космистов остаются нереализованными. Означает ли это, что ошибочны были сами идеи, заключающиеся в положительном всеединстве, соборности, сотворчестве Бога и человека? Нет. Возможно, что для вопл...
    • Русские космисты интуитивно нащупывают нить развития жизни и смело экстраполируют ее сверхэволюционное развитие на всю историю в целом. Футурологический потенциал русского космизма велик и многообразен. Русский космизм как целостное мировоззрение, им...
    • 3.3 Современный поиск новых смысложизненных ориентиров в русском космизме
    • Гуманистическая тенденция, поддержание которой сопряжено с сохранением единства России, в соответствии с которой развитие личности современного мира – определяющая ценность всемирно-исторического процесса. К сожалению, гуманистическая тенденция не тол...
    • Сегодня в условиях глобализации, которой присущи неопределенность и нестабильность, на путях поиска новых возможностей цивилизационного развития более актуальным становится диалог культур, интенсивное взаимодействие различных философских идей. Может...
    • За последнее столетие в условиях необычайного роста науки, техники, технологии, образования, искусства, политической и религиозной деятельности возникло интегрально-системное социокультурное явление, связующее воедино все сущее через призму космологич...
    • Рациональное постижение мира было своеобразной доминирующей программой развития новоевропейской мысли, например, ярко выраженной в гегелевском рационализме или в проектах марксизма, согласно которым можно строить жизнь по некоему проекту, преобразуя с...
    • На Востоке существовала иная традиция в понимании рацио в деятельности. Здесь господствовал идеал минимального вмешательства в протекание природных и социальных процессов; здесь было развито понимание «дао» как единства истины и нравственности.
    • В современной научной картине мира, ассимилирующей достижения синергетики, формируется новое понимание взаимодействия частей целого и согласованности их изменений. Ситуация освоения в познании и практике сложных развивающихся систем по-новому ставит п...
    • В современной ситуации выбора человечеством новых стратегий выживания, многие идеи, разработанные в традиционных восточных учениях, согласуются с возникающими в недрах техногенной культуры конца ХХ века новыми ценностями и мировоззренческими смыслами....
    • В поиске новой системы ценностей, в становлении планетарного мышления, основанного на толерантности и диалоге культур, важную роль может сыграть не только восточная, но и русская философская традиция. На современном этапе отечественная мысль предприни...
    • Перед лицом современного экологического кризиса, поиск “общего дела” (по Н.Ф. Федорову) как регуляции отношений человека и остального мира приобретает уже приоритетное значение. Особо стоит подчеркнуть совпадение главных принципов философии космизма...
    • Все эти новые мировоззренческие идеи, возникшие в западной культуре второй половины ХХ века и опирающиеся на современные научные представления об окружающей человека природной среде, перекликаются с мировоззренческими установками восточных культур, а ...
    • Человек и жизнь на земле рассматриваются как результат космической эволюции. Но развитие человека и его разума на определенном этапе эволюции начинает оказывать всевозрастающее влияние на природные процессы, что позволило русским космистам отстаиват...
    • Многие из этих идей близки представлениям о человеке и мире, развитым в традиционных восточных культурах. Но в восточных культурах ценность природы доминирует над ценностью человека. Вектор человеческой активности ориентирован не столько вовне, скол...
    • Человек не воспринимается здесь как выделенный из природы ее особый компонент, он включен в круговорот космоса. Человек ориентирован на улучшение самого себя как части мира, на самопознание и поиск гармонии в себе, постижение истины не умом, а духом н...
    • В западной культуре ценность человеческой личности доминирует над ценностью природы; присуще жесткое отделение умственного и физического труда. Человек рассматривается как особая одухотворенная часть природы. Вектор человеческой активности направлен в...
    • Философия русского космизма не разделяет целиком ни первое, ни второе понимание, скорей всего, сочетает в себе эти две тенденции. Это и фундаментальное уважение к миру как самостоятельной реальности и чувство глубокой включенности в него (Восток), и «...
    • Русские философы настаивают на том, что чисто технологическое отношение к природе имеет свои границы. Но вместе с тем предлагаемые русскими философами проекты будущего отнюдь не отбрасывают западную культурную традицию, а напротив, используют ее возмо...
    • Н.А. Бердяев, уделявший большое внимание взаимоотношениям Запада и Востока, западной и восточной культур, считал, что Россия не должна отказываться ни от западных, ни от восточных ценностей. Она должна «явить тип восточно-западной культуры» (Бердяев Н...
    • При этом Россия должна преодолеть западное самодовольство и самомнение. Н.А. Бердяев критиковал позицию несовместимости западных и восточных ценностей. Русский мыслитель исходил из единства и многообразия мировой истории. В единстве он видел многообра...
    • Миссия России, как считает Н.Ф.Федоров, состоит в том, чтобы быть стержневой осью, поддерживающий баланс мировой культуры: баланс между католической и протестантской цивилизациями внутри европейской культуры и более общий баланс между Востоком и Запад...
    • Идеал, который пронизывает практически все направления русского космизма, - это выход человечества на такой уровень своего развития, когда оно, объединившись в планетарном масштабе, сможет управлять природой как целостным организмом. Конечно, в услови...
    • Четкое уяснение специфики новой реальности бытия заставляет по-новому взглянуть на ближайшие перспективы и отдаленное будущее человечества, в широком контексте социоприродной истории определить направления развития науки, техники, производства, общест...
    • В учении о единстве микрокосма и макрокосма Н.Бердяев стирает грань между Человеком и Вселенной. В.И.Вернадский, обосновывая такие научные положения, как мысль есть планетное явление, о переходе биосферы в ноосферу, о живом веществе как факторе геолог...
    • Идея космичности человека, космическая установка во взгляде на мир - одна из наиболее привлекательных черт русского космизма для наших современников. Созвучными им являются такие идеи русского космизма, как вера в космический прогресс, в могущество че...
    • Космическая философия предполагает принципиально новое качество мироотношения, которое можно выразить через идею активной эволюции, то есть необходимости нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую...
    • Таким образом, современный поиск новых смысложизненных ориентиров невозможно представить без диалога различных культур, без их критического осмысления. Русский космизм, развивающийся в русле русской философской традиции, но сопоставимый, по многим пол...
    • 1.6 Размышления о новых путях развития философии 42
    • 2.1 Некоторые историко-культурные аспекты развития
    • образования 51
    • 2.2 Образование в России: ценностная характеристика 58
    • ГЛАВА 3 ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЛАНЕТАРНО-КОСМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 106
    • 3.1 Особенности идей учения русского космизма 106
    • 3.2 Потенциал идей русского космизма 111
    • 3.3 Современный поиск новых смысложизненных ориентиров
    • в русском космизме 120
  • посл.стр.pdf

Usage statistics

stat Access count: 323
Last 30 days: 0
Detailed usage statistics